Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Культурное пространство российской повседневности

Культурное пространство российской повседневности

В культурное пространство российской повседневности, обладающей большой динамичностью, оказываются вовлечены такие сферы культуры, как образование, специализированное знание, средства массовой коммуникации (СМК).

В современном российском образовании на смену приобретению и усвоению знаний приходит «потребление» информации, желательно, «готовой» информации, скаченной из Интернета. Это то самое, что М. де Серто называет «потреблением». Подобное «потребительство» распространяется на всю культуру российской повседневности, а результат «потребительства» отражен в статистике, в числе нарушений авторского права, плагиате и прочее, и прочее. . .

Другая проблеманашего современного образования – несоответствие содержания школьной программы (особенно по гуманитарным предметам) жизненному опыту учащихся, что делает процесс «прохождения» программы чистой формальностью.

Трансформация российской повседневности под влиянием СМК. Направления трансформации: жизненное пространство, характер труда, коммерческая деятельность, игры и развлечения, представления о времени и пространстве, коммуникативная сфера, формирование сетевых сообществ.

Интернет и телевидение как соперники в деле пропаганды ценностей современного мира и «искажения» морального облика российского подростка.

Киберпространство и виртуальная реальность как мощное оружие мирового масштаба. Подростки втягиваются в киберпространство, становятся зависимыми от него. В медицине уже исследуются заболевания, связанные с зависимостью от Интернета, наравне с алкоголизмом и наркоманией.

Религиозный подход к пониманию виртуальной реальности, отличия трансцендентной реальности от виртуальной.

Еще одним аспектом культуры, формирующим культурное пространство российской повседневности, является система ценностей, которая ею формируется. Эти ценности переносятся и на процесс образования, что часто приводит к непониманию, отчуждению и конфликту. Культурные ценности продукт коллективного, а не индивидуального опыта. Через ценности осуществляется связь между разными типами культур: массовой и элитарной, региональной и мировой и т. д. В культуре повседневности ценности часто утверждаются через медиакультуру, в частности через рекламу. В сознании современного российского обывателя та или иная культурная ценность ассоциируется с ее потребительскими качествами, навязанными рекламой.

Другим источником приобретения жизненного опыта для подростка - группы ровесников, которые имеют гораздо больший авторитет, чем семья. В результате опыт вступающего в жизнь человека состоит из представлений, полученных из «культурной индустрии» (термин Т. Адорно) и ценностей той или иной молодежной субкультуры. Взаимные жалобы и претензии семьи и школы, таким образом, оказываются несостоятельными.

Для российского обывателя особо «переживаемыми элементами» повседневности становятся: состояние депрессии при постоянном давлении внешних раздражителей, переживание «сжатия» времени и пространства при все большей включенности в мир «виртуальных» реальностей, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, ощущение «мира на волоске», мира перед большой катастрофой или, как говорят теологи, апокалиптической «вспышкой». На примере современной молодежи выявляются основные «механизмы», детерминирующие сознание и поведение индивида в условиях российской повседневности. «Механизмы» воздействия на сознание современного российского школьника: СМК и шире – культурная среда повседневности.

Повседневность школьника какполикультурное пространство. Факторы, влияющие на сознание. Коллаж представлений о различных культурах, хаос, отрывочность и, как следствие, развитие «клиповости».

Положительное в СМК: помогают включению в повседневность многих пластов культуры, которые прежде носилиэксклюзивный, «ауратический» (по терминологии В. Беньямина) характер.

Итак, культурное пространство российской повседневности представляет собой единствореального и виртуального пространства повседневности, в котором реализуются культурные смыслы повседневной деятельности современного российского обывателя. В многоплановой культурной семантике повседневного пространства раскрываются религиозная, нравственная, эстетическая, социально-статусная и утилитарная ценность. Безусловно, что основными для культуры российской повседневности являются на сегодняшний день ценности утилитарные. Пространство повседневности оценивается прежде всего с точки зрения возможностей и качества удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей человека. За последние десятилетия доля «потребительских» ценностей (выгоды, коммерциализации и проч. ) в повседневной жизни возросла почти в три-четыре раза, тем самым затронув исконные базисные представления и традиционные ценности российского общества. Одна из главных задач современной России – создание единой культурной среды; среды, в которой свободный доступ ко всем культурным благам и освоение всех существующих творческих ресурсов гражданами страны сочетались бы с правовой защитой, отстаиванием традиционных культурных ценностей России и, возможно, более жестким государственным контролем над разными сферами российской повседневности.

Ю. Г. Морозова, ГБОУ СОШ №1021, Москва