Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Публикация статей в журналах ВАК

Уважаемые авторы!

Идет прием статей для бесплатной публикации в журнале из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура.

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены
в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

В мультидисциплинарных журналах возможна бесплатная публикация по всем другим направлениям.

Максимально оперативно отвечаем на все возникающие вопросы. Гарантируем индивидуальный подход к каждому.

Психологическая готовность детей к школе

Психологическая готовность детей к школе

Психологические аспекты реализации новых ФГОС

Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»

(из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

– любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

– осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

– активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

– умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

– социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

– уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

– осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

– ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто

отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по по поводу учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать, писать и считать, не говоря уже о 6-летках.

«Быть готовым к школе – не значит

уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит

быть готовым всему этому научиться. » ( Венгер Л. А. )

От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной

жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.

Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок

должен уметь читать, пересказывать ( у него должна быть развита речь ),

писать (у него должна быть развита мелкая моторика ), считать

( владеть навыками счета ) – это педагогическая готовность к школе.

Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья.

Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще делать домашние задания – задача

непривычная для дошкольника – это физическая готовность к школе.

Но, конечно, этого недостаточно.

Социальная готовность к школе.

У ребенка, поступающего должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Т. е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Многие родители

понимают, насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.

Личностная готовность. Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми, т. е. у него должна быть развита произвольность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости».

Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения.

Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку,

Выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня». Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью. К

школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам.

В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка.

Общение с другими детьми.

Важно для формирования способности к децентрации – умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.

Часто мы можем услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок самый лучший» и т. п. Для дошкольников характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно пройти само собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет.

Интеллектуальный аспект готовности к школе – это уровеньразвития познавательной сферы психики. Он затрагивает такие психические

функции, как восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Внимание: важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.

К семи годам ребёнок должен:

Выполнять задания, не отвлекаясь, около 20 минут.

Находить 10 отличий между предметами.

Удерживать в поле зрения не менее 10 предметов.

Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.

Копировать в точности узор или движение.

Уметь находить одинаковые предметы.

Память: для ребенка 6 – 7 лет вполне доступно такое задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще раз и после 3 – 4 предъявлений ребенок

обычно запоминает более половины слов.

К семи годам ребёнок должен:

Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов.

  • Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
  • Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.
  • Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
  • Повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно.
  • Запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось.

Если ребенок 6 – 7 лет не может запомнить

более 3-х слов с 4-го предъявления,

возможно, ему необходима консультация

невропатолога. К 7 годам процесс

формирования произвольного запоминания можно считать завершенным.

Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно– образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты». И начинают активно формироваться

предпосылки логического мышления.

К семи годам ребёнок должен:

Объединять предметы в группы по определённым признакам.

Находить закономерность в построении ряда предметов.

Выделять предмет, не подходящий к общим признакам.

Уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.

Решать логические задачи.

Сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними.

Восприятие

К семи годам ребёнок должен:

Различать цвет и форму предмета.

По силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его по величине, форме, удалённости и пр.

Использовать в речи многообразные обозначения пространственных отношений (вниз, направо, налево, на другую сторону).

Ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года, часы).

Воображение: становится активным – произвольным.

А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную.

Она предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно

тяжелых переживаний и травм.

Воображение развивается и формируется в течение всей жизни. Благодаря воображению дети превращают обыденную жизнь в игру. Фантазия ребёнка наиболее полно проявляется в соответствующих видах творческой деятельности и свидетельствует о наличии у ребёнка задатков к ним. Одним из проявлений воображения является мечта. Важно, чтобы мечта вызывала у ребёнка стремление к достижению реальной и желаемой цели с помощью собственных усилий.

Мелкая моторика

К семи годам ребёнок должен:

Свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования.

Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.

Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.

Ориентироваться в тетради в клетку или в линию.

Уметь копировать фразы, простейшие рисунки.

Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

Полезны игры разные. Даже «несерьезные» игры: в «больницу», «Дочки-матери», «школу». Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу

несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить

взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты.

Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности.

И главное – все происходит без принуждения, легко и охотно. Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место

занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять предметы, «рассмотреть» их в уме. Позднее это окажется важным при изучении физики, геометрии и др.

Рекомендации родителям:

1. Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.

2. Посетите несколько раз его будущий класс, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка для ребенка не казалась незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.

3. Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников.

4. Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки.

5. Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности

завести новых друзей.

6. Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения.

Е. П. Скачко, МБОУ гимназия № 18, г. Краснодар