Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Транспорт
  • ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

В последние годы прослеживается тенденция к старению населения как России, так и многих других стран мира. По данным Министерства труда, в России доля граждан старше 65 лет превышает 13%. В то же время, по данным Министерства здравоохранения, в 2015 г. численность инвалидов превысила 15 млн человек. При этом численность неработающих инвалидов составляет 68,1% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте.

С целью обеспечения равных условий доступности объектов первостепенной необходимости (учреждения здравоохранения, социального обеспечения, продовольственные магазины), а также других объектов городской инфраструктуры (образовательные учреждения, спортивные комплексы, торговые центры, заведения общественного питания и т. д.) для всех граждан в 2011 г. начала реализовываться государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011–2015 гг. В 2014 г. программа была продлена до 2020 г. Основная цель программы заключается в «формировании к 2020 г. условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам во всех сферах жизни инвалидов и других маломобильных групп населения» [1].

В соответствии с понятийным аппаратом программы к маломобильным группам населения (МГН) относятся: «люди преклонного возраста, с временными или длительными нарушениями здоровья и функций движения, беременные женщины и люди с детскими колясками, дети дошкольного возраста, инвалиды с нарушениями работы зрения и слуха и др.» [1].

На данный момент в Саратове зарегистрировано около 60 тыс. инвалидов (приблизительно 7,2% от общей численности населения), из них более 5 тыс. человек – инвалиды-колясочники. Рост общей численности инвалидов в Саратове представлен на рисунке 1.

Причинами увеличения численности инвалидов в Саратове и области являются рождение детей с серьезными заболеваниями, последствия автомобильных аварий и несчастных случаев. Многие граждане получают инвалидность вследствие сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Процентное распределение инвалидов по районам г. Саратова представлено на рисунке 2.

В последнее время все острее встает вопрос о необходимости обеспечения доступности транспорта для всех категорий граждан, в том числе и с ограниченными возможностями. Системы городского пассажирского транспорта, как правило, не учитывают потребности граждан с ограниченными возможностями, к которым относятся не только лица с ограничениями по здоровью, но и люди с детскими колясками, маленькие дети и др. С целью улучшения качества жизни маломобильных граждан необходимо изыскивать возможности сделать пассажирский транспорт в городах более привлекательным для этой категории людей.

В настоящее время, несмотря на различные достижения в области реализации программы «Доступная среда» для людей с ограниченными возможностями, системы городского пассажирского транспорта не всегда удовлетворяют требованиям пассажиров этой группы.

Изучение опыта зарубежных стран в вопросах организации и управления транспортным обеспечением показало, что наиболее эффективным для экономики города является вариант максимальной приспособленности подвижного состава для осуществления перевозок всех групп населения, в том числе и маломобильных, так как их общая численность достигает 25–30% от общего пассажиропотока. В таблице 1 приведены сведения о процентном составе парка транспортных средств, приспособленных для перевозки маломобильных групп населения (МГН) в некоторых странах Европы.

Для обеспечения доступности систем городского пассажирского транспорта, модификации и усовершенствования необходимо проводить совместно как для транспортных средств (автобусов, трамваев, поездов, метро и др.), так и для объектов транспортной инфраструктуры и информационной среды в области транспорта.

Прогресс в сфере информационных и телекоммуникационных технологий и развитие телематических систем должен расширить спектр возможностей людей с ограничениями в подвижности за счет удовлетворения их транспортных потребностей, обеспечения доступности среды, но в настоящее время технические достижения в должной степени не внедряются в данную отрасль. Для достижения поставленных целей следует изучить и ввести в эксплуатацию комплекс новых технологий, основанных на использовании средств транспортной телематики, информационных систем и технологий, таких как технология беспроводной передачи данных, системы глобального позиционирования (ГЛОНАСС, GPS), системы обнаружения и распознавания объектов, робототехника. Кроме того, необходимо внедрять технологии, методы и специальные устройства для людей с различными двигательными ограничениями для обеспечения их потребности в самостоятельном передви-жении.

Основная часть российских городов абсолютно не приспособлена к безбарьерному передвижению маломобильных групп населения. Лишь 2% российского автотранспорта общего пользования оборудовано приспособлениями для инвалидов. Сложившуюся проблему можно было бы решить в рамках госзаказа (его доля в кризисный период возросла) на российскую технику, средства на которую предусмотрены правительством РФ. В этом случае доля приспособленных для инвалидов автобусов должна составлять не меньше 15% от общего числа.

Однако некоторые города России значительно усовершенствовали инфраструктуру, ориентированную на передвижение людей с ограниченными физическими возможностями. В качестве примеров можно назвать гг. Москву, Сочи и Казань.

Постепенно в городах РФ также происходит замена устаревшего подвижного состава на низкопольные автобусы, оборудованные выдвижным пандусом, удобные для всех пассажиров.

В соответствии с целевыми показателями федеральной программы «Доступная среда» на 2011–2015 гг. «доля парка подвижного состава городского транспорта общего пользования, приспособленного для перевозки маломобильных групп населения к 2015 г. в населенных пунктах РФ достигла 16,5%» [1] (табл. 2).

Совершенствование нормативной базы, принимаемые Правительством РФ документы и программы, разработки и корректировки действующих документов позволят повысить доступность российских объектов и услуг для МГН.

Кроме традиционных методов и средств повышения доступности городского транспорта, активно внедряются средства транспортной телематики и устройства, работа которых основана на применении информационных технологий и систем, использовании датчиков и беспроводной связи. Использование интеллектуальных транспортных систем будет способствовать повышению качества обслуживания, безопасности движения и надежности дорожно-транспортной системы, оптимизации транспортных и пассажирских потоков [2].

Обеспечение информацией пассажиры из числа МГН могут получать через информационные терминалы, установленные в местах скопления людей и в крупных пассажирообразующих пунктах. Терминалы помогают проложить маршрут до пункта назначения, предлагают варианты транспортировки, рассчитывают время в пути, предоставляют сведения о дорожной ситуации (заторы, дорожно-транспортные происшествия, дорожные работы).

Для обеспечения безопасности пассажиров существует комплект интеллектуального оснащения пассажирского транспортного средства.

Автобус оборудуется внешними и внутренними системами видеонаблюдения. В салоне используется автоматизированная система мониторинга пассажиропотока, позволяющая вести учет количества пассажиров, входящих в автобус, устанавливаются датчики задымления и изменения температуры, осуществляющие контроль пожарной безопасности, тревожная кнопка, которая используется водителем в случае форс-мажорных ситуаций, угрожающих безопасности автобуса, здоровью и жизни пассажиров. Для информирования пассажиров в автобусе устанавливают электронные информационные табло.

Остановочные пункты также оборудованы информационными табло, на которых отражается актуальная информация о маршрутах, расписании, графике движения городского пассажирского транспорта. Специальные информационные терминалы позволяют получить всю необходимую информацию во время ожидания автобуса. Также применение RFID-технологий позволяет идентифицировать на остановке граждан с ограниченными возможностями и отправлять сигнал в автобус, что необходимо применение специализированных технологий для посадки. Это позволит сократить простои автобусов на остановочных пунктах, где не требуется посадка маломобильных граждан [3].

Для упрощения процедуры сбора проездной платы с пассажиров из числа МГН можно оборудовать подвижной состав платежными терминалами, устанавливаемыми на выходе из транспортного средства. Оплата проезда будет осуществляться с помощью специальных персонифицированных электронных карт. При поднесении карты к считывающему датчику и совершении процедуры оплаты турникеты будут выпускать людей из транспортного средства.

Таким образом, для улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями в городах Российской Федерации необходимо повышать доступность городского пассажирского транспорта и сделать его более привлекательным для этой категории пассажиров. Городской пассажирский транспорт представляет собой важный инструмент реализации государственной стратегии по обеспечению доступа к образованию, занятости и социальным услугам для людей с ограниченными возможностями. Кроме того, «доступность городского общественного транспорта для инвалидов является важным фактором в деле сокращения масштабов нищеты и содействия участию инвалидов в экономических, социальных и политических процессах» [4]. Для достижения этих целей нужно проводить обследование транспортной подвижности пассажиров, относящихся к МГН, осуществлять сбор информации о режимах движения городского транспорта, оптимизацию трафика, проводить моделирование транспортных потоков, изучить вопросы, связанные с обеспечением безопасности пассажиров во время ожидания транспортного средства на остановке, особенностями посадки инвалидов-колясочников в автобус с использованием выдвижных платформ, и разработать рекомендации по повышению доступности и безопасности городского пассажирского транспорта для лиц с ограниченными возможностями с учетом территориального и экономического положения каждого региона.

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Доступная среда» на 2011–2015 гг. : паспорт государственной программы.
  2. Басков В. Н., Гусев С. А., Золотушки-на Ж. А. Реализация процесса оказания транспортной услуги по перевозке пассажиров с точки зрения адаптивного отклика // Научное обозрение. – 2011. – № 6. – С. 97–102.
  3. Zhou H., Hou K.-M., Zuo D., Li J. Intelligent urban public transportation for accessibility dedicated to people with disability [Элек-тронный ресурс] // Sensors – Open Access Journal. – 2012. – № 12. – Pp. 10678–10629. – Режим доступа: www.mdpi.com/journal/sensors.
  4. Гайдаев В. С. Модель логистической системы обслуживания инвалидов городским пассажирским транспортом // Вестник ТОГУ. – 2011. – № 4(23). – С. 127–132.

Метки: Транспорт