Работа с родителями трудных детей
Работа с родителями трудных детей
Неблагополучные условия семейного воспитания – это одна из основных причин отклонений в моральном облике и поведении учащихся. Поэтому улучшение этих условий играет важную роль в работе школы по перевоспитанию трудных учащихся.
Жизнь показывает, что в семьях, где родители педагогически правильно строят отношения с детьми, показывают им достойный пример собственными поступками, заботятся об их духовном развитии, практически исключена возможность формирования у детей антиобщественных взглядов, нарушения ими норм морали и права. Большинство родителей являются союзниками и помощниками школы, но в неблагополучных семьях они относятся к школе либо враждебно, либо безразлично. Сами они за помощью к учителям не приходят.
Педагогам необходимо:
- настойчиво искать пути и средства воздействия на таких родителей;
- оздоровления обстановки в их семьях;
- изменения отношения к детям и методам воспитания.
Задачи классного руководителя в работе с «трудными» семьями
Типы проблемных семей:
- семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта.
Задачи классного руководителя:
- расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться;
- попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней;
- заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее;
- деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем.
2. семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми
Задачи классного руководителя:
- терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут;
- обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать;
- выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни;
- включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.
3. семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей
Задачи классного руководителя:
- сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями;
- пробудить интерес к самообразованию;
- внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.
4. семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют
Задачи классного руководителя:
- изменить жизненную ориентацию родителей;
- заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира;
- при встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы.
5. семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими
Задачи классного руководителя:
- сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями;
- пробудить интерес к самообразованию;
- внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.
Требования к работе с неблагополучными родителями.
Цели воспитания в семье и школе обычно совпадают. Однако средства воспитания и требования к детям в школе и в семье (особенно неблагополучной) нередко не согласованы. В таких случаях родители и учителя по-разному понимают содержание методов воспитания, не одинаково оценивают значимость материальных и духовных стимулов.
Для обеспечения единства требований родителей и педагогов к учащимся, изменения характера отношений между взрослыми и детьми в семье в лучшую сторону необходимо соблюдать следующие требования:
Во-первых, неправильно видеть только в родителях причину всех наших трудностей в работе с трудными учениками. Негативные поступки детей огорчают любого отца и мать, хотя нередко именно они своими ошибочными действиями и вызывают их. Не следует резко критиковать применяемые родителями методы воспитания, постоянно предъявлять им претензии. Это лишь приводит к ненужным конфликтам между школой и семьей. Даже в неблагополучных родителях нужно уметь видеть своих помощников и союзников. Следовательно, главное в отношениях с ними – это тактичность, доброжелательность и терпение.
Во-вторых, чтобы знать, как именно работать с данной семьей надо всесторонне ее изучить, выявлять положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений, определять реальные пути их оздоровления. Информацию такого рода дает посещение на дому, беседы с родителями и детьми. Многое можно узнать из сочинений учеников на такие темы, как “Моя семья”, “За что я уважаю своих родителей”, “Как я провожу свое свободное время”.
В-третьих, действия педагогов по изучению семьи и обстановки в ней надо подчинить продуманному плану. Недостатки семейного воспитания возможно преодолеть лишь в том случае, если меры воздействия на родителей выбраны в соответствии с их индивидуальными особенностями, осуществляются на протяжении достаточно длительного периода времени и в определенной системе.
В-четвертых, когда меры педагогического воздействия не дают должных положительных результатов, школа должна обращаться в органы самоуправления и правоохранительные органы с просьбой о применении мер, предусмотренных законодательством в отношении лиц, злостно уклоняющихся от исполнения своих родительских обязанностей.
Виды мер воздействия школы на родителей трудных детей:
- повышение педагогической культуры родителей;
педагогическое руководство воспитанием детей в семье;
- привлечение родителей к воспитательной работе с детьми в школе;
- организация административно-правового воздействия на отцов и матерей, уклоняющихся или относящихся безответственно к выполнению своих родительских обязанностей по воспитанию детей.
Содержание работы с родителями
Практика показывает, что те родители, которые неправильно строят свои отношения с детьми, не умеют использовать приемы воспитательного воздействия, подают отрицательный личный пример, тем не менее считают себя ведущими в вопросах воспитания, не осознают своих ошибок.
Обычно педагогическое просвещение родителей трудных учеников в школах пытаются осуществлять в индивидуальных беседах или на родительских собраниях. Однако жизнь показывает, что большинство таких родителей не приходят в школу. В таких случаях, если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Классному руководителю необходимо установить с родителями тесный контакт.
Педагогическое руководство семейным воспитанием заключается
- в указании родителям конкретных путей и средств оздоровления обстановки в семье,
- улучшения отношений с детьми.
В беседе с родителями классный руководитель обсуждает:
- трудности, которые их сын или дочь испытывает в учебе;
- методы воздействия на его сознание и поведение;
- вопросы его дружбы со сверстниками;
- характер отношения к труду, общественным обязанностям;
- взаимоотношения с самими родителями.
Подсказать родителям наиболее подходящие в данном конкретном случае меры воздействия, практические шаги по нормализации положения педагог может лишь при условии, что он разобрался в ситуации, сложившейся в семье, достиг с родителями откровенности и взаимопонимания.
В ряде случаев родителей, чей моральный облик не вызывает нареканий, но которые не умеют находить со своими детьми общего языка, имеет смысл привлекать к работе по организации и проведению воспитательных мероприятий в классе и школе. Чем активнее они участвуют в работе школы с детьми, тем лучше начинают понимать детей, острее ощущают необходимость повышения своей педагогической культуры.
Меры общественного воздействия:
- меры, принимаемые советом школы или родительским комитетом;
- в особо сложных случаях школа может поставить вопрос о привлечении родителей к административной ответственности, вплоть до лишения родителей права на воспитание или лишения родительских прав и изъятия детей из семьи.
Заключение
В работе школы с родителями трудных учеников не всегда удается добиться желаемого результата. Но если последовательно и настойчиво использовать все вышеперечисленные меры воздействия, то улучшение обстановки в семье произойдет. А это самым положительным образом скажется на поведении трудных школьников в жизни и на улице, а также на качество их учебы.
И. В. Тарасенко, МБОУ "СОШ №15", г. Курск