Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Влияние круга общения подростков на формирование нравственного поведения

Влияние круга общения подростков на формирование нравственного поведения

Специфика общения подростка со сверстниками и взрослыми. Окружение подростка, образ его мыслей и поведения.

Психология общения. Проблема дружбы и товарищества. Истоки конфликтов в семье и школе. Формирование у подростков убеждения в необходимости собственного стиля поведения и четких внутренних его основ. Положительная и отрицательная ориентация группы.

Воспитание у подростков в семье нетерпимого отношения к антиобщественным поступкам сверстников, равнодушию, пьянству и другим порокам, как средство предупреждения правонарушений. Создание здорового микроклимата в семье, доброжелательных взаимоотношений между родителями и подростками.

Форма проведения: беседа-практикум.

С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный опыт. В настоящее время, когда контакты стали значительно шире и постоянно растут, когда нельзя себе представить полноценную жизнь без определенного, часто обширного круга людей, умение общаться с ними необычайно важно.

Сегодня в нашей беседе мы рассмотрим лишь одну проблему общения подростков.

Во дворе вашего дома вы часто видите играющих ребят, среди них есть и ваши дети. Присмотритесь к ним, понаблюдайте. Вот во двор выходит Петя, и ребята стайкой бросаются к нему. Не проходит и пяти минут, как игра уже в разгаре. Вышел и Миша, но к нему почему-то никто не подходит. Он стоит один, его как будто не замечают. Миша сам подходит к играющим. Его не говорят, нет, ребятам просто не до него. А ведь Миша вовсе не плохой мальчик. В чем же секрет?

Задумывались ли вы, родители, когда-нибудь над тем, как встречают сверстники вашего ребенка и как к нему относятся?

Знаете ли вы, с кем дружат ваши дети? Чем интересуются товарищи ваших детей, о чем разговаривают, когда бывают вместе. Что дает вашему ребенку эта дружба, чем он обогащает друга. Кто из них задаст тон в этой дружбе, а кто этот тон принимает? «С кем дружит мой сын? Конечно, знаю. С Володей» – так, не задумываясь, отвечают многие родители, вполне уверенные в том, что этих знаний вполне достаточно. А так ли это? Подумали ли вы, почему ваш ребёнок дружит с Володей, а не с Витей; за что он ценит Володю? А за что друзья ценят его самого?

К сожалению, многие родители об этом не задумываются.

Обычно волнует другое: как учится ребенок, как ведет себя в школе и дома. Да, это важно. Но есть не менее важная сторона его жизни. Умеет ли он общаться со своими сверстниками, как складываются детские отношения, что лежит в их основе: справедливость, отзывчивость, взаимопомощь или эгоизм. Знание это и стороны взаимоотношений позволит родителям направить нравственное развитие ребенка по правильному пути. Как утверждают психологи, в подростковом возрасте становится возможным познание и оценка такого сложного феномена, каким является нравственно-психологический облик человека.

Расширяются и усложняются связи подростка с окружающими его людьми – родителями, учителями, товарищами. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем взаимоотношения. Коллектив предъявляет ребенку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет лишь в том случае, если сможет ответить этим требованиям.

Ребята в этом возрасте становятся особенно чуткими к мнению сверстников о себе, их отношению к себе. Перед ними остро встают морально-этические проблемы отношений, у них возникают свои требования к поступкам и отношениям, как сверстников, так и взрослых. При этом особенно важным для подростка является уважение со стороны тех ребят, которых он, справедливо или нет, считает более взрослыми, более умными, сильными, знающими, в чем-то более умелыми.

Две системы отношений – со сверстниками и взрослыми подросток начинает не только осознавать, но и по-разному проявлять себя в них. Многим родителям, вероятно, приходилось с этим сталкиваться в своем опыте. «Видела вашего Юру на улице с ребятами, – рассказывает соседка Юриной маме, – Вот раскомандовался! Этот пойди сюда, а этот сделай то, и все его слушаются. Прямо генерал!» «Мой Юра? – удивляется мама. – Тихий, послушный, в доме его голоса не слышно. Да разве он умеет командовать?»

Дома Юрой командуют все: и мама, и бабушка, и старший брат. Юра слушается, подчиняется, но и учится командовать сам. А на улице, со сверстниками, он уже применяет на практике то, что усвоил дома.

А вот другой пример. Девочка избалована, дома привыкла к тому, что все ее желания исполняются, помыкает матерью, грубит. «Анечка – деспот в семье», – с горечью говорит бабушка. Но с подругами Анечка ведет себя иначе. В их компании командуют другие девочки, более самостоятельные, более взрослые, и Аня им послушно подчиняется.

Две системы отношений – и объективно и субъективно разные для подростка. Если в первой системе подросток занимает все таки подчиненное положение, положение младшего, ведомого, то во второй системе подростки-ровесники формально равноправны, и их реальные взаимоотношения могут складываться по-разному, при этом каждый ребенок практически имеет возможность выступить как в роли командира, так и в роли исполнителя.

Именно поэтому общение со сверстниками становится в эту пору чрезвычайно важным для развития ребенка, можно сказать, главным фактором его развития. Общение с ровесниками дает подростку возможность померяться силами – физическими и духовными – с равными себе, ощутить и оценить себя и других. Оно делает жизнь подростка эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения; практику жизни в коллективе.

В общении происходят важнейшие для формирования человеческой личности процессы: выделение критериев оценки поступков и отношений, усвоение морально-этических норм, законов общественно правильного поведения. Общение способствует формированию познавательных интересов, дает толчок к самообразованию.

Под влиянием товарищей подросток может иногда измениться самым неожиданным образом: один станет вдруг непослушным, грубым, дерзким, на другого общение с другом подействует положительно. Родители ломают голову над причинами таких неожиданных перемен. А «причины» рядом; они стучат в вашу дверь и долго мнутся на пороге, не решаясь войти; они ожидают вашего сына за углом и взволнованно обсуждают с ним события дня. Эти «причины» – друзья ваших детей. Именно они подчас незаметно и

быстро изменяют ваших детей так, как вам не удается даже при больших стараниях. Они помогают (или мешают) вашему сыну или дочери становиться личностью. Однако будет ли это помощью или помехой – во многом зависит от вас.

Зная, что общение со сверстниками – необходимое и важное

условие становления личности подростка, родители должны быть готовыми к тому, что ваш ребенок потянется к товарищам, что друзья ему будут важны и необходимы, что именно отношения с ними составят центральное ядро его переживаний, волнений, тревог и ему может понадобиться благожелательная помощь более опытного старшего друга. На примере двух ситуаций рассмотрим, как формируются отношения ваших детей с ровесниками.

Дима. Мальчик тихий, застенчивый, неуверенный в себе и порой просто побаивавшийся общества шумных задиристых сверстников. Друзей у него почти не было.

Дима рос в рабочей семье. Отец, столяр-краснодеревщик, очень любил свою работу, много мастерил дома и часто с увлечением рассказывал Диме о тонкостях своей профессии. Дима нередко принимал участие в обсуждении эскизов и проектов будущих изделий. От отца к мальчику перешла любовь к живописи, к скульптуре. Всех членов семьи связывали очень теплые отношения. Казалось, причин для каких-либо волнений в этой семье нет и быть не может. «У меня самые лучшие родители на свете», – с гордостью

сказал однажды Дима.

В 8 классе с Димой произошли резкие перемены: замкнутого тихого мальчика словно подменили. Он стал целыми днями пропадать в школе, с увлечением выполнять разные поручения, записался во многие кружки. Потребность в общении с ребятами была настолько велика, что пересилила особенности характера Димы – робость, застенчивость, неуверенность в себе; он становился все более общительным и активным.

Но теперь Дима стал хуже учиться. И это беспокоило родителей. Они начали его контролировать. В ответ на это он стал прибегать к различным уловкам, лишь бы уклониться от вмешательства в свои дела: «Не задали! Сделал все в школе. Забыл дневник». Он твердо держался своей линии: учиться так, чтобы не оставили

на второй год.

Если раньше родители не испытывали трудностей в воспитании сына, то теперь эти трудности появились. Отмечая настойчивость и непослушание Димы, мама говорила: «Разве я могла положить, что он будет таким? Ведь всегда был настолько хорош, что оставалось только пылинки с него сдувать. А теперь?»

Семейные конфликты возникали и в связи с появившимися у Димы новыми стремлениями и привычками, которые он перенимал у старших ребят. Он все время рвался уйти из дома под разными предлогами. Запреты на него не действовали, он замыкался в себе. И продолжал поступать по-своему. Беседы классного руководителя с Димой также не помогли. Диме было неприятно доставлять огорчения родителям. Однако влияние друзей и безудержное желание выглядеть самостоятельным и взрослым было сильнее этих переживаний, и очень часто Дима поступал вопреки требованиям и просьбам родителей. Он стал скрывать от них проступки, которые вызывали их недовольство, плохие оценки.

В школе Дима был иным, чем дома. На уроках он вел себя хорошо и почти не получал замечаний, основные требования классного руководителя выполнял без возражений. В школе Дима как бы заранее избегал всяких осложнений и конфликтов, чтобы не оказаться в унизительном положении. Ведь здесь на него смотрели не только взрослые, но и ребята. А получить замечание от взрослого при сверстниках – это уже общественная оценка.

Всякая отрицательная общественная оценка неприятна подростку. Она не дает ему возможности с должным уважением относиться к самому себе и поэтому очень болезненна для него, особенно если в этой оценке звучит насмешка. Даже то, что взрослым иногда кажется совершенно невинной шуткой, может быть воспринято подростком как обида и оскорбление.

Мир сверстников так притягателен для подростка потому, что он дает подростку возможность сравнить себя с другими, равными по возрасту, опыту, силам, умениям, сравнить – и по-новому взглянуть на себя, оценить себя. А это так важно!

Оценка самого себя – совершенно необходимое условие развития личности. До сих пор подростку давали оценку взрослые, а теперь он учится оценивать себя сам. Мир сверстников тем и привлекателен для подростка, что здесь он имеет возможность проверить, примерить к себе, глубже понять мир взрослых, приобщиться к нему.

Специфические проблемы вызывают определенное отношение ребенка к родителям. Проблема отношения ребенка и родителей появляется чаще всего в то время, когда сын или дочь вступают в подростковый возраст. Теплые, сердечные взаимоотношения

постепенно исчезают, эмоциональные связи слабеют, начинает колебаться авторитет родителей. Отец и мать уже не выглядят самыми лучшими, мудрыми и красивыми, хотя по-прежнему очень нужны ребенку.

Раньше ребенок любил своих родителей безоговорочно, не задумываясь над их особенностями. Он еще не умел наблюдать их в различных ситуациях и тем более анализировать, оценивать свои наблюдения, не умел он также и сравнивать своих родителей с другими людьми, поэтому у него не появлялось критического отношения к действиям, образу жизни родителей.

Критическая настроенность молодых людей, их стремление к самостоятельности, независимости, к освобождению от авторитета родителей при решении многих вопросов повседневной жизни является одним из источников конфликта между некоторыми родителями и детьми подросткового возраста. Именно в этом возрасте родители должны обращать особое внимание на отношение к ним ребенка. Если они почувствуют ослабление эмоциональной связи и своего авторитета, возможность возникновения конфликтов, следует серьезно задуматься над причинами таких явлений.

Конфликты, возникающие между родителями и их подрастающими детьми, требуют от матери и отца критического отношения не только к своему ребенку, но и к себе. Следует оценить себя как родителя и как человека в целом, понять, с какой меркой подходит к вам ребенок.

Однако в любом случае, независимо от того, как складываются отношения с подрастающими детьми, родителям необходимо знать, что о них думают их дети, как их оценивают. Родители, которые постоянно общаются с ребенком, могут получить такие сведения.

Задания для практикума

1. Семиклассник Саша сообщил родителям о том, что его два одноклассника после уроков сильно избили мальчика из пятого класса. Его даже забрала «Скорая помощь».

– От кого это ты узнал? – спросила мать.

– А я сам видел, как они его били по лицу и голове.

– Почему же ты, бессовестный, не заступился за мальчика?

Тебе что, не жалко было его? – в сердцах с укоризной спросил отец.

– А тебе не жалко, когда ты меня бьешь по лицу и голове? –

вопросом на вопрос ответил сын.

Объясните создавшуюся ситуацию.

Почему Саша ответил таким неожиданным образом?

2. Посетите несколько раз класс, в котором учится ваш ребенок. Попытайтесь установить:

– у кого из учащихся в классном коллективе наибольший авторитет и почему;

– пользуется ли авторитетом у сверстников ваш сын (дочь);

– с кем из учащихся находится в дружеских отношениях.

3. При посещении знакомых или родственников поставьте целевое задание и

пронаблюдайте за ними по следующей схеме:

1. Насколько они доброжелательны и вежливы в общении с детьми.

2. Проявляют ли «речевую гибкость», т. е. насколько разнообразно строят беседу с детьми.

3. Стимулируют ли инициативу детей и прислушиваются ли к их мнению.

4. Тактичны ли в общении.

5. Как дети воспринимают обращение родителей к ним (положительно, нейтрально, отрицательно). Сравните данные наблюдений со своими действиями в общении с детьми.

Н. В. Лёвина, МБОУ "Лицей №1" п. Чамзинка, п. Комсомольский, Чамзинский район, Республика Мордовия