Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Компьютерные технологии в воспитательном процессе

Компьютерные технологии в воспитательном процессе

Мы живем в век грандиозных преобразований цивилизации. Индустриальное общество уступает место информационному, основная особенность которого – возрастание роли информации и информационных коммуникаций, создание единого информационного пространства. Современному человеку приходится самостоятельно отбирать необходимый материал и знаний из огромного ее потока. Поэтому современных детей необходимо учить самостоятельно ориентироваться в этом информационном поле, формируя так называемое «внутреннее сито». Что ляжет в основу такого сита – нравственные нормы, прагматизм, интересы и направленность личности – это, вероятно, зависит в какой-то степени от нас.

Необходимость использования компьютерных технологий в обучении очевидна и неоспорима. Воспитательный же процесс строится не только на усвоении информации и способов ее получения и использования, но в первую очередь он предполагает личностное общение воспитателя с учеником, основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях.

Обратная связь в воспитании должна идти от конкретной личности, а не от внешних признаков поведения. Ребенок должен «вписываться» не в наше обобщенное, усредненное, «эталонное» представление о том, каким он должен быть, а в наше представление о том, каким этот конкретный ребенок как личность мог бы стать.

То обстоятельство, что нашим детям придется жить и реализовать свои цели и планы в совершенно ином обществе, заставляет задуматься о формировании у наших учеников способностей к саморазвитию и самотворчеству, которые должны не только идти в ногу с быстрыми темпами развития самого общества, но и опережать их. Поэтому необходимо переосмысление образовательных моделей – переход от модели «Делай как я» (директивная педагогика) и «Делай со мной» (педагогика сотрудничества) к модели «Делай лучше меня» (развивающая педагогика).

Одним из ключевых понятий организации жизни в школе понятие образовательной среды. Новая информационная образовательная среда, хотим этого или нет, существенным образом отличается от традиционной. Представления наших учеников о жизни, а также их способы мышления и смысловые ориентиры во многом не сходятся с жизненным опытом и установками взрослых. И нет смысла давать оценку этому процессу, нужно учиться им управлять, используя новые возможности. И первое, что лежит на поверхности, когда я обращаюсь к компьютеру во внеурочной деятельности, – это то, что с миром компьютеров связаны интересы многих подростков, и именно этот ресурс, необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях.

Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.

Проектная деятельность в воспитательной работе

Цели, которые преследовались мною, учителем, при внедрении проектной деятельности:

  • Образовательные – повторение и изучение материала по курсу, представление информации в структурированном виде (схемы по темам), закрепление технологических навыков работы на компьютере;
  • Воспитательные – организация групповой деятельности (с распределением ролей, осуществлением взаимоконтроля, нахождением общих решений, воспитанием уважительного отношения к чужому мнению), развитие самооценки и самоанализа, как факторов побуждающих к самосовершенствованию учащихся;
  • Развивающие – приобщение к новому виду деятельности, формирование навыков исследовательского и системного подходов в работе с информационными ресурсами, использование эстетического подхода при проектировании.

Метод проектов эффективен в решении еще одной общешкольной задачи – это опосредованное приобщение учащихся к конкретным профессиям: пользователь компьютера, дизайнер, журналист, организатор (менеджер), рекламный агент, секретарь и многим другим.

Такое прикладное (практическое) применение имеющихся и вновь полученных в ходе выполнения проекта знаний и навыков привлекательно для подростков, стремящихся в силу своего возраста к ранней социализации, и открывает многогранные перспективы для всестороннего развития учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения.

Обучение и воспитание – это единый неразрывный процесс. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.

Процесс воспитания сводится к формированию развитой, коммуникативной личности, способной адаптироваться в любой ситуации, обучаться на протяжении всей жизни, физически и морально здоровой. Способной проявлять свои таланты не только на благо себя и своей семьи, но страны и человечества в целом.

Может ли стать такой личностью человек неуверенный в себе, не обладающий элементарными знаниями, не умеющий и не желающий ничего менять? Естественно нет!

В своей работе классного руководителя я использую проектную деятельность учеников в здоровьеразвивающем направлении. В силу возрастных особенностей некоторые ученики, стараясь казаться взрослее, начали курить. Я предложила детям принять участие в дистанционном конкурсе по рекламе здорового образа жизни. На конкурс мы подготовили две работы: «Три ступени, ведущие вниз» о вреде алкоголя, курения и наркотиков, «Здоровье – это здорово!», которая пропагандирует здоровый образ жизни. Сбор информации и обсуждение содержания работ уже имели конкретный результат: ребята перестали курить в школе.

О. В. Удова, МОУ Дашковская СОШ, п. Большевик, Серпуховский район, Московская область