Загрязнение гидросферы

Цель урока:

  • познакомить учащихся с видами загрязнения гидросферы;
  • показать опасность загрязнения гидросферы;
  • обосновать методы борьбы с этими загрязнениями;
  • научить оценивать качество питьевой воды.

Задачи урока:

формирование экологической культуры; развитие творческой инициативы; логического мышления; формирование умения общаться, выражать свои мысли, синтезировать и делать выводы, анализировать; воспитание ответственного отношения к природе.

Оборудование:

Материал из прессы; рефераты учащихся; оценочный лист; стаканы; бутылки с минеральной водой, дистиллированной водой; электроплита.

Построение урока:

Класс разбит на группы.

Знакомство с новым материалом происходит в форме самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в поисках ответов на основополагающий и проблемные вопросы учебной темы.

Вопросы имеют познавательную и практическую ценность, ставят учащихся перед необходимостью ориентироваться в предоставленной информации, развивают мышление, умение анализировать и дифференцировать исследуемый материал.

Ход урока:

Учитель: Экологические беды России многочисленны. Долгие годы в погоне за выполнением планов пятилеток в России беспощадно и недальновидно эксплуатировались недра, леса, почвы, водоемы. При этом производство было не только ресурсо– и энергоемким, но и грязным.

В истории развития человеческого общества наступил такой период, когда отчетливо осознается противоречие между условиями, создавшими определенную комфортность нашего существования и побочными последствиями этой деятельности.

Сегодня на уроке мы познакомимся с видами загрязнения гидросферы, покажем опасность загрязнения водных ресурсов, обоснуем методы защиты водных ресурсов от загрязнения.

Основополагающий вопрос этого урока:

Возможно ли в развитии цивилизации правильное использование водных ресурсов?

Проблемные вопросы урока:

1 группа

Вода – основа жизненных процессов:

  • самое необходимое вещество для всех живых организмов;
  • главное звено, соединяющее живую и неживую природу;
  • пронизывает не только все вокруг нас, но и нас самих, тело человека на 70% состоит из воды;
  • главный источник атмосферного кислорода

2 группа

Кто и как загрязняет атмосферу?

  • промышленные предприятия;
  • сельское хозяйство;
  • транспорт;
  • жилищно–коммунальные хозяйства.

3 группа

Воздействие водной среды на здоровье человека

  • заражение микробами и вирусами;
  • заражение паразитами;
  • попадание в организм химических и реактивных веществ;

4 группа

Показатели качества воды

  • прозрачность;
  • кислотность;
  • насыщенность кислородом;
  • вкус;
  • запах;
  • наличие мхов и лишайников около водоемов.

5 группа

Методы защиты гидросферы

  • совершенствование производственных технологий;
  • проведение на используемых территориях гидромелиоративных, лесомелиоративных, агротехнических и санитарных мероприятий, улучшающих водный режим.

Результаты исследований занести в “Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся в группе”

Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся в группе по заданной проблеме

Имя (имена): ________________________________________________________

Тема _______________________________________________________________

Основополагающий вопрос: ___________________________________________

____________________________________________________________________

Проблемный вопрос_______________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Возможное решение __________________________________

Следующий вид работы позволяет на практике применить свои знания. Нужно исследовать качество воды: питьевой из крана, дистиллированной и минеральной.

Экологические проблемы нашего региона (Омской области) в последние годы формируются под влиянием новых социально–экономических факторов, вызванных сменой общественно экономических формаций и переделом собственности. По валовому выбросу загрязняющих веществ г. Омск занимает 6 место в приоритетном перечне городов (после Норильска, Новокузнецка и т.д.).

Водные ресурсы области представлены рекой Иртыш с притоками, малыми реками, озерами, искусственными котлованами и подземными водами.

Река Иртыш относится к наиболее загрязненному источнику, где постоянно обнаруживаются высокие концентрации органических веществ, жира, нефтепродуктов, фенолов, смол, формальдегида, нитратов и др.

Лабораторно–практическая работа.

Оценка качества пресной воды

Сущность метода Мы пьем воду, поливаем водой свой огород, купаемся в реке. Как узнать, годна ли эта вода? Не опасно ли ее использовать? Специалисты исследуют качество воды с помощью приборов и реактивов. Однако можно определить содержание сверхпороговых количеств некоторых вредных веществ, полагаясь на свои органы чувств.

Ход работы.

  1. В три стакана из термостойкого стекла налейте питьевую воду из водопровода, артезианскую ( по возможности) и дистиллированную.
  2. Рассмотрите цвет воды в каждом стакане.
  3. Попробуйте воду на вкус.
  4. Что вы можете сказать о цвете и вкусе воды в разных стаканах? Если в воде присутствуют соли алюминия, то они подслащивают воду; соли магния делают воду горькой; сульфаты кальция и магния придают воде горьковато–соленый вкус; хлористый натрий, морские соли – соленость. Неприятный вкус воды может быть обусловлен наличием в ней кремнекислого натрия и железа. Глинистые вещества придают воде желтый и коричневый цвет. Органические вещества могут сделать воду затхлой, безвкусной, при этом она может пахнуть болотом, землей, рыбой и гнилью.
  5. Анализируемую воду нагрейте до 60°С.
  6. Определите запах воды в каждом стакане.

Если вода чистая, то при комнатной температуре и при нагревании до 60°С вы не почувствуете запаха. Появление запаха будет означать присутствие в воде посторонних загрязняющих веществ. Содержание ионола в воде более 0,007 мкг/кг придает ей запах цветков фиалки, табачный запах возникает при загрязнении воды органическими соединениями типа циклоцитраля. Запахи плодов и зеленых яблок возникают при содержании в воде гексанала. Загрязненная ароматическими соединениями вода может пахнуть грибами, затхлой рыбой, иметь затхло–заплесневелый, землистый, сернистый и селедочный запахи. Если вода имеет запах, ее ни в коем случае нельзя использовать! О плохой воде нужно срочно сообщить в санэпидстанцию.

Результаты исследований занесите в таблицу 1 и сделайте вывод.

Таблица 1

Показатели качества воды

Вода Запах Цвет Вкус
Питьевая      
Минеральная      
Дистиллированная      
Постарайтесь вспомнить воду в водоемах, где вы купаетесь. Сделайте, выводы о качестве воды в этом водоеме.

По итогам проведенных исследований выполните творческие задания:

 Творческие (логические) задания

1. Какое количество воды необходимо человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности?
2. Можно ли определить возраст воды?
3. В каком природном водоеме наибольшая прозрачность воды?
4. Почему вредно употребление “жесткой воды”?
5. В чем суть биологической очистки воды?
6. Какое влияние оказывает нефтяное загрязнение воды на организмы в водоемах?
7. Какое влияние оказывает сброс теплых вод электростанций на окружающую среду?
8. Какие физические факторы способствуют самоочищению водоемов?
9. Можно ли очистить природные воды от ядовитых тяжелых металлов с помощью живых организмов?

 

Метки: Технология