Учебно-исследовательская деятельность как средство развития творческого потенциала лицеиста на уроках географии
Учебно-исследовательская деятельность как средство развития творческого потенциала лицеиста на уроках географии
Творческий потенциал заложен в человеке, а уровень его реализации определяется ценностными ориентациями, мотивами, направленностью личности, способностями, условиями, в которых она развивается. Учебно-исследовательская деятельность по предмету, в условиях современного образования, является одним из эффективных средств для создания мотивации к изучению географии и развития творческого потенциала, являющегося неотъемлемым условием конкурентоспособной личности.
Тезисы статьи в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной науки и образования». – Уфа, БГУ, 2010г. – 30-33 с.
Творчество – это возможность активизировать себя. Анализируя научную литературу о развитии творческой личности, мы придерживаемся точки зрения, что творчество – это деятельность, процесс, где развитие человека безгранично [1]. Это конструктивная деятельность по созданию нового. Ученые утверждают, что учебно-исследовательская деятельность способствует развитию творческого потенциала, как интегративного качества личности лицеиста, которое:
– отражает меру возможностей актуализации ее сущности творческих сил в реальной преобразовательной практике;
– определяет потребность, готовность и возможность творческой самореализации и саморазвития;
– выражает отношение (позиции, установку, направленность) человека к творчеству;
– обеспечивает эффективное взаимодействие личности с другими людьми и продуктивность деятельности.
Творческой личности свойственны развитое воображение, чувство красоты, вдохновение, нестандартность мышления, смелость в решении возникающих проблем, вариативность подходов, упорство в доведении дела до конца. Это человек, ориентированный на творчество во всех сферах своей жизни – в учебе, быту, досуге, личной жизни и т. п. ; обладающий чувствами новизны чуткости к противоречиям, способностью сомневаться, испытывающий жажду познания, открытия, изобретения [3].
Мы полагаем, что элективный курс «учебно-исследовательская деятельность по географии» содействует творческому развитию личности лицеиста, так как это творческий процесс совместной деятельности «по поиску решений неизвестного», в ходе которого осуществляется трансляция между участниками культурных ценностей, выстраиваются позитивные коммуникативные отношения, формируются методологические умения, а также развивающая среда и для учащихся, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью, и для все учащихся лицея.
Мы придерживаемся точки зрения ученых о том, что учебно-исследовательская деятельность учащихся – это «созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта».
Занятия учебно-исследовательской деятельностью по предмету мы считаем неотъемлемым условием обновления содержания образования в условиях модернизации российского образования до 2010 года. В основе ее деятельности находится творческое и интеллектуальное развитие учащихся. Учебное исследование является фактором интегрирующим учебно-воспитательный процесс в единую систему, объединяющим ученых, учителей, учащихся и позволяющим решать следующие задачи:
– формирование исследовательской деятельности ученых, учителей, учащихся как единого ценностно-целостного пространства, реализация задач достижения методологической компетентности;
– обеспечение единства учебной и внеучебной сфер образовательной среды лицея;
– овладение навыками научно-исследовательской деятельности, основными интеллектуальными и практическими общенаучными требованиями, развитие способностей учащихся к творческому решению поставленных перед ними задач учебного характера;
– самореализация учащихся в индивидуально ориентированной учебной деятельности исследовательского характера;
– достижение учащимися уровня образованности, который создает основу для формирования саморазвивающейся творческой личности, способной к самостоятельному решению проблемы в различных сферах жизнедеятельности.
На элективных занятиях, которые ориентируют прежде всего учащихся предпрофильной и профильной школы, необходимо соблюдать соотношение репродуктивных и творческих ситуаций.
– создание проблемной ситуации;
– постановка и решения творческой задачи;
– предложение учащимся критически проанализировать, высказать критическое суждение;
– внутрипредметный перенос знаний и умений;
– межпредметный перенос знаний и умений;
– побуждение учащихся к выдвижению гипотез, генерированию идей решения поставленных задач.
Необходимо отметить, что уровень общекультурной, методологической компетентной подготовленности учащихся и их внутренней мотивации к изучению географии можно достичь через следующие виды творческих работ:
– информационно-реферативные;
– проблемно-реферативные;
– экспериментальные;
– описательные;
– исследовательские;
– информационно-коммуникационные (с поддержкой различных компьютерных программ).
Учащиеся, выполняющие данные виды работ, находятся в позиции творческого познания географического пространства, себя и бытия, себя в мире. Учитель, научный руководитель, занимающиеся совместной с учащимися деятельностью, действуют в личностно-ориентированной педагогической парадигме, в рамках которой осуществляется субъект-субъектный подход к ученику и формируется позиция ученика как субъекта учения.
Основными критериями творчества в учебно-исследовательской деятельности учащихся являются:
– самостоятельность (полная или частичная);
– поиск и выбор возможных вариантов движения к цели (в полном или частичном объеме);
– создание в процессе движения к цели нового продукта (в полном или частичном виде) [5].
Таким образом, учебно-исследовательская деятельность по предмету, в условиях современного образования, является одним из эффективных средств для создания мотивации к изучению географии и развития творческого потенциала, являющегося неотъемлемым условием конкурентоспособной личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. – № 18. – С. 68-74.
2. Гузеев В. В. , Школьные технологии. //Инструментарий и алгоритмы. 2004, №2, с. 97-103.
3. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. – № 6. – С. 54-63.
4. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 1. – С. 30-33.
5. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2003. – № 6. – С. 23-58.
В. А. Кургузов, МОБУ "Лицей № 1", г. Оренбург