Роль учителя в истории Российского государства

Роль учителя в истории Российского государства

Влияние и роль учителя в истории государства Российского просто невозможно отрицать. Вклад учителя огромен, ведь он одновременно воспитатель, он формирует сознание будущих поколений. Когда ребенок приходит в школу, то учитель становится для него образцом подражания, ведь он источник знаний, от которого можно получить ответ на практически любой вопрос. Учитель становится и нравственным авторитетом, но если вдруг этот идеал подаст пример безнравственности, если его слова перестанут идти наравне с делом, то это приведет к цинизму и нравственной деградации его учеников.

Учитель истории, в частности, более ориентирован на патриотическое воспитание. Наиболее значительна роль исторического образования в формировании мировоззрения, гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Выдающийся отечественный историк В. О. Ключевский писал: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином». Этот тезис достаточно точно определяет мое отношение к роли исторического курса в системе образования.

Огромная по территории и пестрая в национальностях страна богата событиями истории, которые стоит помнить и гордиться ими. Огромное количество героев, павших за нашу свободу и независимость в различных войнах, создают пример доблести, отваги и любви к отечеству.

К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. В то же время учитель истории должен прививать школьникам общечеловеческие ценности, любовь к культуре, уважение к традициям других народов, показывать путь, которое прошло человечество, его свершения и достижения. Знакомство с памятниками мировой культуры и искусства – благодатная почва для воспитания общей культуры и духовных ценностей в учениках.

У каждого царя или императора были свои учителя, да что там царя – у каждого из нас был свой учитель, свой образец подражания. Неоспоримо, что именно вклад учителя в образование будущих царей или императоров является определяющим в выборе путей исторического развития. Именно воспитание и образование влияло на политику руководителей нашей державы.

В любой самый сложный для России период на помощь всегда приходили патриотические традиции, национальная гордость, национальное самосознание. Национальное самосознание неразрывно связано с патриотизмом, содействующим мобилизации сил общества на решение возникших перед ним задач, облегчающим преодоление трудностей и испытаний.

Профессия учителя очень древняя. Педагог, как уже было мною замечено, формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Должность учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», – писал великий педагог Я. А. Коменский (1592-1670).

Значимость роли учителя в прогрессивном развитии общества определил русский педагог К. Д. Ушинский (1823-1870): «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознаёт, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения».

Происходит смена культур: от книжной культуры к так называемой экранной культуре. Нынешнее поколение школьников меньше читает, больше смотрит телевизор, работает за компьютером. Возникает необходимость актуализации имеющихся у школьников представлений, ассоциаций.

Началась переоценка ценностей. Говорят, что настоящий гражданин любит свою Родину. Но что такое Родина? Родные люди, родной дом, березки? Но вокруг так много проблем: нищета, безработица, высокие цены, терроризм. Это тоже любить? Это тоже Родина? Это сложные вопросы. Нельзя любить непродуманные решения правительства. Но истинный гражданин, не любя их, переживает боль и трудностей своей Родины. В. А. Сухомлинский писал: "Родина – твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо». Настоящий гражданин должен понять, что без его действия ничего не изменится.

В нынешних непростых условиях учитель истории должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Родины как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы). В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

Закончу словами известного историка Карамзина: «Простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».

Д. В. Сысоев, МБОУ "Свияжская СОШ ЗМР РТ", Зеленодольск, Республика Татарстан