Пути преодоления неуспеваемости в обучении. Рекомендации родителям
Пути преодоления неуспеваемости в обучении. Рекомендации родителям
Уважаемые родители!
1. Как можно чаще показывайте и доказывайте, что вы любите ребенка просто так! Например, вы можете проявить свои чувства словами: «Ты мне нужен, ты нам дорог, я люблю, когда ты дома».
2. Сохраняйте спокойный ровный тон общения, даже если вы за что-то критикуете. Подростки обращают внимание на тон общения, на крик и повышенный тон, часто могут ответить тем же – раздражением. Помните, что обсуждение – это НЕ нотация! Подростки тяжело воспринимают нотации: «Мы же взрослые». Часто отключаются и перестают воспринимать.
3. Важно научиться конструктивно оценивать поступки, действия, а не самого подростка. Можно выражать свое недовольство ОТДЕЛЬНЫМИ действиями ребенка, но не ребенком в целом. Избегайте ставить штампы: плохой, лентяй, неумёха. Задавайте вопросы, ведущие ребёнка к пониманию последствий действий: «Что ты можешь сделать для исправления оценки, как и когда сможешь?»
4. Не стоит постоянно выражать недовольство действиями подростка. Иначе это перерастает в неприятие его. Важнее, что ваш ребенок делает хорошо.
5. Не ограждайте подростка от самостоятельных решений и поступков. Не выполняйте за ребенка то, что он может сделать сам.
6. Чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, уважайте ПРАВО выбора подростка.
7. Пусть ваш ребенок постоянно чувствует, что его ценят по достоинству: советуйтесь с ним.
8. Соблюдайте простое, но важное правило. Относитесь к детям уважительно: не поучайте детей в присутствии сверстников.
Основные психологические особенности подросткового возраста:
1. Обострение чувства взрослости;
2. Желание вырваться из-под опеки родителей;
3. Жажда общения со сверстниками – группирование.
От чего же зависит успех в учебной деятельности ребёнка?
Когда дети идут в первый класс, им необходимо чувствовать себя в безопасности, так как в младших классах детей подавляет тревожность, но со временем эта тревожность перевоплощается в агрессию. Дети учатся плохо, потому что им не хватило любви, если потребности во внимании и любви не удовлетворены, ребенок не испытывает потребности хорошо учиться! Как бы его не заставляли и не убеждали, учиться хорошо он не сможет.
Хорошая учеба – ключ к профессии и судьбе. Значит, успехов добьется в будущем тот, кто был любим в детстве.
Для того, чтобы ребёнок хорошо учился необходимо:
1) Чтобы ребёнок чувствовал себя любимым и любил.
2) Чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности.
3) Чтобы ребёнок чувствовал, что его успехами интересуются.
4) Чтобы неудачи не превращались в ссоры и скандалы.
НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НАКАЗАНИЯ ЗА НЕУДАЧИ. НЕУДАЧА САМА ПО СЕБЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАКАЗАНИЕМ.
5) Помощь была ненавязчива.
6) Поощрять успехи.
Всё это ребёнок должен получать в семье. Таким образом, если ребёнок не получает достаточного семейного внимания, вряд ли можно ожидать от него успехов в учёбе. Внимание, забота, любовь и ответственность – необходимые составляющие в воспитании ребенка, залог его успеха в будущем.
Причины неуспеваемости обучающихся:
1) неправильно организованный режим дня;
2) дети не вникают в суть выполняемого задания;
3) сталкиваясь с трудностями, сразу же «опускают руки»;
4) лень;
5) нет интереса к некоторым предметам;
6) разный уровень длительности понимания и усвоения учебного материала;
7) не умеют сосредотачиваться;
8) не прислушиваются к мнению старших.
Действия по устранению низкой успеваемости:
1) рационально вместе с ребёнком спланировать режим дня;
2) научить ребёнка преодолевать возникшие трудности, оказывая ему при этом помощь;
3) оказывать помощь детям в ходе подготовки домашнего задания
Что же делать?
• Найдите стимул, чтобы ребенок старался успешно заниматься.
• Улучшайте его самооценку. Говорите, что у него многое получится.
• Занимайтесь вместе на дополнительных занятиях, старательно объясняя, что надо делать и как это делается.
• Старайтесь, чтобы ребенок мог показать свои знания именно в определенный момент перед всем классом.
• Не останавливайтесь на достигнутом.
Как повышать учебную мотивацию школьников
1. Обсудите с вашим ребенком важность школы и образования. Это очень важно.
2. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. (Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
3. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности, правду.
4. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать, если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что он тратит, по крайней мере, 30 минут на изучение, просмотр и практику уроков.
5. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.
6. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.
7. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо написал контрольную работу или сдал какой-либо тест.
8. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
9. Поговорите с учителями о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если у него (нее) есть проблемы в учебе.
10. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка.
11. Предъявляйте посильные требования к подростку. (Зато ты можешь…).
12. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).
13. Чётко и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).
14. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.
15. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.
16. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
17. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.
а) выучишься-поступишь в ВУЗ;
б) «ты же не хочешь огорчить родителей»;
в) «ты же хочешь, чтобы тебя уважали»;
г) «ты способен» (сдать, выучить, написать).
18. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
19. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.
А. С. Скоблякова, МБОУ КР ОО "Черкасская СОШ", д. Черкасская, Кромской район, Орловская область