Как приобщить детей к духовным поискам человека через произведения искусства?

Как приобщить детей к духовным поискам человека через произведения искусства?

Вся история человечества свидетельствует, что явление, которое мы сейчас называем искусством, или художественной культурой, это неотъемлемая составляющая человеческого способа существования в мире. И ее деградация, утрата новыми поколениями понимания ее неутилитарной, но в высшей степени реальной ценности, утрата ответственности за ее сохранение, развитие и „трансляцию“ в будущее – это, может быть, самый короткий путь к расчеловечиванию данного общества. Мелик-Пашаев А. А. « О состоянии и возможностях художественного образования. »

Наверное, сколько существует мир , столько будут волновать человека ищущего вопросы о том, для чего он приходит на землю, в чем смысл жизни и как сделать ее интересной и значимой.

Наверное, сколько существует педагогика, столько будет звучать вопрос: «Как пробудить у ученика интерес к самораскрытию, заставить задуматься над этим самым смыслом жизни и, если не найти его , то сделать сам поиск смыслом существования?»

На мой взгляд, именно педагогика искусства ближе всего находится к заветной цели, т. к. аппелирует не к разуму человеческому, а к его чувствам.

Недаром еще в Древней Греции использовали благодатное воздействие катарсиса на душу человека, через слезы и сопереживание очищая ее.

На современном этапе развития общество подошло к тому критическому рубежу, за которым , если не осознать этого, -зияющая пустота бездуховности и гибели. Именно поэтому преподавание предметов духовно-нравственного цикла– истории, литературы, мировой художественной культуры, а также приобщение к религиозной традиции становится особенно актуальным, если не важнейшим!

Горький опыт реализации стандартов первого поколения показал, что подачей знаний, пусть даже это будут «знания норм морали, нравственных, духовных идеалов», психологически сложных задач воспитания решить невозможно. ЗНАТЬ правила нравственности и БЫТЬ нравственным человеком – это разные вещи. Можно знать наизусть правила морального поведения – и совершать аморальные поступки, даже преступления.

Без привлечения искусства в образование и без использования в преподавании искусства особых (художественно-педагогических, ценностно-смысловых) технологий, разработанных в педагогике искусства и позволяющих организовывать общение школьников с искусством на уроках, решить психологически сложные задачи воспитания и развития человека, а значит вырастить «человеческий капитал», способный модернизировать Россию, практически невозможно.

Постижение отношения к миру, людям, к самому себе, представлений о добре и зле, счастье, смысле жизни, должно происходить только в процессе ДУХОВНОГО ОБЩЕНИЯ , а не при передаче в готовом виде знаний о правилах поведения. Учебный процесс должен носить ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ характер, преображая ученика и способствуя выработке духовных ценностей самостоятельно на основе переживания .

Действуя на подсознание через художественные образы, внешние социальные нормы становятся внутренним регулятором поведения человека.

«Художник распахивает перед людьми свою душу, исповедуется перед ними, искренно и откровенно, и тем самым их воспитывает. Такое нравственно-эстетически-гражданское воспитание искусством и дополняет, и углубляет, и целенаправленно расширяет опыт личности. . . … великие мастера искусства и их герои достигают такой глубины и полноты самораскрытия, какая, видимо, недостижима в реальном общении людей. . . Глубина психологического анализа, доступная литературе, театру, киноискусству, и те средства проникновения в неосознаваемые и словесно невыразимые психические процессы, которыми обладают музыка, танец, живопись, открывают нам души наших художественных друзей во всей полноте, в целостном единстве сознательного и подсознательного содержания. . . » (Каган М. С. »Мир общения»)

«Художественное произведение, – пишет психолог А. Р. Лурия, – допускает различной степени глубины прочтения; можно прочитать художественное произведение поверхностно, выделяя из него лишь слова, фразы или повествование об определенном внешнем событии; а можно выделить скрытый подтекст и понять, какой внутренний смысл таится за излагаемыми событиями;

Пример 1

Урок-откровение: «Добродетель и порок» (работа с притчей о создании Леонардо да Винчи знаменитой фрески «Тайная вечеря»)

Искусство должно будить совесть и бередить душу, побуждая человека находиться в постоянном диалоге с реальным миром и самим собой, т. е. жить осознанно. Но его тянут вниз искушения , гордыня, зависть, лень, нетребовательность к самому себе.

У художника Возрождения Леонардо да Винчи есть фреска, на которой он изобразил Иисуса Христа в кругу своих учеников. Она называется «Тайная вечеря». Это последняя их совместная трапеза, после которой (и Христос с грустью говорит об этом) один из учеников предаст его.

Вы знаете , кто это? Да, это Иуда (на фреске он сидит вторым по правую руку от Христа).

Скажите, а каково должно быть лицо и, особенно, глаза предателя?

Это может быть ангельский лик? Наверное, нет. На нем должны скрыто или явно проступать человеческие пороки.

Так вот, для главных героев своей фрески Леонардо тщательно подбирает натуру, ведь перед ним стоит сложнейшая задача– правдиво передать библейский сюжет. Притча о создании фрески легла в основу песни нашей современницы Св. Копыловой.

Звучит песня-притча «Леонардо да Винчи».

Что удивило вас? Поразило?

То, что два образа были списаны с одного и того же человека.

Почему так произошло? Как жил он после написания первого образа? Сколько прошло лет?

Три года. За это время он сильно опустился. Возможно, из-за гордыни или нестойкости духа он стал подвержен пороку и в результате изменился до неузнаваемости.

Чем эта история поучительна для нас?

Никогда не надо падать духом или останавливаться в своем развитии, надо учиться преодолевать жизненные трудности, находить в себе самом частичку Бога, т. е. любовь и быть счастливым несмотря ни на что! В каждом из нас есть плохое и хорошее, но не надо слишком возноситься, если пришла удача. Нужно уметь быть благодарным судьбе за все, что она нам дает!

Мы часто в жизни слепы. И до срока

Не отличить нам добродетель от порока…

Но зло в себе найти– труднейшая задача…

Сквозь тернии– приблизим мы удачу!

Пусть совесть будет верной в том порукой,

Иначе жизнь сплошною будет мукой…

Чтоб обрести успех и пониманье—

Стяжай добро, любовь и покаянье.

Е. Б. Смирнова, МБОУ СОШ №24 г. Мытищи, Московская область