МЕТОД ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ОБЩЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЯ
Реализация метода диагностирования технического состояния автомобиля сводится к системе уравнений движения ведущих колес автомобиля, которая имеет следующий вид:
(1)
, и – угловые ускорения вращения ведущих колес автомобиля при их выбеге на беговых барабанах, в вывешенном положении и разгоне на беговых барабанах соответственно, рад/с2; – относительный момент инерции вращающихся масс стенда, приведенный к ведущим колесам, с–2; – относительный суммарный момент инерции автомобиля, приведенный к ведущим колесам, с–2; – относительный суммарный момент инерции автомобиля и вращающихся масс стенда, приведенный к ведущим колесам, с–2; – относительный суммарный момент внутренних сил сопротивлений в автомобиле, приходящийся на момент инерции вращающихся масс стенда, приведенный к ведущим колесам; – относительный суммарный момент внутренних сил сопротивлений в автомобиле, приведенный к ведущим колесам; – относительный тяговый момент на ведущих колесах.
В уравнении (1) , , и определяются идентификаторами в процессах выбега и разгона ведущих колес на беговых барабанах стенда или в вывешенном положении. Эти характеристики образуют вектор информационных параметров состояния автомобиля. На основе этих параметров определяются конкретные мощностные и механические характеристики автомобиля:
. (2)
. (3)
. (4)
. (5)
На рисунках 1–4 представлены результаты определения характеристик Ne, Mmp, Mc и MT, полученные на стенде СК1-К481 при диагностировании автомобиля КАМАЗ-43253 с использованием нового аппаратно-программного комплекса.
В ГОСТ 23435-79 [1] регламентировано, что одним из структурных диагностических параметров двигателя является его эффективная мощность Ne и удельный эффективный расход топлива ge. Согласно РД 46448970-1040-99 [2] диагностическими параметрами, определяющими общее техническое состояние автомобиля, являются мощность на ведущих колесах автомобиля NT, эффективная мощность двигателя Ne и удельный расход топлива двигателем ge. Из документа РД-200-РСФСР-15-0150-81 [3] следует, что диагностическими параметрами, определяющими техническое состояние двигателя, являются мощность, затрачиваемая на прокручивание вала Nc, и часовой расход топлива Gm; трансмиссии – мощность, затрачиваемая на прокручивание трансмиссии и ведущих колес Nmp; автомобиля – мощность на ведущих колесах NT. Эти диагностические параметры могут быть получены из характеристик, определенных по уравнениям (2)–(5).
Значения характеристик Ne, ge, Nc, Gm, Nmp, и NT, полученные при диагностировании нового или вводимого в эксплуатацию после восстановительного ремонта автомобиля, принимаются в качестве нормативных значений диагностических параметров и задаются предельно допустимыми значениями этих параметров. Техническое состояние двигателя и трансмиссии автомобиля определяется путем сравнения текущих значений диагностических параметров, полученных в процессе эксплуатации автомобиля, с их предельно допустимыми значениями.
ЛИТЕРАТУРА
- ГОСТ 23435-79 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Номенклатура диагностических параметров. – М. : Изд-во стандартов, 1979. – 8 с.
- Номенклатура параметров диагностирования автомобилей и автобусов. РД 46448970-1040-99 (утв. Центральным органом по сертификации услуг на автомобильном транспорте 18.03.1999).
- Руководство по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта. РД-200-РСФСР-15-0150-81 (утв. Минавтотрансом РСФСР 03.11.1981).
Мелешин Вячеслав Викторович, ст. преподаватель кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей», ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»: Россия, 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1.
Метки: Транспорт, Сельское и лесное хозяйство