Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Современный урок французского языка

Современный урок французского языка

Развитие современной педагогической науки характеризуется повышенным вниманием к формированию личности учащегося, созданием условий наиболее полной реализации ее потенциала. Главная задача современного урока – всестороннее развитие обучающегося, усвоение им культурных норм, правил поведения, ценностей и идеалов, формирование его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Личностью нельзя стать в одночасье, это длительный трудоемкий процесс преодоления трудностей в обучении, накопления жизненного опыта. Несомненно, что только личность может прийти к выводу: «Нельзя научить, можно только научиться». Наиболее подходящими педагогическими технологиями для формирования самостоятельной личности ученика, готовой к совместному творчеству, по-моему мнению, являются технологии личностно-ориентированного обучения и самым выигрышным на первых этапах обучения является применение игровых технологий.

Игра – мощный стимул к овладению языком, она помогает ученику, почувствовать себя раскрепощенней, увереннее. В языковых играх школьники не только осваивают основу предмета, но и усваивают культурные нормы, элементы общения: начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с его мнением или опровергнуть. Дети увлеченно участвуют в игре, радуются, когда выигрывают, огорчаются, когда проигрывают. А нам ясно, что игра позволяет избежать однообразия на уроках, дает возможность многократно повторять необходимый лексический материал, что является основным условием для создания прочной словарной базы для развития разговорных умений и навыков. Так у меня появилась серия уроков, включающая фрагменты игровой деятельности или состоящие полностью из игр и игровых упражнений.

Урок – игра это обычно обобщающий урок по какой-то теме или урок, объединяющий несколько тем и имеющий проблемную направленность.

В 5-х классах всегда провожу урок «КВН», если в параллели несколько классов (например– 2) устраиваю сражение между ними.

Мною разработана и проведена целая серия уроков– игр: «Мы учимся читать и писать по-французски», «Давайте познакомимся», «День рождения», «Знаете ли вы французские пословицы и поговорки»?, «Маленький Николя»

Уроки – КВН « Наш веселый дружный класс», «Наши кулинарные пристрастия». КВН «По страницам моих любимых книг» в 6 классе, пожалуй, был одним из самых интересных и запоминающихся уроков.

Дети готовились к нему самозабвенно, были подготовлены отрывки из сказок Шарля Перро, в качестве домашнего задания. Во время урока уровень инсценировки был настолько высоким, что присутствующие учителя вдохновенно зааплодировали. Все остальные конкурсы были неожиданными и запоминающимися: «верни рифму в пословицы, конкурс капитанов, на лучшего переводчика, конкурс дикторов телеканала, черный ящик, конкурс мультипликаторов, блиц – турнир». После таких уроков у детей появляется осознанная мотивация, почему и зачем я хочу учиться французскому языку: «Мне интересно, и это здорово»! В основе проведения любой игры я использую следующую методику:

1) одну и ту же игру повторить несколько раз (путем постановки новых лексических единиц);

2) новую игру начинать учителю (роль ведущего), а затем эту роль передать хорошо подготовленному ученику;

3) на младшем этапе приучать учащихся комментировать свои действия;

4) придать игре характер соревнования, для того, чтобы получить от игры наибольший эффект;

5) снабдить играющих различными красочными аксессуарами, предметами, пособиями, для возбуждения интереса к игре.

Больше всего мои учащиеся любят играть в следующие игры:

1. Конкурс композиторов.

Учитель пишет на доске слово, например «provincialisme». Учащиеся составляют из букв данного слова новые слова. Выигрывает ученик, предложивший последнее слово. Из данного слова можно составить: vin, lapin, maison, liaison, pie, voisin, levier, main, levre, lievre… Дети проверяют свой лексический запас, обогащаются новым, но недостаток заключается в том, что не всегда удачно подбирается исходное слово.

2. Снежный ком – одна из самых любимых игр моих учеников. Ребята составляют коллективный рассказ. Каждая фраза состоит из определенного количества слов: первая из одного, вторая из двух и т. д. Выигрывает тот, кто составляет последнюю фразу. Все фразы записываются на доске. Достоинства игры – можно смело брать текущую тему и игра пойдет очень активно и увлекательно. Недостаток – недостаточно подготовленным учащимся довольно трудно соперничать с сильными игроками.

3. Игра «Правда-ложь» готовится заранее и проводится между двумя командами. Каждой команде дается задание составить рассказ (или несколько), чтобы команда-соперник поверила в его правдивость.

Первая задача обоих команд составить или правдивый рассказ, который бы оказался ложью, или наоборот, ложный рассказ, который бы оказался правдой. Вторая задача команд состоит в определении правдивости рассказа соперников. При прослушивании рассказа соперника игроки должны быть очень внимательны, чтобы не пропустить ту маленькую деталь, которая сделает правдивый рассказ ложью. Побеждает та команда, которая сможет определить, где правда, а, где ложь. Достоинства – игра формирует не только языковые знания. но и навыки коллективной работы. Недостаток – не может часто проводиться, так как требуется дополнительная подготовка.

4. Очень интересно и увлекательно проходит игра – Мы играем в

сыщиков. Класс разбивается на 2 или 3 группы. Каждая группа – это сыскное агентство. К ним обращается «клиент» (учитель или хорошо подготовленный ученик), с просьбой найти человека по его описанию. Сыщики составляют (т. е. рисуют) фоторобот и по своим рисункам ищут нужного человека. Этим человеком может быть любой из них. Побеждает то «сыскное агентство», которое первым найдет нужного человека и чей фоторобот будет самым точным. Достоинства – многофункциональность игры позволяет задействовать всех учащихся. Недостаток – требуется много времени для ее проведения.

5. Аукцион

Ведущий начинает игру, говоря:

– L'oncle Jules раrt еn voyage; Qu'est-ce qu'il met dans sa valise?

Ребята включаются в игру.

– II mеt dans sa valise une chemise.

– Il met dans sa valise un раntalоn.

– Il mеt dans sa valise unе pоupée роur sa fiIle.

Побеждает тот, кто скажет последнее предложение.

Предложения для продолжения игры:

– Michel va аu саmр d'été. Qu'est-ce qu'il prend?

– Lucie va à l'école, Qu'est-ce qu'elle met dans son cartable?

. * Lili vа au magasin. Qu'est-ce qu'elle у achète?

* Nicolas est dans Ie jardin. Qu'est-ce qu'il у fait?

– Маriе est à l'écоlе. Qu'est-ce qu'elle у fait?

Достоинства – возможность использования лексики по всем темам, ведущими могут быть любые учащиеся.

Но в играх ученик выступает только лишь как участник коммуникации, а учителю нужно, чтобы процесс обучения стал сориентированным на членов определенного социума, носителей определенной национальной культуры в широком смысле этого слова. И поэтому наряду с игровыми технологиями на современном уроке необходимо использовать методы и приемы, позволяющие учащимся усваивать различные социальные роли и становиться социальными актерами. Используя форму бытовых диалогов, создавая разноуровневые тесты и упражнения, целенаправленно подбирая выражения речевого этикета, создается проблемная ситуации, над которой учащиеся должны задуматься и решить ее позитивно, сделав выводы. При этом используется дополнительная литература (журналы, газеты, аутентичные литературные тексты, объявления, реклама), составляются задания, в основе содержания которых, лежат общечеловеческие базовые компетенции. – «Давайте говорить друг другу комплименты»– культурная личность должна правильно использовать в своей речи элементы речевого этикета.

• « Кто такие Ваганты? Прогулки по Латинскому кварталу»

• «А вы льете, крокодиловы слезы?» – образные выражения

• «Чем гордятся регионы Франции?»

• «Почему на Рождество французы едят полено?»

• «Первоапрельская рыба – что это?» – сайт Dromadaire

• Музыка-это мода или образ жизни?

Такие уроки носят более эмоциональный и познавательный характер, что является неотъемлемой составляющей компетентностного образования.

Понятие «качественное образование» неразрывно связано с компетентностным образованием. В настоящее время инновации в школьном образовании связаны с введением ключевых компетенций в школьные стандарты образования, в содержание образовательных программ, среду и учебно – развивающие материалы. Одной из ключевых компетенций является способность к коммуникации на иностранном языке. Языковые компетенции определяют в доступной и понятной форме, чем необходимо овладеть изучающему язык, чтобы использовать его в целях общения, а также какие знания и умения ему необходимо освоить, чтобы коммуникация была успешна. Для достижения нужного уровня знаний, определенных компетенциями, необходим современный подход к изучению французского языка, инновации, применение различных форм работы:

– исследовательские и проектные методы;

– работу в группах с творческим заданием;

– развитие способностей решать межпредметные проблемы (в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется);

– обучение через взаимодействие с элементами окружающей среды, такими как информация, события и приобретаемый опыт, что позволяет интегрировать знания из различных предметных областей, формируя целостную картину мира.

Эффективно использовать все эти методы позволяют документальные видеоматериалы, фрагменты фильмов и мультфильмов, видеоклипы, стихи и песни, аутентичные тексты. Урок, с использованием таких технологий, подразумевает умение вжиться в ситуацию и использовать не только пересказ увиденного, но производить аргументированный анализ поставленной проблемы:

– просмотр фильма без звука (построение диалогов, версию содержания);

– половина класса смотрит, половина слушает (обмен версиями);

– видео приостановлено, что дальше (охарактеризуйте персонажи).

– расскажи дальнейшую судьбу персонажей, опиши их характер, с кем бы ты хотел подружиться и почему.

Подобные формы работы, помогают учащимся легко определить уровень собственного участия на уроке, проявить неподдельный интерес и принять активное участие в обсуждении увиденного.

Совет Европы определил 6 уровней языковых компетенций. Взяв за основу эти компетенции, можно уверенно определить способы и приемы оценивания. Подразумевается, что ученик это социальный актер, и он должен обладать определенными умениями и навыками. Оценить эти умения и навыки помогают тесты разного уровня. С успехом на своих уроках использую тесты, предоставляемые французскими сайтами в Интернете WWW. francomania. ru. , 7 jours de la planète, WWW. tv 5 org. . , международным телевизионным каналом французского языка TV5 Monde.

Методика обучения иностранным языкам при помощи Интернета и компьютерных технологий учитывает реальные особенности социокультурного контекста взаимодействия людей в XXI веке. ИКТ помогают грамотно организовать самостоятельную работу обучающихся во внеурочное время. Мои учащиеся используют Интернет и компьютерные технологии для подготовки докладов, рефератов, домашних заданий по практике французского языка и страноведению. Мультимедийную наглядность можно использовать на уроках так же как дополнительный страноведческий материал. Детям интересно знакомиться с достопримечательностями Парижа и Москвы не по картинкам и отдельным фотографиям, а на основе аудиовизуальной наглядности. Именно компетентностное образование должно помочь учащимся решать новые проблемы в незнакомых ситуациях.

На уроке очень важен эмоциональный настрой учащихся для решения практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка. Известный педагог Ян Каменский считал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется незнающему грамоты. Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении иностранного языка в школе. Песни помогают более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названии, реалии страны изучаемого языка. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знакомит с его стилистическими особенностями, развивает когнитивные способности. Песни могут использоваться на всех стадиях урока. В начале урока – для проведения фонетической зарядки и для создания благоприятного эмоционального настроя. В середине и в конце урока они используются в процессе закрепления лексического и грамматического материала, в качестве средства релаксации. В процессе обучения песенные материалы могут использоваться на всех этапах последовательного овладения различными видами речевой деятельности: рецепция – репродукция – продукция.

Обязательно стоит проводить в школе праздники французской песни. В начальной школе эти праздники могут иметь следующую тематику:

« Моя милая мамуля», « Наши верные друзья-домашние животные». Вместе с учащимися начальной школы мы превращаем песни в мини-спектакли. Дети весело распевают песню «Plus vite chauffeur», представляя себя членами веселой семьи, дружно отправившейся на отдых в автомобиле, танцуют вальс вместе с обаятельной Аннабель, представляют парад планет, обозначающих дни недели. Цель таких праздников очевидна – повышения мотивации изучения французского языка и вовлечение родителей в активный образовательный процесс

В среднем звене большой успех имеют вечера французского языка, приуроченные к Рождеству, на мой взгляд, стоит проводить праздник «Ландыш на счастье». Этот праздник позволит акцентировать внимание на межличностных отношениях. Дети исполняют песни, выученные на уроках и инсценированные для большей зрительской наглядности и понимания. Французская песня – это огромный пласт культуры, в который мы погружаемся, выбирая и исполняя их.

Это народные песни:

«Pour faire danser en rond les petits enfants», «Mon beau sapin», «L’arbre de Noël».

Тематические:

«Sur les routes d’été», «Sous le ciel de Paris», «Voyage», «Bonne et heureuse année».

Детские:

«Mon chat», «Ma mère m’a donné le petit chat», «Annabelle», « Maman les p’tits bateaux», «Savez– vous planter les choux ?»

Песни известных исполнителей: Джо Дассена, Патрисии Каас, Дезирель, Сопрано, Этьена Дао, Мари-Амели.

И. А. Гапоненко, МБОУ СОШ №8, г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область