Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Специальная педагогика
  • Особенности применения инновационных логопедических технологий в процессе развития лексико-грамматического строя у детей с речевыми нарушениями

Особенности применения инновационных логопедических технологий в процессе развития лексико-грамматического строя у детей с речевыми нарушениями

Особенности применения инновационных логопедических технологий в процессе развития лексико-грамматического строя у детей с речевыми нарушениями

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя – логопеда. Инновационные технологии в логопедической практике– это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие);– новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога,– новые способы взаимодействия педагога и ребёнка. Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога. Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения. Технологии развития лексико– грамматических компонентов речи Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по сле­дующим направлениям:1. Расширение объёма словаря. 2. Формирование структуры значения слова. 3. Развитие лексической системности и семантических полей. 4. Формирование парадигматических и синтагматичес­ких связей слов. 5. Развитие словообразования. 6. Уточнение грамматического значения слова. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточ­ный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования сло­варя. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей ра­боты над предложением. Давая понятие «слово, обозна­чающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначаю­щим предметы, действия и признаки предметов, изобра­жать их графически. Графические схемы помогают де­тям более конкретно ощутить границы слов и их раз­дельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребёнок даёт одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то логопед может спросить, как назвать его по-другому (папа, мужчина). Логопед, учитель, взрослый требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет, ра­боту можно построить по определённому плану. После того как у детей сформировалось представле­ние о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое знание слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обо­значающие предмет и действие предмета, соединяются в простое, нераспространённое предложение, фактичес­ки закладывается основа для успешного овладения уме­нием чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространённое предложение разной струк­туры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежа­щее), а также простые нераспространённые предложе­ния с однородными подлежащими и сказуемыми. Да­лее структура предложения распространяется путём введения в него определения, выраженного прилагатель­ным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Даётся понятие о коротких сло­вах (предлогах), их употреблении в речи и написании в предложениях. Завершается работа формированием умения строить распространённое предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. , а затем сокращать их до первоначального вида простого двусоставного, нераспространённого пред­ложения. Дети ещё раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна, «обра­за слов» – мини-сочетания, где сконцентрированы зна­ния, чувства, и выражены свои позиция и взгляд на то или иное событие. Синквейн, «образ слов» составляют дети, имеющие некоторые знания по грамма­тике, владеющие послоговым чтением и чтением слова­ми. Для детей, которые ещё не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их офор­мляют вместе с родителями. Синквейн Одним из эффективных методов речевого развития ребёнка, позволяющим быстро получить результат, яв­ляется работа над созданием нерифмованного стихотво­рения, синквейна. Синквейн с французского языка пе­реводится как «пять строк», пятистрочная строфа сти­хотворения. Правила составления синквейна: 1). первая строка – одно слово, обычно существитель­ное, отражающее главную идею; 2). вторая строка – два слова, прилагательные, описы­вающие основную мысль; 3). третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4). четвёртая строка – фраза из нескольких слов, по­казывающая отношение к теме; 5). пятая строка— слова, связанные с первым, отража­ющие сущность темы. Примеры синквейна: Дождь– Грибной, летний. – Льёт, капает, стучит. – Я люблю гулять под дождём. – Лужи, тучи, вода. Ветер– Сильный, холодный. – Срывает, дует, воет. – Ветер осенью холодный. – Осень, холод, сквозняки. Радуга– Весёлая, разноцветная. – Появляется, радует, играет. – На небе, после дождя, большая радуга. – Дождь, тепло, лето, детство. Метод ассоциативных связей, или «Образ слов» Осознание богатства русской речи начинается с вос­питания в ребёнке бережного, вдумчивого отношения к слову, с познания скрытых внутренних ресурсов, зало­женных в каждом из них. Современные технологии раз­вития детей с речевыми нарушениями предлагают боль­шой арсенал методов и приёмов работы со словом, по­зволяющих оценить его красоту, неповторимость. К таким методам относится метод ассоциативных свя­зей. При создании образа слова методом ассоциативных связей ребёнок исследует его в рамках тех или иных разделов русского языка: фонетики, словообразования, лексики, грамматики и т. д. , вкладывает в него лично­стный смысл, задумывается над привычным словом, сталкивается с его неповторимостью и уникальностью. Последовательность работы при создании образа сло­ва с применением метода ассоциативных связей может быть следующая: 1. Каждое слово имеет вполне определённое звуко­вое наполнение, разное написание, смысл и разное упот­ребление. Начинается исследование слова с анализа его звукового состава. Разбиваем слово на звуки (слоги). Если не удалось на какой-то звук подобрать слово, этот факт тоже анализируется, чтобы ребёнок при написа­нии не пропустил соответствующую букву. 2. К каждому звуку или слогу подбираем слова, ас­социативно связанные с представлением о слове. Наи­более эффективна групповая или подгрупповая формы работы. Не все дети одинаково быстро начнут работать и подбирать слова не просто на заданные звуки, слоги, но и ассоциативно связанные с исходным словом. При такой форме работы интересно то, что всё равно несколь­ко детей начнут предлагать удачные варианты слов, а вполне возможно, что ребёнок за всю игру предложит всего одно слово, которое хорошо вписалось в общий ассоциативный ряд. И это педагогу нужно отметить. В работе важен общий позитивный настрой. Полного без­действия не будет. У некоторых детей, конечно, будет затруднена актуализация слов, но большинство активно включаются в творческий процесс. Ассоциации должны идти сплошным потоком, удачные и неудач­ные, педагог выбирает наиболее подходящие слова. То есть работа идёт быстро, фиксируются все «выплывшие» слова, проводится их анализ, и выбираются те из них, которые раскрывают понимание этого слова. 3. Общий смысл выражения и создаёт образ слова. Рабочую цепочку можно представить следующим образом. образ слова. Например, некоторые индивидуальные образы слов:песок – летом – ярко-жёлтый;облачное – серое – небо;огромное – зеркало; дом – разыщут – гости;красивая – озорная – забияка. Путём практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся пра­вильно отражать их в речи. При формировании рече­вых умений – морфологических, грамматических и фонематических обобщений и противопоставлений – важно, не допуская механических тренировок, для осоз­нания связей, смысла больше внимания уделять анали­зу, учить наблюдать, анализировать и обобщать языко­вой материал разного уровня. Развивая лексико-грамматический строй речи нельзя забывать и о связной речи. В настоящее время появляются новые методы разви­тия как творческих, так и речевых способностей детей. Одним из таких эффективных методов развития ребён­ка является использование интеллектуальных карт. Интеллект-карты Интеллект-карты – это уникальный и простой ме­тод запоминания информации. Метод интеллектуаль­ных карт наиболее полно отвечает особенностям рабо­ты человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благо­даря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целост­ного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при пост­роении карт зрительных образов обеспечивается созда­ние глубокого впечатления, что существенно увеличи­вает запоминаемость материала и способность к вос­произведению . При построении карт идеи становятся более чётки­ми и понятными, хорошо усваиваются связи между иде­ями; метод позволяет как бы взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения са­мых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организо­ванным, чётким, логичным. Составление карты памяти предполагает использо­вание различных графических средств (рисунков, сим­волов, стрелочек, шрифтов). Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит расширять и модернизировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, назва­ние новой темы). Используя разноцветные ручки, выво­дятся из «главной идеи» линии (ветви), каждая из ко­торых выделяется под определённый рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь, необходимо подобрать определённое ключевое слово, такое, чтобы оно наибо­лее полно соответствовало теме данной ветви. На круп­ных ветвях помещаются более мелкие, соответствую­щие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова. Можно детализировать карту настолько, насколь­ко это нужно для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты (именно в этом и заключается движе­ние от общего к деталям: в центре находится общее – тема (ее сразу видно), а во все стороны от этой ключе­вой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности). Ключевые слова пишутся печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта под­бирается в соответствии с важностью данного ключе­вого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собствен­ными символами (правое полушарие в своей деятель­ности ориентируется не на слова, а, в основном, на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между различными идеями. Советы по составлению интеллектуальных карт: – В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ). – Для каждого ключевого момента проводятся расхо­дящиеся от центра ответвления, используя ручки раз­ного цвета. – Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления де­талей. – Добавляются символы и иллюстрации. – Писать надо разборчиво ЗАГЛАВНЫМИ (печатны­ми) буквами. – Важные идеи записываются более крупным шриф­том. – Подчеркиваются слова и используются жирные буквы. – Для выделения определённых элементов или идей используются линии произвольной формы. – При построении карты памяти лист бумаги распола­гается горизонтально. – Для совершенствования интеллектуальных карт тре­буется практика. Применение метода интеллектуальных карт особен­но эффективно в процессе обучения. Понятно, что педа­гог сам будет составлять интеллектуальные карты по теме занятия, но, тем не менее, ребёнок по ней будет запоминать лексику, составлять предложения и рассказ, т. е. он будет мыслить радиантно, на основании есте­ственных законов мышления. Метод интеллектуальных карт даёт возможность фокусироваться на теме, прово­дить целенаправленную работу по формированию сло­варя и связной речи. В процессе работы с применением интеллектуаль­ных карт дети учатся не только пользоваться опреде­лёнными словами и словосочетаниями, но и приобрета­ют средства, позволяющие самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей с применением интеллектуальных карт опи­рается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления ок­ружающей жизни и явления языка разного уровня. Интеллектуальное развитие ребёнка с применением карт осуществляется посредством развития детских ас­социаций, пополнения и активизации словарного запа­са, развития связной речи, фантазии. Ребёнок, работая с интеллектуальными картами, идёт в своём развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количествен­ное определение общих и отъёмных частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классифика­цию предметы, учится различать видовые понятия. Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, форми­руется желание быть активным, проявлять инициати­ву, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по ин­теллектуальным картам способствует формированию мо­тивации к обучению, эмоционально-волевой сфере, уме­нию работать в коллективе, внимание, усидчивость, на­стойчивость. Известно, что большое значение для развития связ­ной речи у детей с речевыми нарушениями имеет моти­вация, т. е. желание высказаться, поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание может состо­яться при условии наличия у ребёнка словаря, внутрен­него плана высказывания и желания сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве, и задача педаго­га – чувствовать речевую готовность к устному выска­зыванию у каждого ребёнка. Если у ребёнка есть словарь, но нет образа в голове, мыслей о чём и как говорить, учитель вынужден будет постоянно побуждать, стимулировать его наводящими вопросами, так как нет мотива к устному высказыванию. Если у ребёнка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, выска­кивать к доске и уже после нескольких слов начнёт молчаливо ждать помощи от взрослого. Формирование связной речи с применением интел­лектуальных карт у детей объединяет все три фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы, помога­ющие воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и желание сказать о том, что наглядно и понятно. Степень соотнесённости слова и образа характеризует качественную сторону словарного запаса. Процесс усвое­ния значения слов начинается с соотнесения звучания слова с чувственно воспринятыми свойствами объекта, а овладение их обобщённым значением опирается на обоб­щение чувственных данных. Только на этой основе ста­новится впоследствии возможным овладение обобщённым значением слов независимо от конкретных ситуаций. Следовательно, чем богаче чувственный опыт, чем мно­гообразнее отражается в восприятиях и представлениях окружающий мир, тем шире возможность овладения обоб­щённым значением слов и выше его уровень. Поэтому возможность с помощью интеллектуальных карт чувствен­но познать значительное количество объектов и явлений и их свойств, а также возможность произвести сопостав­ление усвоенных слов с обозначаемыми объектами рас­ширяют значения и понимание слов. Несмотря на то, что дети обычно правильно употребляют слова в том или ином контексте, их знания при тщательной проверке часто оказываются вербальными, не опирающимися на конкретные представления, а значение слов либо непра­вомерно сужается – слово остаётся как бы привязанным к единичному признаку, объекту или конкретной ситуа­ции, либо чрезмерно отвлекается от своего конкретного содержания, тем самым утрачивая своё значение. У детей с речевыми нарушениями наблюдаются на­рушения словарно-семантической стороны речи, форма­лизм употребления значительного количества слов, связь с их конкретными чувственными характеристиками. Усваивая новое слово, например, «тыква», ребёнок мог никогда не видеть этот овощ, не знать ее признаков. При этом он может весьма активно употреблять это слово, не имея точного представления. Рассматривая картинки с изображением, например, овощей, ребёнок подвязывает новое слово к данному обобщающему понятию, в резуль­тате чего формируется не только образ в памяти, но он связывается с обобщающими понятиями. Усвоение грамматического строя речи происходит в процессе общения со взрослыми на основе слухового восприятия и последующего подражания. При общении с окружающими дети с нормальным психофизическим развитием имеют все условия для успешного овладения грамматическим строем. Но достаточно часто дети с ре­чевыми нарушениями оказываются в условиях, резко ограничивающих возможность общения, что отрицатель­но сказывается на формировании у них речевых навы­ков и языкового чутья. Накопление словарного запаса и усвоение грамма­тического строя речи родного языка способствуют раз­витию связной речи. Но недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла некоторых слов делают рассказы детей информативно бедными, им труд­но строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации. Устная речь детей с нарушениями речи часто бывает сбивчива, отрывочна, непоследовательна. Они не всегда планиру­ют своё высказывание. Опыт работы показывает, что дети, имеющие рече­вые нарушения, при обучении на лексико-грамматических занятиях особо нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс ста­новления связной речи. Важнейшими из таких средств являются нагляд­ность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт, и моделирование плана высказывания. Методика обучения детей с речевыми нарушениями предполагает обязательное их использование. Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, раз­бить её на конкретные образные единицы, с последую­щей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе челове­ческого мозга. Единицей информации является целост­ный самостоятельный «образ-факт», который понятен ребёнку, может быть им осмыслен и легко включен в систему его личного опыта. Последовательность занятий по развитию связной речи с помощью инеллект-карт целесообразно строить в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания (теория «Поэтапного формирова­ния умственных действий», разработанная советским психологом П. Я. Гальпериным). В результате можно обозначить следующий порядок работы: 1. Выделение основных ключевых понятий по теме. 2. Называние картинок, изображённых на карте. 3. Составление предложений по каждой ветке дерева. 4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте. Наглядность при данном виде работы должна быть представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемых детьми на кар­те. Чтобы хорошо, связно рассказать о чём-нибудь, нуж­но ясно представлять себе объект рассказа (предмет, со­бытие), уметь анализировать, отбирать основные для дан­ной ситуации общения свойства и качества, устанавли­вать причинно-следственные, временные и другие отно­шения между предметами и явлениями. План расска­зывания обеспечивается порядком картинок, последо­вательно выстроенных на каждой ветке дерева. Наличие модели высказывания обеспечивает успешность состав­ления связного высказывания, а также создаются пред­посылки и возможность работы над творческим расска­зыванием. Поэтому наглядность и план высказывания, а также образец рассказа, сделанный учителем, обес­печивают составление рассказа детьми. Таким образом, применение карт памяти в процессе обучения на лексико-грамматических занятиях в целом способствует речевому развитию ребёнка. Методика дей­ствительно оказывается очень эффективной для детей с нарушениями речи, так как на всех этапах работы пре­дусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря грамматического строя и планирующей функции речи. В результате при­менения интеллектуальных карт ребёнок развивается, он не только учится усваивать информацию, но и опе­ративно с ней работать.

Метки: Специальная педагогика