Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Методы постановки учебной проблемы на уроках русского языка с целью развития интеллектуальных способностей обучающихся

Методы постановки учебной проблемы на уроках русского языка с целью развития интеллектуальных способностей обучающихся Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни.

С 2012 года наша школа работает по образовательной системе « Школа 2100», которая реализует технологию проблемно-диалогического обучения, позволяющую учащимся самостоятельно открывать знания, развивать интеллектуальные и творческие способности.

Цель этой статьи – предложить коллегам методы постановки учебной проблемы, которые мы используем на занятиях по русскому языку и литературе. В своей статье мы опирались на технологию проблемного диалога (Е. Л. Мельникова).

Первым из проблемно-диалогических методов обучения можно назвать побуждающий от проблемной ситуации диалог. Он сочетает приём создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. С этой целью используем одну из двух реплик по выбору: «Какова будет тема урока?», «Какой вопрос возникает?». Часто ученики дают неточные или ошибочные ответы, учителю необходимо обеспечить безоценочное их принятие.

Учитель предлагает проблемную ситуацию с противоречивыми положениями, побуждает к осознанию противоречия репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?»

Например, на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Разносклоняемые имена существительные» учитель предлагает прочитать имена существительные и записать их группами изморозь, плач, слава, слава, время, поклон, верность, болото, сумрак, темнота, пламя, россыпь, звездопад. Ученики распределяют данные слова по склонениям.

– Какие слова вы не смогли отнести ни к одному из склонений? (Время, пламя – ср. р).

– Почему? Какая особенность есть у этих слов?

– Сформулируйте проблему, с которой вы столкнулись.

Одним из приёмов данного метода является проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом. Создаётся она в два шага. Шаг первый: учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием « на ошибку». Шаг второй: предъявляет научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

Например, урок в 7-ом классе по теме « Дефис в наречиях». Шаг первый. Учитель диктует словосочетания с наречиями, один ученик записывает их у доски, остальные в тетрадях. Это практическое задание «на ошибку»: ученик у доски пишет без дефиса наречия по-медвежьи, по-зимнему, во-первых и др. (житейское представление). Шаг второй. Учитель: «Посмотрите, я выписала для вас из словаря все эти наречия». Открывает доску. Ученики видят дефисное написание слов. (Проблемная ситуация). Учитель: «А как вы написали сначала? А как надо на самом деле?»

Вторым из проблемно-диалогических методов является подводящий к теме диалог. Он представляет собой систему посильных для детей вопросов и заданий, которые помогают ученикам сформулировать тему урока. Причём, последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо также обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Буква О после букв шипящих в суффиксах и окончаниях имён существительных».

– Прочитайте слова шёпот , дружок, врачом. Что общего у этих слов?

– А какие различия вы заметили?

Можно ли применить известное вам правило написания букв Ё, О после шипящих? Почему?

(Буква О после шипящих в словах дружок, врачом находится не в корне, а в суффиксе и окончании). Сформулируйте тему урока.

Другой пример, урок в 7-ом классе по теме « Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»

Подводящий к теме диалог:

– Посмотрите на два столбика слов на доске. (На доске: пешеходный, старославянский и северо-восточный, кисло-сладкий).

– Что общего заметили? (В каждом столбике сложные прилагательные)

– В чём различие ? (В первом столбике сложные прилагательные пишутся слитно, во втором – через дефис)

– Значит, какая сегодня будет тема урока? (Слитное и дефисное написание сложных прилагательных)

Фиксирует тему.

Следующий метод – сообщение темы с мотивирующим приёмом. Сообщение готовой темы предваряется либо интригующим материалом (приём «яркое пятно», например, в форме шуточного стихотворения, грамматической сказки, ребуса, кроссворда), либо подчёркивается значимость темы для самих учащихся (приём «актуальность»). Урок русского языка в 5 классе по теме: «Местоимение как часть речи».

Утром – как заведено – А стемнеет – ОН придёт:

Разомкнёшь ресницы Тоненький, смущённый, –

И к тебе идёт ОНО Он на цыпочках войдёт

Розовой жар-птицей… Долькою лимонной. .

Срок прошёл – плывёт ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

– Кто же ОН, ОНО, ОНА?

– А что такое он, она, оно с языковой точки зрения?

– Попробуйте сформулировать тему урока.

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Падеж. Склонение имён существительных».

– Послушайте грамматическую сказку и вопрос и сформулируйте тему урока.

Сказка

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.

Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный.

– О чём идёт речь? (О падежах. )

– А как называются все падежи вместе (изменение по падежам)? (Склонение. )

– Запишите тему урока.

Другой пример. Урок по теме: «Отрицательные местоимения-существительные»

-Прочитайте сказку

Умные спорщики

Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет.

Первый начал: «В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть найденного. Что у него осталось?»

А второй и говорит: «Ну что за рассказ? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?»

Третий посмеялся и сказал: «Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил, Никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у кого осталось».

«Эх, вы, глупые спорщики, – сказал случайный прохожий, слушавший рассказ троих. – Что вы спорите? Ведь не о чем спорить. Да и не о ком. Значит, и говорить нечего!»

– Подумайте, о ком (чём) эта сказка?

– Чем отличается вторая часть от первой?

– Сформулируйте тему урока.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т. е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у детей интерес к новому материалу, побуждая школьников по-настоящему мыслить, а не получать готовые знания из уст учителя.

В. М. Рыхторова, МКОУ СОШ №2, г. Барабинск, Новосибирская область