Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Опыт работы с одаренными детьми

Опыт работы с одаренными детьми

Данная статья посвящена описанию способов работы с одаренными детьми и формированию их способностей. Для этого необходимо создание условий , способствующих развитию учеников : исследовательская работа, использование современных информационно– коммуникационных технологий, дополнительное образование. Одним из способов развития детей является «Научить детей учиться. » Результаты работы. Школа, особенно в сельской местности , является культурно– досуговым центром . Где как не школе выявлять и развивать таланты.

Одной из главных задач современной школы – является формирование способностей ребенка. Не каждый человек умеет целенаправленно реализовать свой потенциал. Поэтому наша задача – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы в дальнейшем.

При работе с одаренными детьми мы не отбираем одаренных детей, а принимаем всех ребят и работаем с ними . Так как одаренность проявляется в деятельности и оценивается по результатам, очень важно при работе с такими детьми создать условия и предоставить возможность для предметной творческой деятельности. Одаренность выявляется по результату этой деятельности: если ребенок с интересом включается в работу, начинает достигать успехов в определенном виде деятельности, значит он является успешным и над его успешностью надо работать и развивать.

Одним из условий успешного развития творческих способностей является раннее начало. По программе в начальных классах на урок информатики отводится по 1 часу в 3-4 классах в рамках урока технологии. Федеральный компонент не предполагает изучение информатики в 5-7 классах. Но, чтобы не было перерыва между начальным обучением и 8-м классом (не очень хорошо влияет на развитие детей) в 5, 6, 7 классах из школьного компонента на изучение информатики добавляется по 1 часу. Дополнительно для учащихся 5-6 классов в нашей школе работает кружок по информатике, где ребята имеют возможность развивать логическое , математическое мышление, получать практические навыки при работе с компьютером. С введением предпрофильного обучения в 9-м классе практически каждый учебный год дети выбирают элективный курс по этому предмету. Программу этого курса подбираем совместно с учениками, в зависимости от их желания и наклонностей. Это может быть «Программирование на Pascal», «Графика», «Делопроизводство» т. д. При выборе профиля дети получают возможность более глубоко изучать предмет и раскрыть свои способности. Для успешного развития творческих способностей: ребенку предоставляется больше свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо аспектом , в выборе способов работы и т. д. Такими формами являются конференции, практикумы, проектная деятельность.

Как же разглядеть талантливого ребенка и способствовать его развитию в дальнейшем?

В этой ситуации педагог должен так построить учебную деятельность, что бы ребёнок мог максимально самореализоваться. Самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя – научить учиться. В. А. Сухомлинский писал «Ученик, который добывает знания, прилагая собственные усилия, во-первых, получает большое моральное удовлетворение, во-вторых, никогда не отступает перед трудностями». Очень важно, чтобы у детей были сформированы умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы . Поэтому при объяснении нового материала, рассказав суть, и не вникая в подробности, можно предложить некоторым ребятам из класса продолжить работу самостоятельно, отыскав свой путь решения задачи.

Организуя самостоятельную работу учащихся необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Руководящая роль принадлежит учителю. Предлагать или составлять задания нужно с нарастающей степенью трудности и самостоятельности, и только такие, которые требуют напряжения мысли, а не механических действий. Характер заданий должен быть таков, чтобы знакомить учащихся с методом познания: от наблюдения и сопоставлений к установлению зависимости между величинами и формулировкой выводов. Перед выполнением заданий следует инструктировать ребят, разъясняя задачи и требования к работе, что предает деятельности учащихся целенаправленность и создает условия для сознательного отношения к ней.

2. Ознакомление школьников с научной организацией труда. Здесь имеются ввиду краткие указания, соответствующие каждому виду работы. Постепенно знания ребят о рациональных приемах обучения будут закрепляться, углубляться и расширяться.

3. Тесная связь индивидуальных и групповых самостоятельных работ с традиционными коллективными занятиями.

4. Планомерность и систематичность.

Подобная работа на уроке способствует тому, что каждый одаренный ребенок раскроет в себе новые способности.

Другим способом самореализации одаренных детей является организация их исследовательской деятельности. Эта форма работы предоставляет учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Одной из форм исследовательской деятельности на уроках является проектный метод. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

1. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки.

2. Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, презентации и др. ).

3. Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе.

Подобную работу можно проводить, начиная с 5 класса. В нашей школе прослеживается связь кружка математики и кружка по информатике. Ребята в зависимости от их интересов , уровней и желания выбирают тему для исследования или предлагает учитель, и работают над ней: анализируют и находят решение практической задачи, выстроив свою работу в форме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Итак, учащиеся создали текст, теперь его необходимо продемонстрировать на совместном занятии кружка по информатике и математике или на мероприятиях в рамках недели физико– математического цикла. Ребята очень ответственно подходят и к итогу своей работы– составлению презентации, что также позволяет развить творческие способности. При оформлении они используют различную разметку слайда, анимационные эффекты и эффекты графики, стараются грамотно изложить материал. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха», уметь вовремя направить их в нужное русло.

Результатом этой работы стало участие детей в олимпиадах, конкурсах творческих и исследовательских работ. Ученики с удовольствием участвуют в школьных олимпиадах, защищают честь школы на Всероссийских олимпиадах муниципального уровня, где становятся призёрами. Стали участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, где также показали неплохие результаты. Ребята стали лауреатами региональной общественной премии «Золотой лев 2011г» , заняли IIместо в номинации «Программирование» Всероссийского конкурса «Поколение Next– 2011», принимают участие в областном конкурсе « Турнир юных физиков», в Международном детском творческом on-lineконкурсе «Пасха Православная», участвовали в конкурсной программе фестиваля Kid– Softв номинации «Программирование», во Всероссийской дистанционной мультиолимпиаде «Муравейник-2012» для учащихся 1-4-х классов.

Для достижения высокого уровня в обучении даже очень способные дети нуждаются в одобрении и постоянной моральной поддержке. Каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. От этих детей зависит будущее нашей страны, и основная цель работы с одаренными детьми – это содействие их превращению в одаренных взрослых.

Список используемой литературы

Ашевская Л. А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. -№ 6. – С. 21-25.

Винокурова Н. К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. – 1998. – № 4. – С. 18-37.

Жуков Т. М. Развитие человека есть развитие его творческих способностей. // Одаренный ребенок. – 2006. – № 1. – С. 46-51.

Е. Н. Акимова, МКОУ Новотроицкая СОШ, Таловского района, Воронежской области