Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ

Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ

Работа учителя – это постоянный процесс совершенствования обучения. Работая в современной школе, регулярно задаешь себе вопрос «Как построить процесс обучения, чтобы всем учащимся в классе было интересно в течение всего урока?» Очевидно, что в силу индивидуальных и возрастных различий для одних учащихся процесс обучения опирается на эмоциональную основу, у других – на интеллектуальную, у третьих – на волевую или на самое разное сочетание этих основ. Эта разность выражается в уровнях познавательной активности ученика.

Развивать познавательную активность на уроках немецкого языка я пытаюсь, используя аудиокурсы к учебникам И. Л. Бим, аутентичные тексты, видеофильмы о стране изучаемого языка, презентации, клипы, детские и молодежные немецкие песни, самоучители, компьютерные игры на языке. Большую роль в формировании познавательной активности играет проектная и исследовательская работа, когда учащиеся могут выполненные ими проекты, творческие задания помещать на сайтах. Для формирования мотивации обучающихся, размещаю их работы на проекте для одаренных детей «Алые паруса».

Показателями познавательной активности можно назвать стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач, участие в конкурсах и олимпиадах по предмету, участие во внеклассной деятельности, качество владения иностранным языком. Планирование занятий, подбор форм, средств, методов обучения я осуществляю с учетом уровней показательной активности учащихся:

1. Нулевая активность. Учащийся пассивен на уроке, не проявляет желания к работе.

2. Ситуативная активность. Активность учащегося проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (интересное содержание урока, приёмы обучения) и определяется в основном эмоциональным восприятием.

3. Исполнительская активность. Позиция учащегося обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приёмами учебных действий.

4. Творческая активность. Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для её решения.

При создании условий для развития познавательной активности я веду работу в двух направлениях:

1. Создание атмосферы урока

2. Применение ИКТ

I. Создание атмосферы урока.

1. Ученики при ответе с места на уроке не встают, отвечают сидя, что создаёт атмосферу эмоционального комфорта, снимают чувство страха, зажатости. Это особенно необходимо для учащихся с нулевой активностью, которые в доброжелательной атмосфере находят себя и могут проявить себя с положительной стороны.

2. Проверку домашнего задания я всегда начинаю с фразы: «Какие вопросы есть по домашнему заданию?». Ученики могут задать любой вопрос, не опасаясь плохой отметки. Девиз: «Человеку свойственно ошибаться. Не ошибается тот, кто ничего не делает». Ответить на возникающие по домашнему заданию вопросы предлагается другим учащимся. Я лишь комментирую или обобщаю ответы. За правильные ответы учащиеся получают дополнительно хорошие отметки, что является хорошим стимулом для учащихся с ситуационной активностью, настраивает на урок.

3. При ответе товарищей приучаю учащихся внимательно слушать, оценивая правильность ответов. Всякие попытки высмеять неудачно выразившегося ученика пресекаются, поощряются дополнения к ответу, более точные формулировки, корректировка неправильно произнесенного слова или фразы. Такая работа особенно нравится учащимся с исполнительной активностью, которые охотно берут на себя роль «экспертов».

4. В систему оценок учеников мною введена добровольная оценка повышенного уровня за знания, умения, навыки, выходящих за пределы государственного образовательного стандарта, а также за творческие работы учащихся. В начале каждой новой темы учащиеся имеют возможность ознакомиться с условиями получения добровольных оценок повышенного уровня. Лучшие и оригинальные работы используются в дальнейшем как наглядные пособия для учащихся других классов, при этом всегда называется автор работы, что повышает самооценку ученика, побуждает его к дальнейшему творчеству, поиску новых интересных тем, необычных форм реализации своих способностей. Это необходимо для учащихся с творческой активностью для того, чтобы учение не стало для них скучным, обыденным делом.

5. При проведении уроков я стараюсь создать ситуацию успеха на уроке. Успех как регулятор отношения к учебной деятельности в целом и познавательной активности в частности необходим в учении. Для учащихся с различной познавательной активностью выбирается различная мотивация: «Ты справишься!» (нулевая активность); «Ты узнаешь что-то новое» (ситуативная); «Ты сможешь рассказать это другим» (исполнительная); « А что ты можешь ещё предложить» (творческая). Также обеспечиваются различные условия для успешного выполнения задания (подбор заданий по трудности, времени выполнения, соответствие интересам ученика и т. д. ). В конце работы даётся адекватная оценка деятельности ученика и результатам его работы. Очень важно отметить достижения ученика, показать своё уважительное отношение к его труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше.

6. Постоянно использую элементы технологии встречных усилий учителя и ученика: обеспечивание условий каждому ученику для продвижения вперед, продвижение вместе с учеником на новую ступень знаний и отношений, обращение результатов, достигнутом на одном занятии, в мотив продолжения совместной деятельности наследующем уроке.

Принцип активности ребенка в образовательном процессе был и остаётся одним из основных в педагогике. Таким образом, для повышения познавательной активности учащихся я использую технологии: игровые, интерактивного обучения, проблемного обучения, технологию проектной деятельности учащихся.

Н. В. Петрова, Землянский филиал МБОУ "Инжавинская СОШ", р. п. Инжавино, Тамбовская область