Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Публикация статей в журналах ВАК

Уважаемые авторы!

Идет прием статей для бесплатной публикации в журнале из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура.

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены
в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

В мультидисциплинарных журналах возможна бесплатная публикация по всем другим направлениям.

Максимально оперативно отвечаем на все возникающие вопросы. Гарантируем индивидуальный подход к каждому.

Работа с родителями трудных детей

Работа с родителями трудных детей

Неблагополучные условия семейного воспитания – это одна из основных причин отклонений в моральном облике и поведении учащихся. Поэтому улучшение этих условий играет важную роль в работе школы по перевоспитанию трудных учащихся.

Жизнь показывает, что в семьях, где родители педагогически правильно строят отношения с детьми, показывают им достойный пример собственными поступками, заботятся об их духовном развитии, практически исключена возможность формирования у детей антиобщественных взглядов, нарушения ими норм морали и права. Большинство родителей являются союзниками и помощниками школы, но в неблагополучных семьях они относятся к школе либо враждебно, либо безразлично. Сами они за помощью к учителям не приходят.

Педагогам необходимо:

  • настойчиво искать пути и средства воздействия на таких родителей;
  • оздоровления обстановки в их семьях;
  • изменения отношения к детям и методам воспитания.

Задачи классного руководителя в работе с «трудными» семьями

Типы проблемных семей:

  1. семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта.

Задачи классного руководителя:

  • расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться;
  • попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней;
  • заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее;
  • деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем.

2. семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

Задачи классного руководителя:

  • терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут;
  • обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать;
  • выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни;
  • включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.

3. семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

Задачи классного руководителя:

  • сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями;
  • пробудить интерес к самообразованию;
  • внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

4. семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

Задачи классного руководителя:

  • изменить жизненную ориентацию родителей;
  • заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира;
  • при встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы.

5. семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

Задачи классного руководителя:

  • сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями;
  • пробудить интерес к самообразованию;
  • внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

Требования к работе с неблагополучными родителями.

Цели воспитания в семье и школе обычно совпадают. Однако средства воспитания и требования к детям в школе и в семье (особенно неблагополучной) нередко не согласованы. В таких случаях родители и учителя по-разному понимают содержание методов воспитания, не одинаково оценивают значимость материальных и духовных стимулов.

Для обеспечения единства требований родителей и педагогов к учащимся, изменения характера отношений между взрослыми и детьми в семье в лучшую сторону необходимо соблюдать следующие требования:

Во-первых, неправильно видеть только в родителях причину всех наших трудностей в работе с трудными учениками. Негативные поступки детей огорчают любого отца и мать, хотя нередко именно они своими ошибочными действиями и вызывают их. Не следует резко критиковать применяемые родителями методы воспитания, постоянно предъявлять им претензии. Это лишь приводит к ненужным конфликтам между школой и семьей. Даже в неблагополучных родителях нужно уметь видеть своих помощников и союзников. Следовательно, главное в отношениях с ними – это тактичность, доброжелательность и терпение.

Во-вторых, чтобы знать, как именно работать с данной семьей надо всесторонне ее изучить, выявлять положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений, определять реальные пути их оздоровления. Информацию такого рода дает посещение на дому, беседы с родителями и детьми. Многое можно узнать из сочинений учеников на такие темы, как “Моя семья”, “За что я уважаю своих родителей”, “Как я провожу свое свободное время”.

В-третьих, действия педагогов по изучению семьи и обстановки в ней надо подчинить продуманному плану. Недостатки семейного воспитания возможно преодолеть лишь в том случае, если меры воздействия на родителей выбраны в соответствии с их индивидуальными особенностями, осуществляются на протяжении достаточно длительного периода времени и в определенной системе.

В-четвертых, когда меры педагогического воздействия не дают должных положительных результатов, школа должна обращаться в органы самоуправления и правоохранительные органы с просьбой о применении мер, предусмотренных законодательством в отношении лиц, злостно уклоняющихся от исполнения своих родительских обязанностей.

Виды мер воздействия школы на родителей трудных детей:

  • повышение педагогической культуры родителей;

педагогическое руководство воспитанием детей в семье;

  • привлечение родителей к воспитательной работе с детьми в школе;
  • организация административно-правового воздействия на отцов и матерей, уклоняющихся или относящихся безответственно к выполнению своих родительских обязанностей по воспитанию детей.

Содержание работы с родителями

Практика показывает, что те родители, которые неправильно строят свои отношения с детьми, не умеют использовать приемы воспитательного воздействия, подают отрицательный личный пример, тем не менее считают себя ведущими в вопросах воспитания, не осознают своих ошибок.

Обычно педагогическое просвещение родителей трудных учеников в школах пытаются осуществлять в индивидуальных беседах или на родительских собраниях. Однако жизнь показывает, что большинство таких родителей не приходят в школу. В таких случаях, если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Классному руководителю необходимо установить с родителями тесный контакт.

Педагогическое руководство семейным воспитанием заключается

  • в указании родителям конкретных путей и средств оздоровления обстановки в семье,
  • улучшения отношений с детьми.

В беседе с родителями классный руководитель обсуждает:

  • трудности, которые их сын или дочь испытывает в учебе;
  • методы воздействия на его сознание и поведение;
  • вопросы его дружбы со сверстниками;
  • характер отношения к труду, общественным обязанностям;
  • взаимоотношения с самими родителями.

Подсказать родителям наиболее подходящие в данном конкретном случае меры воздействия, практические шаги по нормализации положения педагог может лишь при условии, что он разобрался в ситуации, сложившейся в семье, достиг с родителями откровенности и взаимопонимания.

В ряде случаев родителей, чей моральный облик не вызывает нареканий, но которые не умеют находить со своими детьми общего языка, имеет смысл привлекать к работе по организации и проведению воспитательных мероприятий в классе и школе. Чем активнее они участвуют в работе школы с детьми, тем лучше начинают понимать детей, острее ощущают необходимость повышения своей педагогической культуры.

Меры общественного воздействия:

  • меры, принимаемые советом школы или родительским комитетом;
  • в особо сложных случаях школа может поставить вопрос о привлечении родителей к административной ответственности, вплоть до лишения родителей права на воспитание или лишения родительских прав и изъятия детей из семьи.

Заключение

В работе школы с родителями трудных учеников не всегда удается добиться желаемого результата. Но если последовательно и настойчиво использовать все вышеперечисленные меры воздействия, то улучшение обстановки в семье произойдет. А это самым положительным образом скажется на поведении трудных школьников в жизни и на улице, а также на качество их учебы.

И. В. Тарасенко, МБОУ "СОШ №15", г. Курск