Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Использование информационных технологий при интерактивном обучении на уроках русского языка и литературы

Использование информационных технологий при интерактивном обучении на уроках русского языка и литературы К основным задачам современного школьного образования относятся формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитие общеучебных умений и навыков. Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений, и прежде всего перед школой, задачу подготовить выпускников, способных:

– ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения различных возникающих проблем, чтобы в дальнейшей жизни иметь возможность найти свое место;

– самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;

– грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обощения, делать аргументированные выводы);

– быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях;

– самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Происходит переход от одной образовательной парадигмы к другой, от субъектно-объектных отношений между учителем и учеником к равноправным субъектно-субъектным отношениям. Педагогической технологией, реализующей вышеназванные задачи, может служить интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Оно позволяет развивать активную жизненную позицию у учащихся, вырабатывать навык коллективной работы, уметь оценивать ситуацию, принимать решение в спорных вопросах и отстаивать его.

Интерактивное обучение включает в себя несколько циклов:

– переживание участниками нконкретного опыта;

– осмысление полученного опыта;

– обобщение (рефлексия);

– применение напрактике.

Использование интерактивного обучения неразрывно связано с применением в обучении современных информационных технологий.

Визуализация литературных произведений, представленная на компьютере, помогает учащимся лучше усвоить и запомнить учебный материал. Применение ИКТ в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. Интерактивный метод при этом дает возможность учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы учащихся.

При использовании новых компьютерных средств обучения учитель перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером, что является неотъемлемым элементом интерактивного обучения. Однако это не означает, что компьютер, берущий на себя часть функций учителя, способен вытеснить педагога из процесса обучения. Умелое сотрудничество учителя с компьютером, использование им информационных технологий в качестве инструмента деятельности позволяет сделать процесс обучения более качественным.

Опыт работы показал, что после уроков с использованием ИКТ у учащихся формируется более высокий уровень самообразовательных навыков и умений. Тем самым реализуется задача перехода от традиционной парадигмы обучения к развивающей.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся я стараюсь на уроках поставить перед ними проблемный вопрос. Ребята анализируют, обсуждают.

Проблемные задания я начинаю вводить с 5-го класса, это помогает сплотить ребят, создать целостную систему обучения. Учащиеся понимают, что они должны быть не просто слушателями, а активными участниками образовательного процесса. Создавая систему проблемных заданий, я иду от простого к сложному, от коллективной работы с классом к групповой, а затем и индивидуальной, которая перерастает в исследовательскую.

Широкие возможности интерактивного обучения и информационных технологий могут быть реализованы в результате групповой работы. При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, так как в процессе совместной работы происходит совершенствование практических навыков более слабых в этом отношении учащихся. Это объясняется тем, что все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно взаимообучение и по предмету проекта, и по вопросам эффективного использования соответствующих информационных технологий.

Групповую работу на уроках я начинаю с фронтального опроса, в ходе которого я ставлю проблему и даю задание группам. Фронтальная постановка проблемы, последующее разделение темы и распределение между группами задач, создают в классе новую ситуацию: весь класс узнает о роли каждой группы. В результате, устанавливаются взаимные ожидания, а у групп и отдельных учащихся возникает чувство долга и ответственности перед классом. Затем группы отчитываются перед всем классом о своей работе. Их отчеты для остальных учащихся представляют собой новую информацию. Следовательно, от качества выполнения задания зависит то, на сколько хорошо другие группы и каждый ученик усвоят материал. Во время групповой работы на уроке я выполняю функции консультанта. После выступления каждой группы учащихся формулируется вывод. Конечно, работа каждой группы контролируется и направляется мной.

Групповая работа может быть организована и с опережающим творческим заданием. При формировании таких групп необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся. При подготовке к уроку "Литературные сказки" группы ребят получили опережающее творческое задание, в котором они должны были осветить творчество одного из сказочников. В своем выступлении ребята использовали не только доклады, репродукции художников к сказкам, видеоматериалы, но и создавали свои презентации. После выступления группы я задаю всему классу вопросы, позволяющие определить уровень усвоения тем. Например, после выступления ребят, которые рассказывали о творчестве А. С. Пушкина, Г. Х. Андерсена, Братьев Гримм, Шарля Перо были поставлены вопросы: "Какие вечные «темы» поднимали художники в своих сказках?", «Всегда ли добро побеждает зло?».

В ходе организации такой работы учащиеся без труда самостоятельно распределяют между собой вопросы. Каждый член группы выполняет часть общего задания. После взаимного обмена информацией складывается коллективный результат, которым в той или иной мере владеют все члены группы и могут выступить с соответствующими сообщениями. В результате данной работы обеспечивается всеми учащимися усвоение программного материала. В условиях групповой работы возникает благоприятный для учения эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность в своих способностях, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес. Таким образом, рационально организованная групповая работа не только позволяет решать познавательные задачи, но и способствует становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.

Эффективность применения информационных технологий зависит также от этапа урока. Не следует использовать их более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Лучше всего использовать ИКТ в начале урока, а так же в интервалах между 15-й и 20-й , 30-й и 35-й минутами, что позволяет поддержать устойчивое внимание практически в течение всего урока. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может это исключить. Периоды напряженного умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, релаксацией зрительного и слухового восприятия.

Использование информационных технологий при интерактивном обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактива снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.