Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности учащихся

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности учащихся

Уровень опыта по степени новизны.

Новизна опыта проявляется:

в использовании интерактивных методов изучения химии;

в отборе содержания химического образования школьников;

в комбинации элементов методик, метод проектов;

в постановке и решении педагогических задач, так, чтобы дети воспринимали химическую науку не только как систему уже известных фактов и сформированных теорий, но и как процесс реального научного поиска;

в организации проектной и учебно – исследовательской деятельности учащихся, когда ученик осваивает исследовательский метод получения знаний, т. е. становится исследователем, для повышения качества знаний.

Сущность опыта заключается в развитии химического мышления школьников путем создания максимально благоприятных условий учения каждого, выявления и активного использования в учебной деятельности индивидуальных способностей ребенка. В систему работы входят диагностика уровня учебной мотивации, оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм урочной и внеурочной деятельности, элементы проблемного обучения, проектной и научно– исследовательской деятельности.

В основе инновационного педагогического опыта лежат идеи Е. В. Коротаевой, И. М. Титовой, И. С. Якиманской, работы М. Б. Павловой, В. Д.

Симоненко, П. С. Лернера, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, М. Б. Романовской

Эффективность опыта.

Сегодня каждая школа снабжена самым современным оборудованием. В распоряжении учителя появились новые технологические средства – компьютер, средства мультимедиа, учебное программное обеспечение, образовательные ресурсы Интернет, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности.

Таким образом, использование современных технологий в химии позволяет добиться высокого уровня качества знаний, расширяет возможности передачи информации и контроля знаний учащихся в процессе обучения.

Трудоемкость опыта заключается в подходе к каждому моменту обучения ребенка– продуманно прогнозировать результаты этого обучения. В обучении проектной и исследовательской деятельности очень важна роль самостоятельных решений ученика, а вот подвести его к ним грамотно и осторожно – должен учитель, это моя задача.

Доступность. Опыт может быть использован учителями любого предмета общеобразовательных школ.

Качество ресурсного обеспечения

В обучении химии важное значение имеет химический кабинет – это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета.

Учебное оборудование представлено учебно – наглядными пособиями.

1. Химические реактивы, химическая посуда, лабораторные принадлежности, приборы.

2. Модели объектов.

3. Печатные пособия.

4. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер. Кабинет оборудован в соответствии с требованиями, создаются комфортные учебные условия для учащихся.

2. Целостное описание опыта.

2. 1. Актуальность. Условия возникновения опыта.

С развитием прогрессивных идей в образовании, с выдвижением на первый план идей и принципов личностно – ориентированного обучения, активизируются попытки педагогов найти тот инструментарий, который бы обеспечил стабильность достижения большинством учащихся необходимых результатов образования. Посетив тематические курсы, заседания районного методического объединения, изучив дополнительно литературу, я приступила к практической деятельности. Первые уроки, занятия показали низкую познавательную активность учащихся, поэтому я стала искать новые формы и методы подачи материала. Меня заинтересовала такая форма работы, как метод проекта.

«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации…» (Из Послания Президента России Д. А. Медведева).

Актуальность проблемы использования проектов образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами с другой.

Использование метода проекта как образовательной технологии проектной деятельности позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально практическую направленность знаний, добиваться гарантированности запланированных результатов. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, следовательно, и в системе современного образования. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иной педагогический менталитет. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчёркивается, что в общеобразовательной школе «модернизация» предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Метод проекта наиболее эффективно решает поставленные задачи, т. к. способствует:

•развитию творческих способностей и самостоятельности учащихся;

•формированию познавательной активности, т. к. учащиеся видят конечный результат своей деятельности;

•повышает самооценку учащихся и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

2. 2Краткое описание опыта. (Теоретическое обоснование опыта)

Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, иной творческой инициативы, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающего универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.

Основные противоречия, решаемые в моем опыте: проблемы практического плана и противоречия теоретического по вопросам преподавания химии в школе образует ряд трудностей, которые стоят перед учителем:

– сложность изучения учебного материала, содержащего большой объем информации;

– ученик, испытывает трудности при изучении, запоминании большого объема информации;

– сложность содержания и установления межпредметных связей;

– большинство учащихся не могут искать самостоятельно информацию, ориентироваться в ней, ставить проблемы и активно искать пути их решения. Сегодня этому надо учить. В процессе поиска оптимальных средств и методов мое внимание и привлек проектно – исследовательский метод обучения. Он предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений.

В основу моего опыта положены идеи уровневой дифференциации, технологии индивидуализации метода проектов, разработанные Н. П. Гузиком, В. Ф. Шаталовым, Г. К. Селевко, В. Д. Шадриковым, Т. В. Щукиной.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире современного общества. Под проектным методом понимают педагогическую технологию, ориентированную не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Назначение проектирования состоит в разработке какого-либо замысла, плана деятельности, реализация которого предполагает достижение заранее определенного результата.

«Формула» проектной деятельности такая: замысел – проектирование – продукт. В обучении в самом общем виде метод проектов сводится к тому, что ученики при активной помощи учителя разрабатывают проект, осуществление которого означает выполнение вполне определенного и завершенного цикла учебной деятельности.

В своей работе я использую определение метода проектов автора Хромова А. А. «Метод проекта – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость». 1

В настоящее время, предлагаются различные подходы к классификации проектов. Для определения типа проекта Е. С. Полат разработал следующие типологические признаки:3

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная;

2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний), межпредметный проект;

3. Характер координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города);

5. Количество участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, ребёнок и родитель);

6. Продолжительность выполнения проекта (минипроект, краткосрочный, долгосрочный).

Таким образом, метод проектов – это инновационный метод обучения школьников, максимально активизирующий деятельность учащихся, решает учебную, развивающую и воспитательную задачи урока. Проектный метод помогает реально внедрять дифференцированный подход к учащимся, гуманитизировать и демократизировать процесс обучения. Усилить положительную мотивацию учения.

Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени её адекватности к ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.

2. 3. Ведущая педагогическая идея. Научность.

Ведущей педагогической идеей является – развитие у учащихся школы познавательной активности при изучении химии, разностороннее развитие личности учащихся на основе индивидуального и дифференцированного подходов через проектную, исследовательскую деятельность, как метода педагогической технологии, ставящей своей задачей – формирование и развитие творческих способностей, обеспечения качества знаний учащихся,

оптимизацию форм обучения с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Для этого необходимо:

Разработать и создать комплекс условий для занятий проектной деятельностью учащихся в процессе изучения химии.

Совершенствовать содержание предметного образования на основе, проектной и исследовательской деятельности.

Проект – открытая динамичная форма организации и учебной деятельности учащегося

Урок – регламентирующая форма процесса обучения

Содержание деятельности выбирается самим учащимся, им накапливается опыт конструирования своей деятельности.

Содержание урока ограничено темой, предметным содержанием, стандартами, временными границами.

Ученику предоставляется большая степень свободы

Урок даёт возможность держать ученика под контролем.

Не даёт гарантии усвоения большого объёма знаний, но позволяет учащемуся:

•проявить мотивированный интерес к тому, что он выбрал в качестве предмета изучения;

•выработать и отстаивать собственную позицию, развивая критическое мышление;

•самостоятельно выработать собственную систему взглядов.

Система уроков даёт некоторую гарантию того, что учащиеся усвоят некий общий объём отобранной информации.

Проектное образование организовать труднее.

Классно – урочная система остаётся традиционной в школе.

Основой активизации обучения, по моему мнению, является повышение научного уровня школьной химии, изучение химических объектов и явлений не только на уровне фактов, которые нужно запомнить, а на уровне проникновения в их сущность.

2. 4. Цель педагогического опыта.

Изучить степень разработанности проблемы в теории и практике;

поиск эффективных средств и методов организации учебного процесса, мотивированного развития интеллектуальных и творческих способностей, повышения глубины и прочности знаний учащихся, для успешной сдачи ГИА и ЕГЭ;

изучение химических объектов и явлений не только на уровне фактов, которые нужно запомнить, а на уровне проникновения в их сущность;

повышение учебной активности школьников, через проектную и исследовательскую направленность их деятельности. Апробировать различные типы проектной деятельности на уроках химии и во внеклассной работе;

проверить в процессе экспериментальной работы, какие типы проектной деятельности способствуют повышению познавательной активности школьника.

2. 5. Задачи педагогического опыта.

•Формирование у учащихся цельного, интегрированного взгляда

на мир, научного образа мышления.

•Формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ.

•Формирование умения и навыка критического мышления в условиях работы с большими объемами информации.

•Формирование навыков самообразования, самоконтроля.

•Формирование навыков работы в команде по разработке минипроектов,

•Развитие умений формулировать проблему, определять задачу и разрабатывать пути ее решения с использованием ИКТ.

Таким образом, мои цели и задачи состоят в том, чтобы выявить всех, кто интересуется предметом, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, воспитать активную творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.

2. 6 Личная концепция учителя.

Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить? Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию.

Передо мной всегда стоит проблема – как увлечь учеников своим предметом. Наука химия тесно связана с нашей повседневной жизнью и, естественно, что ученики задают учителю много практических вопросов. Поэтому для учащихся, интересующихся химией, организовала творческие проектные и исследовательские группы, которые работают над различными проблемами в области химии.

В преподавании химии предерживаюсь теории развивающего обучения, соединяю проблемы химии с другими науками естественного цикла – экологией, географией, физикой – находя общие точки соприкосновения этих дисциплин. Применяю знания, умения и навыки, полученные на других уроках (смоделировать задачи, составить конспект, таблицу, тезисный план).

В ходе преподавания предмета использую современные компьютерные технологии. Для всестороннего развития личности ребенка, его мыслительной деятельности, способностей включаю детей в социо-культурную, общественно – значимую деятельность (проектная деятельность). Все это дает возможность воспринимать процесс обучения комплексным, единым. У ребенка формируется целостная картина мира, природы.

Мой опыт является актуальным и перспективным, так как может решать или приблизить к решению противоречий между:

– большим объемом информации в сегодняшней жизни школьника и необходимостью подготовки его к взрослой жизни с ее сложными социально – экономическими процессами;

– ориентацией на развитие способностей и традиционными методами и формами обучения, которые нацелены на передачу готовых знаний.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через технологию, которая должна завершиться реальным практическим результатом. Проектная деятельность – категория психологическая, позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности. Важна связь замысла с воплощением, а не просто достижение результата, что составляет суть ответственности за результат. Работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт, провести опрос среди одноклассников, создать продукт, которым могут воспользоваться другие (новое пособие, презентацию, шпаргалку по трудной теме и т. д. )

3. Технология опыта.

Технология моего опыта заключается в четкой организации всей системы обучения на уроках химии, в выборе соответствующих форм, в дифференциации обучения учащихся, определении оптимальных путей сочетания различных форм обучения – общеклассной, групповой, индивидуальной.

Для решения поставленных задач использую, метод проектов, ведь изучаемый в школе предмет может стать привлекательным, когда возникает ситуация проблемы, потребность понять, объяснить новый непонятный факт. Противоречие между потребностью в новых знаниях и знаниями, которыми ученик располагает движет его мысль. Начинается активная работа мысли: ученик осознал, стоящую перед ним проблему и ищет пути ее решения. Эти познавательные задачи я предлагаю в виде исследовательской и проектной работы. Вопросы и задания подбираю с учетом дифференцированного подхода к каждому ученику, исходя из его индивидуальных способностей, с учетом сформированности у него интереса к предмету.

Использование разных видов деятельности, позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ, владение учащимися компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности, создает ситуацию успеха для каждого ученика.

Я стремлюсь к тому, чтобы знания учеников по химии находили применения к объяснению явлений, происходящих в органическом мире. Это имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение. Каждый учитель знает, что без опоры на знания учащихся из курса химии «Периодический закон и периодическая система химических элементов» невозможно обойтись, например, при изучении раздела «Цитологии». Для формирования представлений о единстве живого и неживого приходится разъяснять биологическую роль химических элементов и их соединений. Для того,чтобы в полной мере реализовать весь потенциал, заложенный в изучаемом материале, необходима система межпредметных связей.

Важнейшая составная часть системы межпредметных связей – исследовательские работы. Такие работы как: «Оценка состояния природных вод и почв х. Павловского», «Влияние синтетических моющих средств на экосистему водоема» показывают единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяют учащимся видеть взаимозависимость различных наук.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом общего образования становится формирование универсальных учебных действий, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Эту проблему пытаюсь решать через организацию проектной деятельности. В настоящее время предлагаются различные типы проектов, которые можно реализовать на занятиях в школе – это учебные, социальные, исследовательские. Среди них по временным затратам есть проекты долгосрочные, выполняемые в течение четверти, полгода, года и краткосрочные, их продолжительность – урок, день, неделя, месяц (приложение №2).

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, смысл которой заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. (Приложение 14)

Слайд 1. Слайд 2.

Что такое проект для ученика? Слайд 3.

Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, формирует познавательную активность, т. к. учащиеся видят конечный результат своей деятельности; повышает самооценку учащихся и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Итак, в основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Участвуя в проектной деятельности, каждый ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям.

При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями, расширяют свой кругозор.

Что такое проект для учителя? Слайд 4.

Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация.

В ходе проектной деятельности развиваются универсальные учебные действия, Слайд 5.

такие как: – социальные; – коммуникативные; – мыслительные

– исследовательские.

К социальным относится – умение работать в группе; Слайд 6.

– умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; – умение пойти на компромисс.

К коммуникативным – это умение – слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать свое мнение, презентовать результат работы. Слайд7.

К мыслительным – это умение синтезировать, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выявлять закономерности. Слайд 8.

К исследовательским -это наблюдение, проведение эксперимента, Слайд 9. анкетирование, обработка статистических данных.

“Человек рожден для мысли и действия”,– говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.

Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно. Необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности школьников.

В восьмом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в

совместной деятельности с учителем. На данном этапе происходит накопление знаний по осуществлению этапов проектной деятельности, укрепление положительной мотивации при работе по данной технологии. Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость, проявляя эмоционально позитивное отношение к творческим удачам детей.

В девятом классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению проекта, таких, как целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, времени и ресурсов, координирование деятельности. Следует ориентировать учеников на решение доступных, увлекательных задач. Опыт показывает, что девятиклассники с удовольствием работают в микрогруппах. Ученик начинает ощущать себя способным к творческой деятельности. Это очень благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.

В десятом и одиннадцатом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное планирование обдумывания темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным видам предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной деятельности и всего коллектива в целом (приложение №7).

В настоящее время в моей работе существуют разные типы проектов:

Слайд 10.

исследовательско – творческие: учащиеся экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде опорных конспектов, газет, докладов (приложение №3);

•ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда учащиеся входят в образ персонажей сказки, людей разных профессий и решают по – своему поставленные проблемы)

•информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, презентации, выставки, витражи) (приложение №8);

•творческие (оформление результата в виде КВНа, игры, путешествия по станциям, детского праздника).

•семейные проекты

В проектной деятельности школьников выделяются следующие этапы деятельности. Слайд 11.

•мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи);

••планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, а позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

••информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

••рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.

Работа над любым проектом начинается с выбора темы. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна детям. Темы детских проектных работ выбираем из содержания учебного предмета, так как для проекта требуется проблема, знакомая школьникам и значимая для них.

Этапы работы над проектом

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Погружение

в проект

Определение темы, целей и задач, типа проекта, количества участников.

Формирование основополагающего и проблемного вопроса.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи.

Мотивирует учащихся.

Формулирует проблему и объясняет цели и задачи проекта.

(Подводит учащихся к самостоятельному определению проблемы проекта. )

Наблюдает.

2. Планирование

Анализ проблемы.

Определение источников для сбора необходимой информации.

Выбор методов исследования.

Распределение ролей в группе.

Определение критериев оценки результатов работы над проектом.

Выбор формы презентации проекта.

Уточняют тему исследования.

Формируют состав группы и распределяют роли.

Осуществляют планирование работы.

Выбирают форму презентации результатов.

Предлагают и обосновывают свои критерии оценки работы над проектом.

Предлагает возможные варианты состава групп и распределение ролей в группах.

При необходимости помогает учащимся в анализе, поиске источников информации, планировании, выборе форм презентации и т. д.

Консультирует учащихся (по их просьбе).

Наблюдает.

3. Исследование

Выполнение проекта.

Собирают информацию в соответствии со своей ролью и сообща, в соответствии планом работы).

Консультируются с учителем.

Оформляют собранный материал.

Консультирует учащихся по необходимости.

Ненавязчиво контролирует деятельность школьников.

Наблюдает.

4. Результаты и выводы.

Корректировка деятельности учащихся.

Оказание непосредственной помощи при затруднении.

Участвуют в промежуточных обсуждениях полученных данных в группах (на уроках, занятиях и т. д. )

Ведут подготовку к защите проекта, участвуют в коллективном самоанализе.

Практическая помощь (по необходимости)

Проводит репетиции, консультации.

Помогает определиться с формой и способом презентации.

5. Презентация проекта

Презентация проекта.

Защищают проект (демонстрируют понимание проблемы, целей и задач проекта,

Участвует в оценке результатов работы над проектом.

6. Оценка и результат

Оценка результативности

Сбор информации в портфолио.

Организация выставок работ учащихся

Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.

Обобщает полученные результаты.

Подводит итоги работы.

Награждение лучших работ и участников проекта.

Возможные темы проектов: Слайд 12.

Изучение свойств почвы в связи с применением удобрений»; «Естественные красящие вещества»; «Химический анализ водопроводной воды»; «Роль нитратов в природе и жизни человека»; «Влияние автомагистрали на окружающую среду и здоровье человека»; «Природные индикаторы»; «Путешествие в мир химии»; «Химическая сказка»; «Косметика и химия»;

« Удивительное рядом»; и другие (приложение №12).

4. Результаты реализации педагогической деятельности.

Об эффективности проведённой работы можно судить по следующим результатам:

наличие у ученика положительного мотива к деятельности ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы. . . );

наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности. . . ");

переживание учащимися субъективного открытия

("Я сам получил этот результат,. . . ");

осознание учеником усвоения нового как личностной ценности;

("Лично мне это нужно, мне будут эти знания нужны. . . ").

Что мне дал метод проектов?

Метод проектов позволил мне:

•Обучать детей и находить некую значимую для них проблему, решать ее путем творческого поиска и применения интегрированного знания.

•Подводить ребят к осмыслению значимости предполагаемых результатов в практической деятельности.

•Развивать творческие, исследовательские способности и применить их на практике.

•Научить детей алгоритму выполнения этапов проекта.

•Создавать условия для самостоятельной деятельности учащихся и возможность выбора.

Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет мне не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность.

Каков же итог проектной работы? Все работы учащихся заняли призовые места на научно-практических конференциях различного уровня. Но более важным является другой итог. Ученики проникаются духом проектной и научно – исследовательской деятельности. Идёт понимание радости открытий, и тяжёлая работа, связанная с поиском истины, уже кажется второстепенной.

Отсюда можно сделать вывод, что проектная и исследовательская деятельность обладает большими образовательными возможностями, служит мощным средством становления способного выпускника старшей школы. Прошедший такого рода практику ученик:

•получает необходимый опыт решения актуальных по разным направлениям задач;

•оснащен технологией изменения плана действий в зависимости от изменения гипотезы в логике исследования;

• расширяет диапазон методов получения нового знания (результата);

•способен «переносить» технологию творчества в новую ситуацию, принимать решение с несколькими неизвестными;

•готов отказываться от «устоявшихся» взглядов при получении новых, нетрадиционных результатов.

•лучше оснащен для быстрого принятия правильных решений в ситуациях, требующих мобильности.

В данном случае уместны слова К. Д. Ушинского: «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду, к жизни.

Опыт использования проектной деятельности учащихся при проверке знаний по химии позволяет выделить следующие положительные моменты:

Уменьшена возможность подсказок и списывания.

Резко возросла познавательная активность учащихся при изучении химии, что обусловлено стимулированием данной методикой работы, приводит к активизации учащихся, позволяет проводить обсуждение материала в режиме "мозгового штурма" тогда возникают и называются самые неожиданные ответы и предположения.

Улучшилось психологическая атмосфера в группах учащихся. Возникла устойчивая обратная связь—преподаватель—учащийся—преподаватель.

Успешная сдача ЕГЭ и ГИА-9.

Увеличивается количество выпускников, выбирающих химию в форме ГИА, ЕГЭ, т. к. она им необходима для дальнейшего обучения. Устойчивый интерес к изучению химии, который проявляется в стремлении учащихся к поиску дополнительных знаний (элективные курсы по предмету).

Доля учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, конференция.

Доля участия в олимпиадах по химии среди старшеклассников

2008-2009 уч. год – 10 участников (17%)

2009-2010 уч. го д – 12 участников (20%)

2010 – 2011 уч. год -18 учстников (31%)

Доля участия в конференциях по химии среди старшеклассников

2008-2009 уч. год – 4 участников (7%)

2009-2010 уч. год – 8 участников (14%)

2010 – 2011 уч. год -12 учстников (20%)

Таким образом, доля учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, конференциях, акциях растет.

2008 – 2009 г.

2009 – 2010 г.

2010 – 2011

2место

(9 класс)

3место

(11 класс)

2место

(10 класс)

3место

(11 класс)

Разностороннее развитие личности учащихся на основе дифференцированного, индивидуального подходов через поисковую, проектную и исследовательскую деятельность на уроках химии и во внеурочное время, повышает уровень обученности учащихся. Использование данной технологии позволяет добиться 100% успеваемости.

Качество знаний составило:

Учебный год

8класс

9класс

10класс

11класс

2008 –2009

51

52. 3

53

53,2

2009 -2010

52,4

53

53,5

53,5

2010 – 2011

53

54

54

54,5

Таким образом, наблюдается стабильное качество обученности по химии.

Результаты краевой диагностической работы по химии (2010 – 2011)

10 а класс

КДР №1 ( 28. 10. 2010)

Учитель Мусатова А. И.

Всего учащихся 22

Писали 21

успеваемость

90%

На «4» и «5»

62 %

11а класс

КДР №1 (12. 11. 2010)

Учитель Мусатова А. И.

Всего учащихся 15

Писали14

успеваемость

100 %

На «4» и «5»

100 %

11б класс

КДР №1 (12. 11. 2010)

Учитель Мусатова А. И.

Всего учащихся 18

Писали1 7

успеваемость

100 %

На «4» и «5»

94 %

11 класс

КДР №2 по выбору

( 20. 01. 2010)

Учитель Мусатова А. И.

Всего учащихся

Писали 7

успеваемость

100 %

На «4» и «5»

72 %

Стабильное качество знаний и успешность обучения учащихся химии

Уровень развития мотивации достижений учащихся 9а (приложение №5)

Среди моих выпускников есть врачи, учителя химии, ветеринары, специалисты по экспертизе товаров потребления, фармацевты.

Пусть не многие из моих выпускников связали свою жизнь с профессиями, основанными на химических знаниях. Главное, что знания, полученные на моих уроках, помогут им в повседневной и профессиональной жизни. Я считаю, что если мой ученик умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, самоорганизовываться, находить любую информацию, он будет успешен в дальнейшем (приложение №6).

Участие и успехи учащихся в творческой и научно-исследовательской деятельности

год

Тема проекта

Муниципальный уровень

Краевой уровень

2009

«Кубанские товары – только высокого качества» (Кудашева Р.

10 класс)

Диплом 2 место

Участник

Краевого конкурса

2009

«Недетские проблемы – детского питания» (Ершова Елена

11 класс)

Диплом 3 место

Районная научно – практическая конференция «Эврика»

2010

«Мед и здоровье человека»

(Трущенко Дарья 10 класс)

Диплом 2 место

Районная научно – практическая конференция «Эврика

2011

«Качество молока и здоровье человека»

(Трущенко Дарья 11 класс)

Диплом 1 место

Районная научно – практическая конференция «Эврика

Грамота 3 место

Зональная научно-практическая конференция малой академии наук учащихся Кубани

2011

«Определение нитратов в сельскохозяйственной продукции»

(Ефанова Диана

9 класс)

Диплом 2 место

Районная научно – практическая конференция «Эврика

Дипломант

Зональная научно-практическая конференция малой академии наук учащихся Кубани

2011

«Вода – основной источник жизни»

(Шарганова Нина 11 класс)

Диплом 1 место

Районная научно–практическая конференция «Эврика

Дипломант

Зональная, Краевой научно-практическая конференция малой академии наук учащихся Кубани.

Член Малой академии наук учащихся Кубани.

2011

«Вода – основной источник жизни»

(Шарганова Нина

11 класс)

Диплом 3место

Научно-исследовательских и прикладных проектов по теме «Технология водоподготовки, очистки сточных вод и рационального использования водных ресурсов»

Таким образом, наблюдается позитивная сформированность социальных компетенций учащихся. Завоевание призовых мест для меня и моих учеников не самоцель, главное – проба сил, творческое использование своих способностей, умение принимать адекватные решения (приложение №9).

Внеурочная деятельность школьников только тогда будет влиять на развитие их компетенций, если она тесно взаимосвязана с ведущей деятельностью – учебно-познавательной. Поэтому, охотно помогаю учащимся, имеющим повышенный уровень мотивации к учению, проводить исследования отдельных объектов или явлений. Продукт такого взаимодействия – научные работы моих учеников, представленные на научно-практические конференции разного уровня и, как правило, высоко оцененные экспертами.

Уже который год в школе работает химический кружок для восьмиклассников, в рамках которого проводим КВНы, деловые игры, исследовательские проекты. Большой интерес у учащихся 9 класса вызывает элективный курс «Химия и в быту» в рамках предпрофильной подготовки, где ребята создают интересные проекты, с которыми знакомят учащихся школы (приложение №13).

5. Библиографический список

1. Из Послания Президента России Д. А. Медведева.

2. Предметно-содержательный журнал «Современный урок».

3. Приложение к газете «Первое сентября». Химия

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Е. С. Полат и др. Под ред. Е. С. Полат. – М. : ИЦ Академия, 2003. – 271 c.

5. Сергеев И. С. «Как организовать проектную деятельность учащихся» М. : АРКТИ, 2006. – 76 с.

6. Пахомова Н. Ю. «Метод учебного проекта в образовательном

7. учреждении» М. : АРКТИ, 2005. – 110 с.

8. Пахомова Н. Ю. «Освоение учителем технологии проектного обучения» // Школьные технологии. – 2006, № 6. С. – 109

9. Пахомова Н. Ю. «Проектное обучение что это?» // Методист. – 2004, №1. С. – 39.

10. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М. : АРКТИ, 2003. – 112 с. (Методическая библиотека)

11. Романовская М. Б. «Метод проекта в образовательном процессе»

12. // Завуч. Управление современной школой. – 2007, № 1. С. – 118.

13. Обухов А. С. «Эффективность применения проектной деятельности и исследовательской деятельности в обучении» // Школьные технологии. – 2006, № 5. С. – 86.

14. Полат Е. С. «Метод проектов. История и теория вопроса»

15. // Школьные технологии. – 2006, № 6. С. – 43.

16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Е. С. Полат и др. Под ред. Е. С. Полат. – М. , Академия, 2003. – 271с.

17. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. – М. : Просвещение, 2008. – 191 с.

18. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. – М: Сентябрь, 2000.

19. Мельченко И. В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся.

6. Приложение к опыту.

1. Приложение № 1. Презентация к опыту «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности учащихся» (диск)

2. Приложение № 2. Урок химии в 9 классе по теме "Галогены" (проект информационно – исследовательский, краткосрочный межпредметный) . . . . . . 24

3. Приложение № 3. Урок химии в 9 классе по теме « Многоликий углерод»(информационный, монопроект, минпроект). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

4. Приложение № 4. Технологическая карта урока химии в 11 классе по теме «Алкены». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

5. Приложение № 5. Диагностика учащихся (выявление склонности к проектной и исследовательской деятельности). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

6. Приложение № 6. Общие правила для педагогов – руководителей проектов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

7. Приложение № 7. Формы и методы работы. Мой рабочий арсенал. . . . . . . . . . . 40

8. Приложение № 8. Урок по химии в 11 классе « Химия и питание» ( информационный проект). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41

9. Приложение № 9. Советы автора педагогу-исследователю. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

10. Приложение № 10 Выступление на педагогическом совете по теме

«Организация работы с одаренными учащимися». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

11. Приложение № Выступление на районном методическом объединении учителей химии Крымского района «Метод проектов в образовательном пространстве школе». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46

12. Приложение № 12 Рефлексия в оценке проекта учащимися. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56

13. Приложение №13 Грамоты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57

14. Приложение 14 Презентация к разделу «Технология опыта» (диск)

А. И. Мусатова, МБОУ СОШ № 62, хутор Павловский, Крымский район, Краснодарский