Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Особое мнение
  • Формирование познавательных мотивов на уроке французского языка как важный фактор повышения мыслительной деятельности обучаемых

Формирование познавательных мотивов на уроке французского языка как важный фактор повышения мыслительной деятельности обучаемых

Формирование познавательных мотивов на уроке французского языка как важный фактор повышения мыслительной деятельности обучаемых

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Проблема познавательного интереса -одна из наиболее актуальных Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Исходя из актуальности проблемы, мной выбрана тема исследования «формирование познавательного интереса на уроках французского языка». Условия возникновения и становления опыта Наше село и школа находятся на огромном удалении от областного центра Ростовской области. . В классах учатся дети из семей со средним достатком, из малообеспеченных семей. Они не видят для себя личностной перспективы и многие не заинтересованы в изучении иностранного языка, считая, что он не нужен для их будущей профессии. У части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении французского языка они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. Некоторые ученики имеют положительную мотивацию к изучению французского языка, но не имеют возможности применять свои знания на практике. Поэтому существует проблема невостребованности полноценных знаний французского языка, значительно снижающая мотивацию у школьников при изучении предмета. Все вышеперечисленное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности.

Цель исследования: определить пути формирования познавательного интереса учащихся на уроках французского языка в урочное и неурочное время.

Причины обращения к проблеме:

а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;

б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений.

Важнейшее условие успешности учения – активность познавательной деятельности учащихся. Познавательную активность необходимо рассматривать как качество учебной деятельности обучаемого, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно– волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей,формирование умений получать эстетическое наслаждение от их достижения. Познавательная активность существенно сказывается не только на учении, но и на становлении личности обучаемого, на его отношении к себе самому, к своему труду, к другим людям, к обществу и т. д. , т. е. познавательная активность является важным условием формирования активной жизненной позиции учащегося.

В связи с этим, основными принципами моей педагогической деятельности являются:

1. Развитие познавательной активности и созидательных способностей, самостоятельного мышления и деятельности учащегося.

2. Максимальное использование воспитательных функций педпроцесса для формирования лучших качеств у учащихся.

Преподаватель должен находить пути интенсификации учебного процесса, чтобы возбудить и удержать интерес учащегося к учебному труду, чтобы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мышление действовать. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Большую роль при изучении иностранного языка играют грамматические, лексические и коммуникативные игры, различные игровые ситуации. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда– стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Познавательная активность развивается также в упражнениях по подстановке реплик в диалогах и их инсценировании. Это позволяет познакомить учащихся с разными типами диалогов в разных условиях (телефонный разговор, встреча на улице, в ресторане, дома и т. д. ). Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Дети при этом чувствуют себя свободно, а поэтому уверенно, и с интересом приступают к выполнению упражнения. Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Использование на уроках страноведческого материала (новых культуроведческих фактов, материалов о жизни подростков и молодежи за рубежом), проблемных и творческих заданий способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, активности и самостоятельности детей, формированию положительной мотивации к учебной деятельности. Важную роль в формировании мотивационной сферы школьников играют используемые нами интерактивные технологии: метод проектов, коммуникативное обучение иноязычной культуре (Е. И. Пассов), обучение в сотрудничестве, игровая технология, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, Актуальность использования новых технологий продиктована потребностями интенсификации обучения, необходимостью формирования навыков самостоятельности учебной деятельности учащихся и развития их творческого потенциала . Поэтому я стараюсь чаще применять на уроках мультимедийные презентации и компьютерные обучающие программы. Считаю, что использование мультимедийных презентаций в учебном процессе позволяет: создать на уроке атмосферу иностранного языка; повышать интерес к изучаемому материалу, а, следовательно, и к языку; создавать условия для умственной активности и самостоятельного творчества учащихся. Они позволяют быстро запоминать и активизировать лексический материал, способствуют практическому овладению устной речью. Кроме того, задействовав на уроке экран , проектор и один компьютер, я имею возможность фокусировать внимание всей группы учащихся, осуществлять повтор демонстрационного материала, и плюс к этому, исключается негативное влияние компьютера на здоровье детей. Мультимедийные программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации. Эти возможности я использую при ознакомлении с новой лексикой, при изучении грамматического материала. В медиатеке моего кабинета французского языка имеются такие диски как «Дракоша и занимательный французский»,»Баба-Яга за тридевять земель», «Мышка Мия», «Французский для школьников» Teach Pro и т. д. Из названных компьютерных дисков можно подобрать материал к многим разделам учебной программы и использовать его фрагментами на уроке, как вспомогательное средство при введении и закреплении нового лексического и грамматического материала, обучении чтения и письма, при тестировании,при аудировании. Можно получить интересную информацию по страноведению. При работе с дисками обучаемые получают хорошую тренировку восприятия иностранной речи на слух. Все задания и игры здесь озвучены профессиональными актерами носителями языка. Еще я использую такие диски в ситуации, когда необходимо отработать определенный материал, а более сильные ученики, уже усвоившие его, явно скучают. В этом случае я сажаю их за компьютер и они работают самостоятельно. Здесь достигается сразу несколько целей:1) разнообразятся виды работы для сильных учеников;2) большинство учащихся начинают стараться, чтобы выполнять индивидуальное задание в дальнейшем. Я применяю в процессе обучения языку обучающие программ на CD – наиболее простое, не требующее больших затрат и серьезной подготовки. Любой учитель, умеющий работать в операционной системе Windows, без особых проблем сможет справиться с ними. Таким образом, использование мультимедийного продукта на уроках создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Он способствует раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. В своей педагогической деятельности я широко использую метод проектов, т. к. считаю его очень эффективным. В проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Участие в проекте требует от школьника применения целого спектра интегративных учебных и коммуникативных умений: запрашивать информацию, обрабатывать и интерпретировать ее, устанавливать причинно-следственные связи и т. д. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных исследовательских, поисковых методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умений из различных сфер науки, техники, творческих областей. Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников: справочной литературы, материалов СМИ, Интернета. Мои школьники выпускали франкоязычные буклеты для гостей школы с представлением достопримечательностей своего села, готовили проекты об истории и достопримечатель– ностях столицы Донского края г. Ростова на Дону, рекламные проспекты о курортных местах и местах отдыха в России и т. д. Стараюсь строить свои уроки таким образом, чтобы учащиеся были не праздными слушателями, а стремились получить знания, работая самостоятельно. Методисты подчёркивают, что знания, полученные самостоятельно, путём преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя, ведь в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нём всё своё внимание, мобилизуя все резервы эмоционального, интеллектуального и волевого характера. Оставаться нейтрально-пассивным он не может. Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность учащихся, она обладает ещё одним важным достоинством – носит индивидуальный характер. Каждый ученик использует источник информации в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей. Это свойство самостоятельной работы придаёт ей гибкий адаптивный характер, что значительно повышает ответственность каждого учащегося и, как следствие, его успеваемость. В рациональном использовании самостоятельной работы, несомненно, кроются значительные резервы повышения уровня учебно-познавательной мотивации.

Г. В. Авдиенко, МБОУ Федосеевская СОШ, с. Федосеевка, Заветинский район, Ростовская область