Моделирование активной образовательной среды как условие развития личности школьника

Моделирование активной образовательной среды как условие развития личности школьника

Важнейшей стратегической задачей российского образования является модернизация и инновационное развитие, что позволит нашему обществу стать конкурентным в мире 21-го века. Задача новой школы воспитать личность, способную творчески мыслить, проявлять инициативу, находить нестандартные решения, быть конкурентоспособным. Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новые знания, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего. Для достижения этого необходимо создать активную образовательную среду как важное условие развития личности школьника.

Термин "среда" имеет достаточно широкое употребление. Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (Ясвин В. А. ). В данном определении образовательной среды и ее структуры акцентируется ее значение, связанное с процессом формирования личности учащегося по определенному образцу. Структура образовательной среды включает в себя, как считает Ясвин В. А. три базовых компонента:

– пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и

возможности осуществления обучения, воспитания и социализации детей,

– социальный, т. е. пространство условий и возможностей, которое создается

в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (учащимися, педагогами, администрацией,

родителями, психологами и другими),

– психодидактический, т. е. комплекс образовательных технологий

(содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или

иных психологических и дидактических основаниях.

В соответствии с этими компонентами строится проектирование и

моделирование образовательной среды как системы возможностей, отвечающих потребностям познавательного и личностного развития учащихся. Основной причиной, обусловившей активное введение в психологию образования понятия "образовательная среда", является изменение исходных оснований построения современных образовательных технологий. Современное состояние системы образования характеризуется

сосуществованием разных образовательных парадигм, т. е. разных парадигм

обучения и развития детей:

– традиционное обучение,

– развивающее обучение,

– личностно-ориентированное обучение,

– развивающее образование.

В настоящее время активно происходят:

– смена образовательных парадигм, т. е. тех исходных дидактических и

психологических оснований, на которых построены содержание и методы

обучения, характерные для данной образовательной технологии;

– изменение целей обучения;

– изменение представлений о развитии способностей учащихся при обучении.

Изменение социально-экономической ситуации в стране привело к

изменению социального запроса к обучению и воспитанию детей в условиях

общего и дополнительного образования. Осознан и принят социальный заказ на формирование такой личности, которая способна к вхождению в социум, характеризуемый сосуществованием различных социальных общностей и экономических систем. Это потребовало переосмысления самой парадигмы образования и перехода от традиционной, так называемой, адаптивно-дисциплинарной модели обучения на развивающие образовательные технологии.

В настоящее время остро встал вопрос социализации детей и юношества. Естественно, социализация включает в себя такое развитие, обучение и воспитание ребенка, в результате которого он будет подготовлен к активной самостоятельной жизни в обществе, имея ввиду, как минимум, семейный, профессиональный и социальный (личностный и межличностный) аспекты жизнедеятельности индивида.

Однако, за небольшим исключением, соотношение обучения и развития

остается прежним. Обучение влечет за собой развитие учащихся в той мере, в

какой мере предметная логика учебной дисциплины соответствует логике

психологического развития способностей и личности учащихся. Понятно, что

чаще всего эти логики не совпадают друг с другом, что заставляет педагогов

обращаться к психологии за коррекционной поддержкой. Поэтому возникла

необходимость выявления и анализа психологических сходных оснований

построения традиционных и современных образовательных парадигм.

Путь психодидактического проектирования образовательной

технологии, который, в отличие от развивающего обучения, мы называем

развивающим образованием, ориентирован:

• во-первых, на создание образовательной среды (условий), создающих

возможность для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей и развития уже проявившихся способностей и личности каждого учащегося, в соответствии с присущим каждому индивиду творческим потенциалом;

• во-вторых, на комплексное развитие различных видов способностей

и сторон личности (физических, эмоциональных, познавательных, личностных, духовно-нравственных) в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Таким образом, проектирование учебной деятельности в русле

развивающего образования становится комплексной психо-

дидактической проблемой. Принципиально, что при этом базовый (или

повышенный) уровень «знаний-умений-навыков» превращается из цели обучения в средство развития его познавательных, творческих и личностных возможностей. Соответственно меняются роли ученика и учителя, так как в идеале они должны теперь образовать единую развивающуюся систему «учебный материал – учитель – ученик». Причем ученик он превращается из «объекта» педагогического воздействия в «субъекта»-партнера по педагогическому взаимодействию с учителем и, кстати, со своими одноклассниками, что является необходимым условием для его социализации. Учитель же из "транслятора" учебного материала превращается в "организатора" познавательного взаимодействия

между учебным материалом и учащимися, с которым он образует совместного субъекта познавательного развития.

Ясвин В. А. разработал алгоритм педагогического проектирования образовательной среды, согласно которому осуществляется взаимосвязанное проектирование каждого из трех компонентов образовательной среды в контексте организации системы возможностей для удовлетворения всего иерархического комплекса потребностей и реализации личностных ценностей всех субъектов образовательного процесса. Методической "матрицей" проектирования может служить модель "проектного поля" образовательной среды.

Таким образом, тенденция развития образовательных парадигм от традиционных к развивающим методам обучения учащихся, приводит к тому, что в качестве предмета теории и практики развивающего образования начинает выступать образовательная среда, ее типология, проектирование и моделирование. Необходимо также отметить, что наличие творческой образовательной среды является важным условием для развития способностей одаренного ребенка, и это не должно происходить стихийно. Поэтому для развития одаренности как становящейся и даже проектируемой психической реальности, как утверждает Давыдов В. В. , является развитие способности учащегося быть субъектом процесса своего развития.

Образовательная среда выступает в качестве:

• факта обучения и развития учащегося;

• фактора обучения и развития учащегося.

Здесь взаимодействие учащегося и среды рассматривается, а на практике конструируется в субъект объектной схемы взаимодействия, когда среда выступает в качестве фактора, активно воздействующего на учащегося, а сам учащийся выступает в качестве объекта, принимающего это воздействие. Отношение учащегося к среде как бы не имеет особого значения, важно лишь то, чтобы он в ней находился, для него созданы условия обучения и развития, образовательная среда предоставляет собой совокупность возможностей для

проявления и развития его способностей. Например, все дети идут

учиться в школу, потому что именно там созданы условия для получения знаний по предметам общеобразовательного цикла. Но физико-математическая школа или спортивная школы в плане содержания обучения предоставляют разные возможности для обучения и развития учащегося.

Образовательная среда может выступать в качестве средства "в руках"

педагога, когда он целенаправленно выстраивает образовательную среду,

необходимую, по его мнению (и умению), для решения тех или иных

педагогических задач. Но образовательная среда может служить и собственным, субъективным средством развития учащегося, субъективным в том смысле, что учащийся сам выбирает или выстраивает для себя образовательную среду, соответствующую его интересам. В качестве примера можно привести дополнительное образование, профориентационные действия учащегося, переход учащегося на индивидуальную или экстернатную формы обучения, выбор школы, где физику преподают лучше и т. п. Существенно, что в этом случае учащийся, целенаправленно выбирая свою образовательную среду, по сути, превращает ее в средство индивидуального развития, т. е. он становится субъектом своего развития, а образовательная среда – объектом его выбора и использования в качестве недостающего ему средства развития своих способностей.

Для активизации образовательной среды, необходимо иметь возможности для реализации развития личности школьника. Атмосфера, стимулирующая учащихся для развития своих потенциальных возможностей, заинтересованность, перспективы, использование ИКТ и приобретения навыков экспериментальной работы, участие в различных конкурсах, олимпиадах позволяют развить их творческий потенциал, одарённость, воспитывать чувства патриотизма, умение самопризентации.

Активная образовательная среда формируется в отдельных творческих группах. Учащимся предлагать научно – экспериментальную работу, участие в научных обществах («Квант», «Архимед» и др. ). Создавать актив, в каждом классе назначать консультантов и экспериментаторов из числа наиболее способных и активных учащихся, что способствует повышению их ответственности и творческих способностей. Школа получила оборудование для кабинета физики. Ребята осваивают школьный физический эксперимент, имея новое оборудование, увеличивается интерес к исследовательской деятельности. Участники эксперимента принимают участие в краевых конкурсах, викторинах, олимпиадах. Экспериментаторы проводят опыты, не входящие в программу школьного курса физики, что способствует их творческому росту. Пользуясь тем, что на территории нашего района были построены два моста государственного значения (железнодорожный и автомобильный через реку Онон), ребята провели исследовательскую работу, представили материал для своих сверстников. Не остаётся без внимания детей событие этого года, когда была электрифицирована железнодорожная ветка Карымская – Оловянная.

Каждый год представители ж. д. института приезжают к нам в школу, проводят олимпиады по математике и физике. В этом году четверо учащихся стали победителями районного тура и выезжали на дорожную олимпиаду в Читу.

Учащиеся 9-11 классов выезжали на экскурсию в Читу по всем основным предприятиям, учебным заведениям железнодорожного транспорта. По инициативе центра занятости населения в посёлке прошла ярмарка профессий ведущих учебных заведений Забайкальского края. Такое сетевое взаимодействие, создание активной образовательной среды играет ведущую роль в выборе будущей профессии выпускника школы.

Многие ребята ежегодно принимают участие в заочной всероссийской олимпиаде «Авангард», становятся призёрами и победителями. Основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной принимать нестандартные решения, создавать и воплощать замыслы, характеризующиеся новизной. Гибкая система организации обучения способствует сохранению высокого уровня образовательных стандартов, потребности в самообразовании, признании интересов ребёнка, его творчества, поддержки его успехов и в тоже время, включение в социально полезную деятельность, что и называем образовательной средой, системой влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития.

Физика, являясь обязательной составной частью всеобщего среднего образования, одновременно образует прочный фундамент всего естествознания. Она содержит в себе мощный гуманитарный потенциал, воздействуя на характер мышления, помогает ориентироваться в шкале жизненных ценностей, способствуя в конечном счёте выработке активной жизненной позиции и адекватного отношения к окружающему миру.

А. А. Елистратов, МБОУ СОШ № 235, п. Оловянная, Забайкальский край