Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Работа c семьёй в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся школы

Работа c семьёй в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся школы

Рассматривая работу с семьёй психологической службы нашей школы, прежде всего, необходимо указать на систему работы школы и семьи сложившуюся в конкретных условиях. Процесс обучения и воспитания школьников может быть лишь тогда, когда происходит взаимодействие школы и семьи, где психологическая служба играет немаловажную роль.

Для успешного взаимодействия школы и семьи необходимо объединить работу родителей, педагогов, психолога и других специалистов для успешного процесса обучения и воспитания школьников. Психолого-педагогическое сопровождение в школе это оказание психологической помощи обучающимся, родителям и педагогам. Рассмотрим теперь направления работы в рамках сопровождения. Прежде всего, это психологическое просвещение, как приобщение педагогического коллектива, учащихся, родителей к психологическим знаниям. Систематическое изучение личностных, интеллектульных особенностей учащихся, родителей, педагогов. Проведение психологического консультирования детей, учителей, родителей. Работа с семьёй будет складываться из работы психологической службы с ребёнком, с педагогом, с родителем.

Основная работа психологической службы с учениками состоит из профилактики, консультирования и диагностики. Например, опросник родительских отношений «Взаимодействие с семьёй» – диагностика микроклимата в семье глазами подростка.

Работа с педагогами включает в себя просвещение – лекции для учителей «Возрастные особенности детей», «Психологическая атмосфера урока с чего начать и как поддержать», «Мотивация обучения учащихся». Консультирование по запросу и игротерапия для снятия психоэмоционального напряжения, обучение аутотренинговым упражнениям, медитативным и релаксационным техникам.

Диагностическая робота направлена на выявление таких аспектов, как отношения учитель-ученик, определение уровня удовлетворенности родителей работой классного руководителя и работой школы.

Целью, которую ставит перед собой психологическая служба в работе с родителями, является повышение психолого-педагогической компетентности родителей в семейном воспитании, получение ими практических навыков, способствующих эффективному, социально-поддерживающему поведению в семье и в процессе взаимодействия с ребенком. Достижение данной цели возможно в результате комплексного подхода к диагностике, консультированию и просвещению родителей по возникшим вопросам. Практическая работа с родителями в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся школы реализуется через коллективные (групповые) и индивидуальные формы взаимодействия.

Диагностические исследования (анкеты, тесты, методики, наблюдения, др. ). Психологическое просвещение (лекции, родительские лектории, родительские собрания, ролевые игры, др. ). Консультирование (индивидуальное или групповое). Оказание практической помощи через аутотренинговые упражнения, релаксационные и медитативные техники в изменении стиля отношений с ребенком (подростком), другими членами семьи.

Главным инструментом повышения эффективности передачи знаний взрослым людям являются активные методы обучения. Психолог в этом взаимодействии становится организатором или источником информации самостоятельной работы родителей. Традиционно подход и организация взаимодействия с родителями на исследовательской основе имеют следующие этапы: психолог излагает основные взгляды, понятия, идеи. Родители самостоятельно или вместе с психологом постигают взгляды, ведущие понятия и идеи. Родители узнают основные идеи благодаря прямому изложению. Правила, законы, идеи формулируют самостоятельно.

Основная цель такого взаимодействия – формирование практических манипуляций, навыков развития системного мышления (умение видеть ситуацию в целом, находить противоречия). Планировать заранее выводы и рекомендации. Родителям принадлежит ведущая роль в принятии решений, в выборе способа реализации этого решения.

В работе с родителями можно использовать различные методы: лекцию, дискуссию, исследование, психологический тренинг, психологические игры, тесты. .

Лекция как метод работы с родителями эффективна в большой аудитории. При выступлениях на общешкольных родительских собраниях и родительских лекториях. Одним из условий творческой активности во время лекции является личностно-ориентированный подход. Например, при чтении лекции на тему: «Влияние семьи на формировании личности ребёнка» необходимо раздать листочки и попросить ответить на вопрос: "Каково ваше личное мнение по поводу трудностей современной семьи?". Годится ответ на любом уровне: на уровне представления, на уровне образа, без подписи, с подписью, как угодно. Цель данного приема: сосредоточить внимание на вопросе, который будет излагаться, вывести из состояния пассивно-ленивого слушания, выявить типичные стереотипы. Готовность родителей сотрудничать во время лекции можно усилить, если перевести лекцию в диалог (определите проблемы в своих знаниях и т. д. ). Следующую встречу можно начать с того, что рассказать родителям о них самих. Каждое занятие, встречу следует начинать с некоторых процедур, погружающих родителей в особую игровую атмосферу, позволяющую быстро и без усилий настроиться на специфичную работу. Например, попросить родителей расставить столы и выбрать себе место так, чтобы чувствовать себя психологически комфортно, или предложить закрыть глаза, расслабиться и представить себя ребенком в возрасте собственного сына или дочери. Заканчивать работу желательно рефлексией ("что нового вы узнали, что будете использовать на практике, о чем подумаете и т. д. "). Учитывая структуру мотивов человека, его интерес к своим психологическим особенностям, и возможностям своей личности, в качестве инструмента воздействия на систему мотивов и установок в процессе сотрудничества с родителями можно использовать тесты. Во время работы, чтобы сохранить конфиденциальность и душевное спокойствие, каждый обрабатывает тест о себе самостоятельно по предложенной инструкции. Никто посторонний результатов теста не видит. Предполагается, что извлекаемая из результатов теста информация станет предметом размышлений и переживаний, побуждая к самоанализу.

Тест – это, прежде всего инструмент диалога. Результаты могут привести к смене установок относительно собственных способностей и возможностей и замене стратегий поведения. Вопросы и утверждения опросников предъявляются на слух и до проведения сложных тестов сначала предлагаются простые, вводные тесты, которые резко снижают психологическую защиту. В качестве таких тестов в начале занятия на родительском собрании можно использовать методику самооценки по шкалам: самочувствие, активность, настроение и др.

Игра – модель социального взаимодействия средство усвоения социальных установок. Игра расширяет сознание, развивает творческие способности, талант к общению.

Комплексное применение приёмов аутотренинга, медитационных и релаксационных техник позволяет скорректировать психоэмоциональное состояние, выработать навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, повысить уверенность в себе.

Успешность процесса обучения и воспитания школьников достигается в результате взаимодействия педагогов, воспитателей, родителей, психолога, других специалистов в целенаправленном налаживании взаимных коммуникаций, установление доверительных отношений, создании адекватной установки на результат психокоррекционных мероприятий и повышение уровня психологической компетенции в вопросах воспитания ребёнка.

С. А. Астахова, МБОУ "Скороднянская СОШ", Губкинский район, Белгородская область