Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Психологические особенности подросткового возраста

Психологические особенности подросткового возраста

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Это самый долгий переходный период, (от 11–12 до 16–17 лет), который характеризуется интенсивными психо­логическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма рядом физических изменений.

Под­росток начинает быстро расти, причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной тка­ни, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерны­ми являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.

Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. Гормональные из­менения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек – 13-15 лет. Для подростков характерна полярность психики:

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
  • Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Ведущая деятельность подросткового возраста – это интимно-личностное общение (сверстники выходят на первое место). Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает, в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Он стремится ничем не отличаться от сверстников, появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, распитие спиртных напитков, тусовки у подъезда.

Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Снижается продук­тивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, тео­ретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принима­ет постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на буду­щее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подрос­ток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, при­спосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.

Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.

У подростка появляется своя позиция. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое – это появление пристрастия к музыке определенного типа.

Подростковый возраст очень противоречив. Это противоречия между имеющимися потребностями и актуальным поведением (несмотря на то, что подростки бунтуют против контроля со стороны взрослых, они все же нуждаются в руководстве), между мыслями и поведением (понимают, что для успеха в будущем нужно прикладывать усилия, но не хотят этим заниматься сейчас).

Важнейшими факторами для благополучного взросления выступает любовь, терпение, понимание со стороны родителей, уважение к подростку, демократический стиль воспитания, знание возрастных особенностей данного периода и принятие родителями факта взросления ребенка. Подростковый период легче переживаются в тех семьях, где с раннего возраста родители сумели установить близкий контакт с ребенком, сумели показать ему, что любят его.

Источники:

Айхорн А. Трудный подросток. –М. : Апрель,2001. –304 с.

Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки?// Школьный психолог № 1, 2005 г.

Кузин М. В. Как выжить с ребенком – подростком: практическое пособие для родителей. – М. : Эксмо, 2007. – 320 с.

Наш проблемный подросток: учебное пособие / Алексеева Е. В. и др. – СПб. : Союз, 1999. – 145 с.

Стегно Ю. 18 шагов навстречу подростку // Домашний очаг. – 2005. – № 9. – С. 185-186.

Снайдер Ди. Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни. – М. : АСТ-Пресс, 1998. –288 с.

Е. П. Скачко, МБОУ гимназия № 18, г. Краснодар