Эксперимент по организации и функционированию классов КРО в общеобразовательной школе
Эксперимент по организации и функционированию классов КРО в общеобразовательной школе
1. Обоснование проблемы исследования, её актуальность.
На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребёнка в соответствии с особенностями его физического и психического развития, возможностями и способностями.
Создание педагогических условий, оптимальных для каждого ребёнка, на основе личностного ориентированного подхода предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающей всё многообразие различных типов образовательных классов внутри общеобразовательной школы.
Потребности сегодняшней жизни диктуют необходимость создания классов для детей, отстающих в развитии. Период детства и отрочества – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не получает должного развития в школьном возрасте, то впоследствии не удаётся реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Среди разнообразных направлений, концепций и теорий педагогической и психологической помощи детям с отклонениями в развитии остаётся недостаточно разработанной модель помощи в системе дифференцированного образования в условиях массовой школы.
Первые тревоги в отношении развития детей обычно возникают с началом их школьного обучения. У одних обнаруживаются трудности усвоения навыков письма, чтения, счёта, у других – неумение общаться, подчиняться школьным правилам.
Неуспеваемость, особенно если она проявляется ещё в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможно последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, начальных знаний и умений приводит к чрезмерным трудностям в усвоении программы средних классов; в результате такие дети выпадают из обучения. Подобного положения (при отсутствии грубых нарушений развития) можно избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его возможностям помощь, но для этого надо знать причины неуспеваемости, установить, какие из них действуют в конкретном случае, и уметь или устранить их, или корригировать последствия.
Коррекционная работа с детьми – это сложный вид деятельности взрослых в образовательном учреждении. Залог её успеха – в их профессиональном взаимодействии. Все программы коррекции включают в себя педагогическую и психологическую части. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется практическим психологом.
Сегодня в школах большое количество детей имеют разнообразные отклонения в развитии. В то же время в системе образования ещё недостаточно специально подготовленных кадров для работы с такими детьми. Учитель-предметник, занимающийся ими, часто не обладает необходимыми знаниями в области специальной педагогики. Массовая образовательная школа испытывает острую потребность в специалистах, которые могли бы профессионально заниматься детьми с различными отклонениями.
Создание классов коррекционно – развивающего обучения (КРО) – это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении.
2. Цель эксперимента.
Создание модели педагогической и психологической помощи детям с трудностями в обучении на основе дифференцированного подхода к изучению, обучению и воспитанию детей, функционирование классов КРО в системе дифференцированного обучения в условиях общеобразовательной школы.
3. Задачи эксперимента.
– своевременное выявление и квалификация тех или иных неблагоприятных вариантов развития;
– вариативность учебных планов, образовательных и коррекционных программ;
– организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения;
– интеграция учащихся в общеобразовательные классы массового типа из классов КРО;
– обеспечение непрерывного образования для учащихся классов КРО;
– максимальная социально-трудовая адаптация учащихся классов КРО в подростковом возрасте к современным социальным условиям.
4. Этапы и план проведения эксперимента.
Этап | Виды деятельности и содержание работы | Ожидаемые результаты | Исполнители | ||
2006год | 1. Аналитическая записка по результатам работы классов КРО в 2000-2006г. г. | Выявление положительных и отрицательных результатов работы | Педагог-психолог Котелевич И. А. Пелипенко О. В. |
||
2007год | 2. Создание класса КРО. 1)обследование учащихся с трудностями в обучении ( 1-2 класс) |
Первичная обработка и систематизация данных | Педагог-психолог Котелевич И. А. Учителя 1-2 кл. |
||
2)проведение разъяснительной и исследовательской работы по изучению потребности родителей в получении дополнительной помощи в обучении ребёнка | Согласие родителей на обследование ребёнка МПК или ПМПК в форме заявления | Пелипенко О. В. Педагог-психолог Котелевич И. А. Учителя 1-2кл.
|
|||
3)заседание педагогического совета по вопросу открытия и функционирования класса КРО | Решение педагогического совета о направлении детей на ПМПК с целью создания класса КРО | Директор Чуян О. А | |||
4)обследование детей с трудностями в обучении районной ПМПК | Заключение районной ПМПК и создание банка данных | ПМПК г. Темрюк
Педагог-психолог Котелевич И. А. |
|||
5)ходатайство администрации школы в УО о создании класса КРО | Открытие класса КРО | Директор Чуян О. А. | |||
2007-2008г. г. | 3. Создание научно-методической и материально-технической базы для функционирования класса КРО |
||||
1)внесение изменений в учебный план школы | Учебный план, адаптированный к классу КРО | Зам. директора по УВР Вершинина О. Н. Пелипенко О. В. |
|||
2)составление авторизованных программ | Авторизованные учебные программы, адаптированные к классу КРО | Учителя-предметники,
Пелипенко О. В. |
|||
3)организация коррекционно-диагностической и развивающей работы с учащимися класса КРО | Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога | Педагог-психолог Котелевич И. А. | |||
4)введение индивидуальных дневников развития уч-ся классов КРО | Сбор, изучение, описание достижений уч-ся с учетом коррекции развития | Педагог-психолог Котелевич И. А Учителя-предметники
Классные руководители |
|||
5)работа школьной ПМПК | -мониторинг деятельности уч-ся классов КРО; – анализ динамики развития уч-ся классов КРО; – коррекция программ индивидуального развития детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи; – психологическая помощь при подготовке уч-ся классов КРО к промежуточной аттестации. |
Директор Чуян О. А. Педагог-психолог Котелевич И. А. |
|||
4. Проведение первой научно-практической конференции по проблемам исследования | Обобщение первых результатов исследования, определение новых задач | Педагог-психолог Котелевич И. А. Пелипенко О. В. |
|||
2009год | 5. Разработка спецкурсов, уроков, тематических курсов, подготовка методических рекомендаций, их апробация | Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению уч-ся классов КРО в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования | Педагог-психолог Котелевич И. А. Пелипенко О. В. Зам. директора по УВР Вершинина О. Н. |
||
1)Проведение открытых уроков в классах КРО | Учителя-предметники | ||||
2)Проведение «круглых столов» по обмену опытом | Пелипенко О. В. | ||||
3)Участие в районной педагогической конференции с обобщением опыта работы в классах КРО | Педагог-психолог Котелевич И. А. Пелипенко О. В. Зам. директора по УВР Вершинина О. Н. библиотекарь Середа Н. Г. |
||||
2010-2012г. г. | 6. Научно-практические мероприятия | ||||
1)Завершение первого этапа эксперимента | Подведение итогов и систематизация материалов по результатам исследования | Педагог-психолог Котелевич И. А. Администрация школы |
|||
2)организация непрерывного образования в классах КРО | Профессиональная подготовка и трудоустройство | Педагоги СПТУ № 65 Зам. директора по ВР Сухоруков В. В.
|
|||
3)проведение второй научно-практической конференции по проблемам исследования | Подведение итогов эксперимента | Педагог-психолог Котелевич И. А. Пелипенко О. В. Вершинина О. Н.
|
|||
4)создание портфолио эксперимента | Педагог-психолог Котелевич И. А. Пелипенко О. В. Зам. директора по УВР Вершинина О. Н. Библиотекарь Середа Н. Г. |
||||
Метки: Вопросы управления