Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Исследовательский проект "Тексты песен как речевой код современной эстрады"

Не секрет, что на сегодняшний день особое влияние на состояние речевой культуры оказывают средства массовой информации. Именно они для многих носителей языка являются основным источником представлений о языковой норме. Не являются исключением и тексты популярных эстрадных песен: слова, подчинённые музыке, проникая в подсознание, удерживаются там, формируя орфографические формулы и модели. Поэтому любые нарушения норм современного русского литературного языка в текстах песен становятся в сознании слушателя речевым кодом.

Выбор темы обусловлен желанием определить степень культурной и языковой грамотности современных эстрадных песен и их воздействие на слушателей

Актуальность исследования определяется следующими причинами.

  1. Стало интересно подойти к данной теме с точки зрения семантики;
  2. Исследовательская работа может стать небольшим штрихом в едином описании языкового портрета эстрадных песен;
  3. На основе этого материала можно провести исследования других эстрадных песен  с точки зрения  лингвистики.

Объект исследования: речевой код популярных эстрадных песен

Предмет исследования: популярные эстрадные песни.

Гипотеза: современные эстрадные песни не являются показателем развития русского литературного языка, а создаются авторами с нарушением языковых норм и снижают речевую культуру слушателя.

Цель работы: изучение текстов песен как речевого кода современной эстрады.

Для реализации цели были определены следующие задачи:

  1. Подобрать и изучить по данной теме научную и методическую литературу.
  2. Собрать и систематизировать песни отечественных кинокомедий.
  3. Проанализировать тексты популярных эстрадных песен с точки зрения норм литературного языка.
  4. Провести социологическое исследование среди моих собеседников с целью влияния  популярных песен на речевую культуру слушателей. Сделать выводы.

В связи с тем, что тексты эстрадных песен с точки зрения лингвистики мало изучены, поэтому большую помощь моему исследованию оказала работа, доктора филологических наук, профессора Костомарова Виталия Григорьевича «Язык текущего момента: понятие нормы», а также статья кандидата филологических наук Головиной Элеоноры Дмитриевны «Ту-ту-ту и на-на-на (О языке современной популярной песни)»

Именно их подход к лингвистическому анализу эстрадных песен помог мне в исследовании.

Образцовым вариантом национального языка является литературный язык, он подчинен строго определенным правилам, которые именуются нормой. По мнению профессора, доктора филологических наук Костомарова Виталия Григорьевича норма литературного языка – это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка. Отклонения от норм могут свидетельствовать об элементарной неграмотности, недостаточной речевой культуре. Резкое и немотивированное отступление от литературной нормы – квалифицируется как ошибка. В ортологии – науке о литературных нормах – выделяют следующие разновидности норм: стилистическая, лексическая, грамматическая, орфоэпическа. Это те нормы, которые необходимы для формирования речевой культуры.

Опираясь на полученные теоретические сведения, я приступила к исследованию эстрадных песен. Мной были проанализированы 35 текстов песен современных российских исполнителей с учетом музыкальных вкусов опрошенной аудитории.

Приступая к практической работе, был проведен языковой анализ текстов песен, а также разновидности нарушений норм литературного языка. Выявлены и классифицированы наиболее типичные ошибки.

1. Нарушение стилистических норм. В анализируемом материале обнаружено нарушение чистоты речи: в текстах песен присутствуют слова-паразиты «И мне никого, блин, не надо…»(гр. «Градусы»); жаргонны «Что же делать, Ё-моё!» (гр. «Дискотека Авария»); просторечные выражения «Вот так и взяла бы и дала бы по башке» (А.Пугачёва).

2. Нарушение синтаксических норм.

«Словесная каша» «Ночью все ясно, если ты мне молчишь» (И.Лагутенко); логические неувязки «Припаду, рыдая, к цветам и ноздрями землю втяну» (О.Газманов). В этих песнях нет связи между членами предложения, основную мысль невозможно определить, текст представляет собой практически несвязный набор фраз, положенных на музыку.

3. Нарушение лексических норм.

- лексическая несочетаемость:

«Не забывай пламя огня,
Где мы с тобой греем себя…»
Ю.Савичева

Слова «пламя» и «огонь» - синонимы.

- лексические повторы: «А нам еще с тобою еще о многом надо помечтать" (группа "Руки вверх!"). Скорее всего автор данной композиции хотел усилить словом «ещё» значение «опять, снова».

- не менее распространенным изъяном является нарушение лексических норм, под которыми понимается употребление слов и устойчивых выражений в соответствии с их значением «Бордовый горизонт, бордовое Бордо в бокале» (Ёлка).

4. Нарушение грамматических норм. Это нарушения в словообразовании: «Чумачечая весна, чумачечая», в морфологии: «Ледовое гетто портит ребёнков»; в синтаксисе: «Стоят девчонки – юбки по колено» («Руки вверх») (Одежда бывает до колена).

Наблюдения показали, что в песенных текстах присутствуют и орфоэпические ошибки, которые связаны с нормами произношения:

От солнца, [шоп] не жмуриться -В орфоэпическом словаре под ред. Розенталя. зафиксирована норма [штоп].; ударения: «Нас не разлУчат нет!», (не разлучАт); неправильного сокращения основ: Клёвый вечер, делать [неча]…В орфоэпическом словаре под ред. Розенталя зафиксирована норма [нечего].
Как следствие, данные ошибки повторяются в речи слушателей и закрепляются в сознании.

Все выше перечисленные примеры доказывают: популярность эстрадных песен приводит к тому, что все нарушения в текстах (орфоэпические грамматические, стилистические) искажают представления слушателей о нормах современного русского литературного языка и, к сожалению, закрепляются в сознании.

В диаграмме видно, что 79% приходится на стилистические ошибки, 8% - лексические, 5% орфоэпические и по 4% приходится на морфологические и синтаксические.

Систематизация и анализ исследуемых крылатых выражений позволил сделать ряд выводов.

  1. Обнаружила и описала наиболее типичные отступления от языковых норм в текстах популярных песен.
  2. Многие современных эстрадных песен носят явно разрушительный характер с точки зрения языка, что негативно воздействует на подсознание и речь слушателя.
  3. Речевые коды современных текстов скрыты под завесой яркой эмоциональной музыки и, к сожалению,
  4. Подтвердились слова Мурашова: «Эстрадная музыка для нынешнего подростка с плеером, наушниками и аудиоколонками дома - не только возможность «оторваться», потенциальный «тус» и «стопудовое зависалово», но и информационно-экспрессивный код, своего рода призма, через которую подросток воспринимает мир. И этот код имеет свои речевые вехи, а среди них и такие, которые цитировать без упрёка в мелком хулиганстве невозможно».

Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале работы нашла своё подтверждение, что современные эстрадные песни не являются показателем развития русского литературного языка, а создаются авторами с нарушением языковых норм и снижают речевую культуру слушателя.

Презентация

1.09.2020