Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Исследовательская деятельность через урок и внеурочную деятельность. Инновационные подходы

Исследовательская деятельность через урок и внеурочную деятельность. Инновационные подходы

В настоящее время в нашей стране в области исторического образования наметились позитивные тенденции, которые ориентируют учащихся и преподавателей на формирование умений исследовательской деятельности, развитие познавательной активности, самостоятельности. Ведь учебное познание, особенно историческое, есть приобретение уже выработанного человечеством зна­ния, т. е. главным образом результатов научного знания. Оно выступает «вто­ричным» по отношению к научному по­знанию. В учебной исследовательской деятельности учащиеся знако­мятся со специальными методами исто­рического исследования: синхронным, хронологическим, диахронным, мето­дом исторических параллелей, методом исторического моделирования, струк­турно-системным методом, методом ак­туализации[1].

Российской педагогикой накоплено множество методических приемов, новаторских подходов к организации и проведению различных форм занятий, формирующих у учащихся умения работать творчески.

Мой собственный опыт показал воз­можность и эффективность ряда направлений организации учебной науч­но-исследовательской деятельности на уроках и во внеклассной деятельности.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуются нетрадиционные (нестандартные) уроки, которые широко применяются всеми учителями. Именно эти уроки в полной мере отражают специфику исследовательской и творческой деятельности: исследование, семинар, урок защиты проекта, практическая работа с нормативными документами и источниками, рецензия, урок защиты рефератов, урок анализа письменных работ, «мозговая атака», урок изобретательства, анализ первоисточников, комментарий, интервью, репортаж, ре­цензия, анкетирование.

В своей практической деятельности я использую разнообразные формы, но в последнее время, в связи с подготовкой к ЕГЭ, на уроках истории и обществознания стараюсь уделять больше внимания анализу письменных работ. При написании работы учащиеся получают несколько различных тем, обсуждают их, выбирают понравившуюся, работают с источниками, словарями, текстом учебника, а затем обязательно анализируют, выявляя положительные и отрицательные моменты. Написание письменных работ можно начинать с 6 класса, особенно на уроках обществознания, где имеются прекрасные возможности для реализации творческих умений учащихся. Например, задания: «Придумайте свое сказочное государство и расскажите о нем» (тема: «Государство»), проанализируйте поведение городского жителя в деревне, а сельского в городе (тема: «Город и село»).

Современный урок – это такой урок, когда учащийся может сказать: «Я сам под руководством преподавателя добываю и ус­ваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы»[2]. Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино активность и творчество педагога и учащегося. Именно на таком уроке возможно применение элементов исследования, а в старшем звене развивать исследовательское мышление.

Одним из направлений научно-исследовательской деятельности является исследовательский проект. Темы проекта могут иметь проблемный, сюжетный, обзорный, локальный или краеведческий характер. Импульс к работе ученики получают под влиянием разных событий. Так, тема «Никто не создан для войны» родилась на уроке истории после изучения событий войны в Афганистане, «Они нашли свою любовь в кошмаре войны» в ходе бесед со старожилами села, «История Покровской церкви» оформилась в ходе строительства храма Покрова Пресвятой Богородицы. Темы стараюсь выбирать такие, чтобы они пронизывали российскую, региональную историю и историю родного края.

Тема должна быть интересна на­столько, чтобы у учащихся возникло желание заниматься ею длительное время. Важно наличие достаточного количества материала для целенаправ­ленного поиска, а также общественная значимость исследования. Так, изучая историю создания церкви в селе Кустовое, учащиеся 10 класса стали посещать воскресную школу, православный лагерь, участвовать в олимпиадах и конкурсах по православной культуре.

Следующим шагом в исследова­тельской работе является общий инструктаж по составлению плана и сбору нужной информации из разных видов исторических источников (книг, учеб­ников, энциклопедий, документов, ма­териалов, СМИ, Интернета и др. ) Видимо, это довольно сложные виды деятельности для учащихся, тре­бующие усидчивости, устойчивого вни­мания, скрупулезности и хороших на­выков грамотных записей, аккуратнос­ти и систематичности. Старшеклассники учились записывать мысли по пово­ду прочитанного на отдельных листах, чтобы было легче их группировать по вопросам.

Взявшиеся за такой вид познава­тельной деятельности старшеклассники приобретают навыки исследования. Они начинают видеть развитие научной мысли, в то же время они учатся сравнивать высказывания и научные положения ученых разных на­правлений, делать выводы, строить ги­потезы, формулировать проблемы. А это очень важный момент, так как в мире современной информации необходимо научиться выбирать главное. Наверное, это одна из главных проблем на уроках гуманитарной направленности, когда учащиеся приносят сообщения и читают всю информацию, вызывая непонимание учащихся и недовольство учителя. А ведь овладение исследователь­ским багажом возможно лишь в посто­янном диалоге с преподавателем. Он на­блюдает за развитием познавательной деятельности учащегося и направляет ее вовремя поставленным вопросом, со­ветом, куда обратиться, где еще можно найти информацию, как лучше сделать график или провести социологический опрос и т. п. Работа над рефератом акти­визирует самостоятельную познава­тельную деятельность, развивает уме­ние излагать свои мысли четко, аргументированно, расширяет кругозор, способствует выработке исторического мировоззрения. У старшеклассников отрабатываются навыки систематиза­ции, осмысления и литературного оформления собранного материала, они приобретают первый опыт научно-ис­следовательского поиска.

Считаю, что очень важным является умение «свернуть» обширный и многоаспектный материал в несколько емких тези­сов. Обучение этому умению начинается еще в младших классах, когда дети учатся составлять простой план, выде­ляя главное, существенное в тексте. В среднем звене учащиеся овладевают умением составлять сложный план по историческому тексту большого объема, готовить сравнительные таблицы. В старших классах составляются план-конспект или тезисы при подготовке к нетрадиционному уроку. Например, на уроке в 10 классе «Смутное время– время упущенных возможностей» учащиеся привели примеры различных взглядов историков на данный период, законспектировали интересные факты биографии участников Смуты, выявили возможные альтернативы развития страны в 16 веке.

Итоговым моментом приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности является защита исследовательской работы на краеведческой олимпиаде или научно-практической конференции в школе. Техно­логия их подготовки практически не отличаются. Важно на­учиться составлять и пользоваться «картой сообщения» (презентация, рассказ об интересном факте), которая включает первую и по­следнюю фразы сообщения плюс опор­ный сигнал (план) остального текста. Второй этап – отработка регламента, третий – выступление[3].

В нашей школе уже стало традицией в апреле проводить научно– практическую конференцию. Учащиеся 6-11 классов защищают свои проекты. Работа по истории нашего края в годы Великой Отечественной войны «Они нашли свою любовь в кошмаре войны» вызвала у учащихся неподдельный интерес. Оказывается, история нашего небольшого села хранит немало тайн, которые нам предстоит разгадывать на уроках или во внеурочной деятельности.

При выступлении целесообразно пользоваться планом-конспектом или тезисами. Краткие записи позволяют не потерять нить изложения, уложиться в отведенное для доклада время, привес­ти необходимые цитаты, точные цифры, факты, фамилии и т. д. В последнее время для развития интереса и удержания внимания докладчики составляют презентацию.

Обучение старшеклассников при­емам исследовательской деятельности требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности своим пред­метом, собственных навыков научного исследования, терпения и огромного желания помочь воспитанникам прой­ти первые ступеньки, ведущие в на­уку. Среди слагаемых успеха – инте­рес к предмету в целом и к историчес­кому исследованию, в частности, ори­ентация на успех, эффективная по­мощь преподавателя при большой сво­боде учащегося. Исследовательский навык, приобретенный в школе, помо­жет выпускнику расширить знания и представления об окружающем мире, увидеть бесконечность его познания, реализовать личный творческий по­тенциал[4].

Литература

1 Лебедев О. Е. О целях образования // Преподавание истории и обществознания. 2000. № 2. С. 50-60

2 Гукова В. В. История. 5-11 классы: технология современного урока/ Волгоград: Учитель,2009. -с. 6

3 Вяземский Е. Е. Изучение истории на профильном уровне в современной школе. – М. : ООО «ТИЛ «Русское слово– РС»,2006,с. 246

4 Алексеева М. Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории// Преподавание истории и обществознания . 2003. № 4. С. 43-48

С. А. Гребёнкина, БОУ "Кустовская СОШ Яковлевского района Белгородской области"