Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Применение ИКТ на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Применение ИКТ на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Данный опыт представляет собой исследование по развитию компетенций обучающихся на уроках химии. В опыте представлено описание ИКТ– приемов, способствующих развитию ключевых компетенций, сравнительный анализ результатов качества образования обучающихся.

1. Актуальность и основные идеи опыта

Не секрет, что эффективность восприятия знаний очень зависит от того, насколько учитель сумеет заинтересовать ученика. Поэтому сегодня информационные технологии на школьных уроках не прихоть, а требование времени, так как именно их можно считать тем новым способом передачи знаний, который позволяет разнообразить процесс обучения и способствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка.

Темпы развития информационных технологий, объем новой информации, обрушивающийся на современного человека, настолько велики, что возникает противоречие между ростом информации и способностью человека усвоить ее.

Практика свидетельствует: перегруженность учебных программ, включение в них все новых и новых предметов приводит к тому, что молодые люди не в состоянии без ущерба для физического и психического здоровья усвоить их на требуемом уровне. В связи с этим возникает острая необходимость определить приоритеты в базовом образовании, разработать новые стратегии образования человека на протяжении всей жизни. Главной задачей учащихся будет научиться учиться и мыслить критически, то есть встречаясь с новой информацией, они должны уметь рассматривать ее вдумчиво, самостоятельно оценивать и действовать в соответствии с представлением о том, что в данной информации может быть полезно им.

Противоречия

Высокие результаты качества образования ↔ Низкая мотивация к учению Необходимость формирования ЗУН ↔ Большой объём теоретических

сведений

Стремление учащихся к самостоятельному ↔ Невозможно сделать это

традиционным

вхождению в среду способом

Объект исследования: процесс обучения химии в общеобразовательной школе, направленный на развитие ключевых компетенций обучающихся

Предмет исследования: педагогические условия и механизмы использования ИКТ для развития ключевых компетенций обучающихся по химии

Гипотеза: Процесс развития ключевых компетенций может протекать успешно, если:

  • Теоретически определены и методически апробированы условия, способствующие эффективному формированию ключевых компетенций на уроках химии
  • Создана развивающая среда в общении, способствующая повышению качества обучения
  • Разработана система применения ИКТ для развития ключевых компетенций обучающихся

Тема: «Применение ИКТ на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся»

Цель: Развивать ключевые компетенции у обучающихся через применение информационных технологий на уроках химии

Задачи:

1. Определить сущность и особенности развития ключевых компетенций учащихся на основе анализа методической литературы.

2. Использовать в образовательном процессе разнообразные приемы и методы ИКТ, для формирования ключевых компетенций обучающихся.

3. Разработать учебно–методические рекомендации по развитию ключевых компетенций обучающихся на уроках химии для педагогов.

4. Повысить мотивацию к изучению химии у учащихся школы.

Ресурсное обеспечение: В 2008 году по программе комплексной модернизации образования в нашу школу был поставлено оборудование для кабинета химии. Кабинет оснащен мультимедийным оборудованием и медиа материалом по темам курса, наглядными пособиями – таблицами, раздаточными карточками. Есть всё необходимое оборудование и реактивы для проведения демонстрационных опытов и лабораторных работ. Представлены разработки уроков, презентации учителя и обучающихся, дидактический и раздаточный материал. В 2010году кабинет химии был подключён к сети Интернет.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Решение задач развития мотивации изучения предмета возможно при

использовании всех методов и приемов ИКТ в обучении через развитие ключевых компетенций обучающихся, чтобы учебный труд школьника был осмыслен им самим и, безусловно принят им как ценность Знания, Образованности и Культуры. Теоретические знания полученные в школе, должны перестать быть мертвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.

Теоретическая база опыта.

Методологической основой опыта является компетентностный подход в образовании и его концептуальные составляющие: понятия “компетенция” и “ключевые компетенции”, суть которых раскрыта в работах А. В. Хуторского, Л. Ф. Ивановой, О. Е. Лебедева, В. В. Гузеева.

Современная дидактика определяет следующие принципы компетентностного подхода:

Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

В этом случае можно говорить о формировании у обучающихся в ходе образовательного процесса, ключевых компетенций, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях.

По классификации, предложенной ученым А. В. Хуторским, ключевые компетенции делятся на:

· учебно-познавательные;

· информационные;

· коммуникативные;

· общекультурные;

· компетенции личного самосовершенствования;

· социальные.

Технология опыта

Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом, а также чтобы учебный процесс был для них интересным, занимательным, современным. Всем этим требованиям, как нельзя лучше отвечают информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

В работе использую УМК:_для основной школы_О. С. Габриеляна « Химия. 8 класс», «Химия. 9класс» ; для старшей школы О. С. Габриелян «Химия . 10класс. Базовый уровень», «Химия. 11класс. Базовый уровень. 2006г Составлены рабочие программы с 8-11 класс, соответствующие образовательным стандартам.

Отличительные черты информационных технологий:

  • универсальный характер, так как задействуют базовые процессы любой образовательной области;
  • практико-ориентированный характер обучения;
  • возможность одновременного решения задач развития, обучения, воспитания;
  • ориентация на сотрудничество.

Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Выделю те из них, которые уже использую в практике педагогической работы.

ИКТ позволяют:

· представлять обучаемому информацию в различной форме: текст,

· графика, аудио, видео, анимация и т. д. ;

· выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;

· активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;

· мобилизовать внимание обучаемого;

· печатать, воспроизводить и комментировать информацию;

· выходить в Интернет;

· использовать информационные ресурсы в учебных целях.

В создании мультимедиа урока выделяю следующие этапы:

· Поиск наглядности, аудио – и видеоматериалов в соответствие с темой урока («складывание» в отдельную папку).

· Знакомство с содержанием урока и выстраивание материалов в нужной последовательности в программе Power Point.

· Вставка текстовой информации, таблиц, схем.

· Оформление слайдов, анимация, навигация.

Очень важным было выяснить, на каких этапах урока можно использовать данный вид технологии:

· Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук).

· Этап усвоения новых знаний ( послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация).

· Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).

Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. В этом случае можно говорить о формировании ключевых компетенций.

В 2008 году МОУ «Чемальская СОШ» был присвоен статус республиканской экспериментальной площадки по теме:«Комплексное использование педагогических технологий, как средство повышения качества образования». С 2008г 9а класс был определён как экспериментальный по предмету химия.

На уроках с применением ИКТ ставлю две цели: обучение предмету (дидактическая) и формирование компетенций. Поставленные цели достигаются в ходе решения конкретных задач через овладение обучающимися определённых умений и навыков:

Задачи

Умения, навыки

Формируемые компетенции

Приобретение учащимися общеучебных умений

Работать с текстом, составлять таблицы, оформлять наблюдения, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т. д.

Общение, саморазвитие, информационные компетенции

Приобретение учащимися специальных умений

Усвоение фактического материала по предмету

Предметные компетенции

Приобретение учащимися интеллектуальных умений

Анализировать, сравнивать, обобщать, и т. д.

Решение проблем, саморазвитие

Приобретение учащимися исследовательских знаний и умений

Выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы

Решение проблем, саморазвитие, сотрудничество

На уроках ИКТ сочетаю с другими инновационными технологиями РКМЧП, проектным обучением, использую компьютерную программа Smart Notebook применение которых также позволяет осуществлять компетентностный подход в обучении и значительно повышает интерес обучающихся к предмету.

В экспериментальном классе проводила нестандартные уроки по выбранным технологиям, это были уроки– проекты, уроки –исследования, уроки развития критического мышления.

В работе применяла следующие методы исследования:

-анализ базовых понятий;

-наблюдение за учебной, познавательной деятельностью, умением находить информацию, интерпретировать её, умением дискутировать, делать выводы .

-опросные методы : беседы, анкетирование, свободные ассоциации, кластеры, синквейны.

Проводила диагностику уровня обученности и качества образования по 10 –бальной шкале оценок по СОУ (степень обученности учеников) по Симонову В. П.

Симонов В. П. Педагогический менеджмент: Ноу –хау в образовании: учебное пособие. -М. ,Высшееобразование,2007г. с. 320-323;

Диагностику уровня сформированности ключевых компетенций учащихся по Репкину Г. В. Научно– практический журнал. «Управление современной школой. Завуч. 2009г №1. с91-101. По этой методике отслеживались компетенция решения проблем, информационная и коммуникативная.

Сравнительный анализ развития ключевых компетенций позволил выделить наиболее эффективные приёмы обучения.

Известно что, познавательный интерес развивается и формируется в деятельности, прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум каналам:

– это содержание предмета, которое имеет возможность заставлять удивляться, открывать новое и неожиданное на фоне известного и знакомого;

– это организация познавательной деятельности учащихся: игровые моменты, ролевые игры, проекты, презентации, творческие задания.

Следующей важной компетенцией является информационная компетенция, которая обеспечивает навыки деятельности с информацией.

Для формирования данной компетенции использую:

-Различные формы работы с учебником.

-Создание презентаций к уроку.

-Поиск материалов в Интернете по заданному вопросу.

-Компьютерное тестирование.

В результате у учащихся развивается любознательность, познавательный интерес, умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, формируются «новые» умения, необходимые для жизни в социуме.

Применение информационных технологий многофункционально. Они используются для освоения материала, для отработки элементарных умений и навыков в обучающем режиме, диагностическом тестировании качества усвоения материала.

Использование информационных технологий не только направляет учащихся на познавательную деятельность, но и на творческий процесс. Творческая работа с учениками в рамках проектного обучения, выстроена по следующей схеме: цель проекта, сбор информации (в том числе использование Интернет-ресурсов), систематизация информации, практическая часть работы, оформление теоретико-практической работы в электронном виде, публичная защита проекта.

Занятия по химии обеспечивают возможность формировать и развивать учебные компетентности, учебная деятельность на практических работах дает возможность формировать и развивать исследовательские умения: учащиеся, проводя реальные учебные исследования, активно работают с различными источниками информации (учебник, книга, инструктивная карта), представляют, обсуждают и систематизируют разнообразные информационные материалы.

При использовании на уроке проблемных ситуаций развивается коммуникативная компетенция, способность выслушивать, понимать, излагать и защищать свою точку зрения в устной и письменной форме, участвовать в коллективных дискуссиях и публичных выступлениях, использовать профессиональные термины и понятия, выявлять и решать проблему.

Чтобы результаты работы были положительными, у обучающегося необходимо сформировать следующие обще учебные умения:

• дифференцировать, вычленять искомую информацию;

• производить поиск информации в разных местах: в тексте вопроса, опираясь на свои знания или собственный опыт;

• выделять в задании собственно вопрос и дополнительную информацию, изменять форму вопроса;

• отбирать информацию, необходимую для принятия решения;

• разработать программу действий для поиска решения;

• проводить постоянную проверку хода выполнения действий;

• восстановить связи вопрос – результат и преобразовать результат в ответ;

• разработать дизайн ответа и его оформление и др.

Для достижения положительного результата работы создается образовательная среда, которая определяет:

• комфортность для всех участников образовательного процесса;

• эффективность, т. е. достижение поставленных целей с минимальными затратами.

Внеурочная деятельность обучающихся только тогда будет влиять на развитие их компетенций, если она тесно взаимосвязана с ведущей деятельностью – учебно-познавательной. Поэтому, охотно помогаю учащимся, имеющим повышенный уровень мотивации к учению, проводить исследования отдельных объектов или явлений.

Продукт такого взаимодействия – научные работы моих учеников, представленные на научно-практические конференции разного уровня и, как правило, высоко оцененные экспертами. Завоевание призовых мест для меня и моих учеников не самоцель, главное – проба сил, творческое использование своих способностей, умение принимать адекватные ситуации решения.

Результаты работы:

Всероссийская научная эколого-биологическая олимпиада региональный этап 2009г, I место Е. Косолапова 11кл.

XX республиканская сессия НОУ 2010г, I место И. Матюнин 11 класс.

Республиканский конкурс «Юные исследователи окружающей среды »2011г

II место А. Чалбин, Д. Левицкий ,10 класс

Разработанная мною структура процесса обучения позволяет формировать ключевые компетенции обучающихся. Это подтверждается устойчивым ростом учебной результативности, ежегодным выбором учащихся 9 и 11 классов экзамена по химии.

Так число обучающихся 9 классов выбирающих химию для сдачи экзамена возросло с2009 по-2011 год в 3раза. , при100% успеваемости и 100% качестве знаний.

Средний балл по ЕГЭ за три последних года составляет 52, а самый высокий результат 86 баллов ,был достигнут выпускницей 2011г Логвиновой Людмилой.

Умение учащихся применять полученные знания в жизненных ситуациях помогают им занимать призовые места на предметных олимпиадах .

Так в2009 году было 2 призовых места, 2010г-4 места , а в 2011г -7 призовых мест.

В целом диагностика анализа учебного процесса за 2009-2011 год показала, что высокий процент качества(80-83 %) был в 10а экс, 11а экс. – экспериментальном классе по химии ,который также являлся профильный социально-гуманитарный, а также в 10а и 11а (67%) ,профильном информационно– математическом классе.

Для достижения положительного результата в формировании ключевых компетенций обучающихся на уроках с применением ИКТ необходимо:

1)создание комфортной и эффективной образовательной среды;

2) развитие обще учебных умений обучающихся ;

3)использовать на уроках разнообразные приемы ИКТ технологии такие как, создание проектов, презентаций, творческие задания, поиск материалов в Интернете по заданному вопросу, компьютерное тестирование, использовании на уроке проблемных ситуаций.

Технология ИКТ на уроках химии дает возможность:

-индивидуализировать дифференцировать процесс обучения;

-осуществлять контроль с обратной связью и диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;

-осуществлять самоконтроль и самокоррекцию;

-осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку обучающихся;

-разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности;

-позволяет сочетать различные инновационные технологии в преподавании химии.

Е. А. Ермилова, МОУ "Чемальская СОШ", Республика Алтай