Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Особенности фонематического развития у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности фонематического развития у дошкольников с общим недоразвитием речи

Актуальность темы моего сообщения обусловлена тем, что многие исследователи обращают внимание на несформированность фонематического слуха у детей, что ведет в дальнейшем к трудностям в освоении школьными навыками. Нарушение различения смыслоразличительных признаков звуков – фонем, затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а также фонематических представлений, не дает детям с общим недоразвитием речи в нужной степени создать словарный запас, овладеть грамматическим строем речи, а, следовательно, тормозит развитие речи в целом, создает трудности в овладении грамотой, повышая риск возникновения нарушений письменной речи в школьном возрасте. Проведенный мной анализ литературы позволил предположить, что у дошкольников с общим недоразвитием речи имеется разный уровень фонематического развития. Полагаю, что преодоление фонематических нарушений будет эффективным при условии дифференцированного подхода к коррекционно-логопедическому воздействию. Нарушения формирования фонематической подсистемы языка детей с ОНР характеризуется вариативностью проявлений. Дети, имеющие общее недоразвитие речи, имеют недостаточный уровень развития фонематических функций. При исследовании звукопроизношения, выявлено, что дети имеют дефекты звукопроизношения, которые характеризуются отсутствием звуков, искажениями, заменами. У многих детей имеются звуки изолированно и не автоматизированы в речи. Фонематическое восприятие слабо сформировано. Практика показывает, что дети испытывают значительные трудности при выполнении заданий. В заданиях на исследование слуховой дифференциации звуков, наиболее часто дети неверно указывают на картинку, если в ее названии содержались звуки, отличающиеся по признаку звонкости-глухости, твердости-мягкости. При повторении серий слогов с фонетически близкими звуками, наблюдается следующая закономерность: при увеличении количества слогов в серии правильное воспроизведение слогов уменьшалось, и это обусловлено тем, что у детей наблюдаются нарушения внимания, памяти, восприятия. Следует отметить, что повторное предъявление серии из трех слогов не улучшало их воспроизведение. Особенности дифференциации звуков в слогах у детей с ОНР проявляются в замене твердых согласных на мягкие; аффрикат, звуками входящими в их состав, звонких и глухих. Дети с ОНР также испытывают трудности в дифференциации звуков по представлению. Наиболее часто детьми неверно дифференцируются звуки отличающиеся тонкими акустическими признаками, прежде всего свистящие и шипящие. У детей возникают затруднения в определении первого звука в словах. Характерной ошибкой является выделение не отдельного звука, а согласного и следующего за ним гласного, который дети воспринимают, как призвук согласного так как у детей смешиваются понятия минимальная смыслоразличительная и минимальная произносительная единица речи. С выделением конечного согласного из простых слов дети справляются значительно легче. Это связано с тем, что конечный согласный звук подвергается наименьшему влиянию соседних звуков. При этом наибольшую трудность для детей экспериментальной группы представило выделение согласного в двух-, трехсложных словах со стечением согласных. Но, большее количество ошибок дети допускают при выделении звуков, нарушенных в произношении, чем при выделении звуков, не нарушенных в произношении. Умение определять последовательность звуков в слове у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется очень медленно, так как это самая сложная форма фонематического анализа. Чтобы осуществлять ее, ребенок должен опознавать и различать звуки в слове. Появление ошибок в одном из этих действий влечет за собой возникновение неправильного ответа. Многие дети, в случае затруднений при выполнении звукового анализа, проговаривают слова «про себя», шепотом, активно шевеля губами, что свидетельствует о трудностях выполнения задания . При определении количества звуков в словах, у значительной части детей отмечается стремление к пересчету звуков по пальцам. Дети могут определить количество звуков только лишь в тех словах, которые состояли из трех-четырех звуков. Основные ошибки заключаются в уменьшении количества звуков при подсчете, пропуски звуков. У детей с ОНР невозможность определить последовательность и количество звуков в словах является следствием отставания в развитии аналитико-синтетической деятельности. Задание на составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности, могут выполнить используя помощь со стороны педагога. Часть детей не понимают инструкцию, даже после повторного предъявления, не справляются с заданием. Часто дети складывали звуки в той последовательности, в которой они были предъявлены. При выполнении большинства заданий, особенно на придумывание слов из пяти звуков дети тоже испытывают трудности. На возможность выполнения заданий негативно влияет состояние словаря детей с ОНР. Они долго думают, прежде чем назвать слово. Наиболее часто детьми неверно различаются слова, содержащие фонетически близкие звуки (прежде всего в группе свистящих и шипящих звуков). Чаще всего называется слово, в котором заданный звук находился в начале, что свидетельствует о том, что представления о звуке сформировано лишь в самой сильной фонематической позиции. Наблюдаются и неадекватные ответы у детей, они называют слова, не включающие заданный звук в свой состав. Указанные особенности свидетельствуют о необходимости проведения эффективной дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование у дошкольников с ОНР фонематических процессов. Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников.

Метки: Специальная педагогика