Психологическая готовность детей к школе
Психологическая готовность детей к школе
Психологические аспекты реализации новых ФГОС
Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»
(из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
– любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
– осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
– активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
– умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
– социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
– уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
– осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
– ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто
отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по по поводу учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать, писать и считать, не говоря уже о 6-летках.
«Быть готовым к школе – не значит
уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться. » ( Венгер Л. А. )
От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной
жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.
Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок
должен уметь читать, пересказывать ( у него должна быть развита речь ),
писать (у него должна быть развита мелкая моторика ), считать
( владеть навыками счета ) – это педагогическая готовность к школе.
Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья.
Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще делать домашние задания – задача
непривычная для дошкольника – это физическая готовность к школе.
Но, конечно, этого недостаточно.
Социальная готовность к школе.
У ребенка, поступающего должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Т. е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Многие родители
понимают, насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.
Личностная готовность. Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми, т. е. у него должна быть развита произвольность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости».
Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения.
Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку,
Выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня». Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью. К
школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам.
В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка.
Общение с другими детьми.
Важно для формирования способности к децентрации – умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.
Часто мы можем услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок самый лучший» и т. п. Для дошкольников характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно пройти само собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет.
Интеллектуальный аспект готовности к школе – это уровеньразвития познавательной сферы психики. Он затрагивает такие психические
функции, как восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Внимание: важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.
К семи годам ребёнок должен:
• Выполнять задания, не отвлекаясь, около 20 минут.
• Находить 10 отличий между предметами.
• Удерживать в поле зрения не менее 10 предметов.
• Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
• Копировать в точности узор или движение.
• Уметь находить одинаковые предметы.
Память: для ребенка 6 – 7 лет вполне доступно такое задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще раз и после 3 – 4 предъявлений ребенок
обычно запоминает более половины слов.
К семи годам ребёнок должен:
– Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов.
- Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
- Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.
- Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
- Повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно.
- Запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось.
Если ребенок 6 – 7 лет не может запомнить
более 3-х слов с 4-го предъявления,
возможно, ему необходима консультация
невропатолога. К 7 годам процесс
формирования произвольного запоминания можно считать завершенным.
Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно– образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты». И начинают активно формироваться
предпосылки логического мышления.
К семи годам ребёнок должен:
– Объединять предметы в группы по определённым признакам.
– Находить закономерность в построении ряда предметов.
– Выделять предмет, не подходящий к общим признакам.
– Уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
– Решать логические задачи.
– Сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними.
Восприятие
К семи годам ребёнок должен:
– Различать цвет и форму предмета.
– По силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его по величине, форме, удалённости и пр.
– Использовать в речи многообразные обозначения пространственных отношений (вниз, направо, налево, на другую сторону).
– Ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года, часы).
Воображение: становится активным – произвольным.
А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную.
Она предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно
тяжелых переживаний и травм.
Воображение развивается и формируется в течение всей жизни. Благодаря воображению дети превращают обыденную жизнь в игру. Фантазия ребёнка наиболее полно проявляется в соответствующих видах творческой деятельности и свидетельствует о наличии у ребёнка задатков к ним. Одним из проявлений воображения является мечта. Важно, чтобы мечта вызывала у ребёнка стремление к достижению реальной и желаемой цели с помощью собственных усилий.
Мелкая моторика
К семи годам ребёнок должен:
– Свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования.
– Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.
– Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
– Ориентироваться в тетради в клетку или в линию.
– Уметь копировать фразы, простейшие рисунки.
– Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
Полезны игры разные. Даже «несерьезные» игры: в «больницу», «Дочки-матери», «школу». Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу
несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить
взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты.
Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности.
И главное – все происходит без принуждения, легко и охотно. Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место
занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять предметы, «рассмотреть» их в уме. Позднее это окажется важным при изучении физики, геометрии и др.
Рекомендации родителям:
1. Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.
2. Посетите несколько раз его будущий класс, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка для ребенка не казалась незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
3. Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников.
4. Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки.
5. Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности
завести новых друзей.
6. Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения.
Е. П. Скачко, МБОУ гимназия № 18, г. Краснодар