Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Публикация статей в журналах ВАК

Уважаемые авторы!

Идет прием статей для бесплатной публикации в журнале из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура.

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены
в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

В мультидисциплинарных журналах возможна бесплатная публикация по всем другим направлениям.

Максимально оперативно отвечаем на все возникающие вопросы. Гарантируем индивидуальный подход к каждому.

Типичные нарушения воспитания подростков в семье

Типичные нарушения воспитания подростков в семье

Ваши дети находятся в подростковом возрасте, когда особенно остро проявляются всякие нарушения в развитии личности (агрессивность, ненормальное поведение, неврозы и т. д. ) и нередко важную роль в их развитии играют всевозможные нарушения воспитания подростка в семье.

Семья для ребёнка – это основа всей её жизни. С самого рождения семья обеспечивает ребёнку чувство безопасности, защищённости. Близкие являются для ребёнка источником утешения в минуты особых переживаний, стрессовых ситуациях.

Кроме того, дети обучаются у родителей способам поведения и отношений с людьми. Конечно, и в школе ребята узнают о нормах и правилах поведения, но опыт они приобретают дома в семье,

наблюдая людей взаимоотношений между родителями. Так, для мальчиков, отношение отца к матери в значительной мере определяет характер их отношения к девочкам. Если у людей отношение в семье включает в себя нежность, то скорее всего этими же качествами будет характеризоваться и поведение ребёнка. Пренебрежительность отца к матери может таким же образом сказаться на отношении сына к девочкам. Есть также вероятность того, в своей взрослой

жизни дети копируют супружеские отношения своих родителей.

Конечно, дети не обязательно принимают именно родительские взгляды и модели поведения.

Это зависит как от степени влияния других людей (друзей, учителей, соседей), так и от характера отношений с родителями. Если родители говорят одно, а делают другое, призывают к честности, но лгут друг другу, требуют от ребёнка сдержанности, а сами дают волю своим эмоциям

агрессивны и бесконтрольны. Тогда дети могут протестовать и не слушать родителей.

В школе дети по-разному адаптируются к школьной жизни, к учёбе, к общению со сверстниками и учителями. И очень часто неудачи и трудности в адаптации связаны с нарушением развития личности детей в семье.

Сейчас речь пойдёт о некоторых типичных нарушениях воспитательного процесса в семье:

1) При воспитании с повышенной опекой, ребенка лишают возможности проявить самостоятельность, инициативу, принять ответственность за свои поступки, то происходит формирование установки на бездеятельность и постоянную помощь, иждивенческой позиции, неспособности к волевому усилию. Ребенок, воспитанный как “кумир семьи”, привыкает к постоянному восхищению собой, своими способностями и качествами. Он не привык сравнивать свои достижения со сверстниками, критически оценивать их, прикладывать усилия для улучшения результатов. Отсутствие привычной возможности быть все время в центре восхищенного внимания травмирует ребенка, его эгоцентрическая установка мешает наладить отношения с другими детьми, в результате у него формируется негативная установка к школьным занятиям, и к коллективу одноклассников.

2) Когда ребенок находится в ситуации безразличного отношения родителей, или жестокого отношения с завышенными требованиями, не соответствующими его реальным возможностям или других травмирующих факторов (алкоголизм родителей, избиение) также происходит искаженное формирование личности ребенка. В такой воспитательной среде дети имеют следующие особенности: тревожность, робость, боязливость, невротические проявления, отсутствие активности, заторможенность в умственной деятельности, неуверенность в своих силах, склонность отказываться от работы и замыкаться в себе. Это приводит к тому, что ребенок не прикладывает усилий по преодолению трудностей, любое задание вызывает у него страх, попытку отказа от его выполнения, такие ученики часто говорят “я не могу” до того, как попробуют приступить к заданию. Отсутствие самостоятельности приводит к тому, что ребенок постоянно нуждается к стимуляции, поддержке, поощрении, для того, чтобы проявить свои потенциальные возможности.

3) Следующее нарушение семейного воспитания можно назвать “потворствующая опека”, когда родители стремятся не замечать по взросление детей. Для них подросток все еще маленький и обращаются с ним как с маленьким. Страх или нежелание по взросления детей могут быть связаны с особенностями личности самих родителей. Считая подростка “еще маленьким”, родители снижают уровень требований к нему, стимулируя развитие психического инфантилизма.

4) Воспитательная неуверенность родителей проявляется в том, что родитель идет “на поводу”у подростка, уступает даже в вопросах, в которых, по собственному мнению, уступать нельзя. Это происходит потому, что ребенок сумел найти к этому родителю подход, нащупать его “слабое место” и использует это, чтобы добиться ситуации “минимум требований – максимум прав”. Типичная комбинация в этом случае: бойкий, уверенный в себе подросток, смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах, родитель, который признает у себя массу ошибок в воспитании. Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

Существуют и другие формы нарушений семейного воспитания, они вытекают из тех, что уже перечислены выше.

Подводя итог нашему разговору, можно обозначить следующие рекомендации:

1. Нам, родителям и учителям, нужно поспевать за изменениями, происходящими в развитии детей, считаться с их взрослеющим возрастом, уважать в ребенке личность со своим мнением, потребностями, правами.

2. Воспитывать детей на положительном, чаще хвалить детей за успехи и просто за то, что ребенок “хороший сын или дочь”. Доверять больше детям, развивать их самостоятельность, активность, поощрять инициативу.

3. Мамам и папам необходимо быть последовательными в дисциплинарных воздействиях (один разрешает, а другой запрещает). Если наказываете, то за дело и не так часто. К частым наказаниям дети быстро привыкают и перестают реагировать, либо реагируют агрессивным и асоциальным поведением.

Да, нелегко быть родителем подростков. Поэтому желаю Вам терпения, мудрости, успехов в этом учебном году

О проблемах воспитания детей.

Когда ребенок рождается, он уже имеет свои индивидуальные качества, отличающие его от других. В ходе своего развития он приобретает новые качества и то какой личностью ребенок станет, зависит от среды, в которой ребенок развивается и от воспитания окружающих его взрослых. Итак, два основных фактора влияют на развитие личности: наследственность и среда воспитания. Оба эти фактора имеют равные значения для развития ребенка, как говорят “50 на 50” (примеры стихотворения, дети выращенные животными).

Американские ученые Стелла Чесс и Александер Томас изучили эти два фактора, обуславливающих развитие ребенка и написали классическую книгу “Темперамент и нарушение поведения детей”. В ней подробно объясняется, почему у детей есть определенные индивидуальные свойства, характерные только для них, почему одних детей легче растить. Почему могут оказаться такими разными дети из одной семьи или растущие в очень сходных условиях. Расскажем вкратце о результатах исследований этих специалистов.

Уже в палате для новорожденных в роддоме было выделено 9 темпераментов. Эти темпераменты – самые главные характеристики ребенка и в основном сохраняются у него в дальнейшем. Окружение ребенка (среда) может как-то видоизменить эти характеристики, но тем не менее темпераменты глубоко укореняются в личности, их с трудом можно переделать и они могут сопровождать в течение всей его жизни. Каковы же эти врожденные темпераменты?

1. Уровень активности – степень наследственной двигательной активности, определяющей активным или пассивным является ребенок.

2. Ритмичность (регулярность и нерегулярность) ритм цикла сон – бодрствование и другие функции (питание, выделение).

3. Приближение или удаление – это тип естественной реакции ребенка на такие новые стимулы, как незнакомая еда, игрушка или человек.

4. Приспособляемость – скорость и легкость, с которой ребенок способен видоизменить свое поведение в ответ на изменение окружающей среды.

5. Интенсивность – количество энергий, используемой при выражении эмоций настроений.

6. Порок реактивности – уровень интенсивности стимула, требуемого для того, чтобы проявилось нужная реакция.

7. Качество настроения (веселый, дружелюбный, приятный характер по контрасту с неприятным, капризным, крикливым, недоброжелательным поведением).

8. Способность отвлекаться. Характеризуется степень влияния посторонних помех на способность сконцентрировать внимание на своей линии поведения.

9. Интервал внимания и настойчивость – продолжительность времени, в течение которого ребенок сосредоточен на активной деятельности, и продолжительность активности в случае возникновения препятствий.

3-й, 4-й, 5-й и 7-й типы темпераментов играют наиболее решающую роль при определении того, насколько будет легко или трудно вырастить ребенка и заботиться о нем. Ребенок с высокой степенью реактивности (“спичка”), ребенок, склонный замыкаться при изменение ситуации (“улитка”) ребенок, с трудом приспосабливающийся к новым ситуациям (“черепаха”) или ребенок, у которого обычно плохое настроение (“нытик”) – эти дети подвержены стрессам, особенно при завышенных родительских ожиданиях. Эти данные позволили ученым четко предсказать, какие младенцы будут “легкими”, т. е. их относительно несложно растить, с ними приятно общаться и какие будут “трудные” дети, которых сложнее растить, они требуют от своих матерей большой отдачи.

Затем Чесс и Томас сравнили, как развиваются дети в зависимости от типа материнского ухода за ними. Исследователи изучали младенцев, которым повезло с любящими матерями (женщинами, желавшими своих детей и создававшими дома обстановку любви и доброжелательности, когда дети чувствовали, что они нужны и их принимают такими, какие они есть. Также изучались не любящие матери (сознательно или бессознательно отвергающие своих детей) .

Полученные данные показатели, что любящие матери и “легкие” младенцы – замечательное сочетание. Эти дети хорошо развиваются почти без всяких отрицательных последствий и отклонений.

Любящие матери, имеющие “трудных” младенцев, встречаются с некоторыми осложнениями при воспитании, но эти осложнения преимущественно кончаются благополучно. В целом в атмосфере нежности и заботы любящих матерей эти дети развиваются хорошо.

“Легкие” дети не любящих матерей, в общем, развиваются не так хорошо. У них больше осложнений, чем у “трудных” детей любящих матерей. Их жизненный опыт был скорее отрицательным, чем положительным.

Самые несчастные – это “трудные” дети не любящих матерей. Эти бедные существа находятся в таких тяжелых условиях, что их соответственно считают детьми с повышенным риском.

Таким образом, 1) основные врожденные характеристики каждого ребенка серьезно влияют на то, как он растет, развивается и формируется его личность; 2) для наилучшего развития ребенка важнее тип материнства (и, естественно, отцовства), чем тип врожденного темперамента ребенка.

Я думаю, что все родители согласятся, что в наше время растить детей особенно сложно. Одна из причин: ребенок слишком много времени находится вне семьи под контролем и влиянием школы, кружков, секций, телевидения, сверстников, улицы и т. д. Именно поэтому у многих родителей появляется ощущение, что как бы они ни старались, их усилия слишком ничтожны, чтобы перевесить посторонние влияния на их ребенка. На самом деле все наоборот. Влияние родителей оказывается сильнее постороннего влияния. Именно Домашний Очаг, Семья держит первенство о определяет, насколько счастливым, внутренне защищенным и уравновешенным растет ребенок, как он усваивается со взрослыми. Сверстниками, насколько уверен в себе и своих способностях, как он ориентируется в различных жизненных ситуациях.

В семье ребенок с раннего детства приобретает жизненный опыт, он наблюдает за поведением взрослых в семье и на себе как бы примеривает их роли, приобретает стереотипы поведения взрослых, и они затем становятся его привычным поведением. Даже ели в школе учителя говорят или другие взрослые, что поступать надо так, а не иначе, он все равно будет делать иначе, если так иначе заведено дома. Даже родители, дают устные наставления своему ребенку о том, что нужно всегда убирать свои вещи и все обязанности выполнять сразу не откладывая, результата не добьются, если сами при этом оставляют до следующего дня грязную посуду, разбрасывают вещи, не чистят зубы, не делают зарядку. Слишком велика для ребенка сила подражания взрослым. А главное для ребенка это постоянно ощущать, что его искренне любят родители, принимают таким, какой он есть, независимо от того, как он ведет себя сейчас, независимо от того, что мы ждем от него в будущем. Если в основе взаимодействия и взаимоотношений родителей и детей не лежит любовь, все остальное (дисциплина, отношения со сверстниками, успехи в школе) покоится тогда на фальшивом и зыбком фундаменте, что чревато всевозможными осложнениями.

Кроме того, родителям надо научиться разумно выражать свою любовь к ребенку. Способы ее выражения таковы: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание и дисциплина.

Если наш взгляд постоянно выражает любовь и доброжелательность, ребенок научится также смотреть на людей или наоборот, если мы взглядом стремимся выразить только наше раздражение, гнев, ребенок стремимся выразить только наше раздражение, гнев, ребенок приучится к такой реакции.

Отсутствие эмоционального и физического контакта может привести к синдрому внезапной детской смертности (“смерть в колыбели”), когда ребенок с 6 до 12 месяцев внезапно перестает развиваться, не ест, апатичен, хотя анализы в норме, он болен, так как теряет стимул к жизни (примеры).

Физический контакт, нежные прикосновения очень важны всем детям. Маленькому мальчику нужно, чтобы его гладили, обнимали, баюкали, прижимали к груди, ласкали, целовали, с самого рождения до 7-8 лет это является решающим в его развитии. Известно, что мальчики получают меньше ласки родителей, чем девочки и это сказывается на том, что в подростковом возрасте психические заболевания резко возрастают у мальчиков (примеры).

Что касается девочек, то физический контакт (особенно внешние проявления нежности) становится с годами для них важнее и достигает пика, в возрасте 11 лет, это критически важный возраст полноценного эмоционального питания.

Для пристального внимания к ребенку необходимо нам взрослым уделять больше времени, чтобы побыть с ним наедине, установить доверительный контакт, как необходимое условие воспитания детей в семье.

Дисциплинировать ребенка с раннего возраста – это значит облегчить ему жизнь. Ведь дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он, стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества. Чтобы понять как дисциплинировать детей, справляться с их проступками мы должны осознать, что для детей характерен иррациональный способ мышления. Давайте проанализируем этот момент. Чем менее зрелый ребенок, тем более нерационально его поведение. От природы инстинктивно ребенок чувствует, как жизненно необходима ему любовь родителей. Но у него нет врожденного навыка, как пытаться заслужить или добиться ее. Вместо того, чтобы завоевывать нашу любовь своим хорошим поведением, ребенок постоянно испытывает нашу любовь своим поведением, на самом ли деле его любят. Если же ребенок не чувствует окружающей его любви, он инстинктивно еще более ревностно и отчаянно приковывает к себе внимание своим неподобающим поведением. Ясно, что когда человек в отчаянии, его поведение может выходить за привычные рамки. Ничто не вызывает у ребенка такого отчаяния, как отсутствие любви. Это и есть основная причина плохого поведения.

Конечно, нужно избегать и такой опасной ошибки в воспитании, как вседозволенность, непоследовательность требований (в зависимости от настроения взрослых), потакание сиюминутным капризам и желаниям, когда ребенок, как бы меняется ролями со взрослым и начинает им управлять. Здесь нужно проявить мудрость родителям, предъявлять разумную (но не диктаторскую требовательность), добиваться выполнения детьми их обязанностей. Заботливые родители обычно пытаются избежать прямых стычек, “сгладить острые углы”, используя например, юмор, умение выслушать ребенка и прощать его, если он искренне раскаивается в своем проступке.

Для того, чтобы добиться от ребенка хорошего поведения, прежде всего следует обращаться к нему с вежливыми просьбами. Ребенок чувствует, что он в равной степени отвечает за свое поведение, как и родители, что у него есть выбор, как себя вести. Если ребенок на просьбы родителей не откликается, то родители прибегают к строгим приказам, но это лишь в критических ситуациях, в трудных обстоятельствах. Стойкое неповиновение, как открытое сопротивление и прямой вызов родительской власти, требует наказания. Но любое наказание должно соответствовать проступку. Если удастся ограничиться запретом развлекаться на какое-то время, смотреть телевизор, прибегните к этой мере наказания. Иногда необходимо телесное наказание, но это крайняя мера. Будьте осторожны во всех отношениях:

Во-первых, ребенок должен точно знать, за что его наказывают, объясните ему четко и ясно, в чем он провинился конкретно, а не вообще, потому что он “плохой мальчик”.

Во-вторых, не причиняйте никакой физической травмы ребенку.

В-третьих, немедленно после наказания оставьте его одного, дайте ему выплакаться. А когда ребенок успокоиться продемонстрируйте ему свою любовь через контакт глазами, физическое прикосновение, пристальное внимание, чтобы уверить ребенка, что несмотря ни на что его по-прежнему любят.

Родители часто спрашивают, что делать, если ребенок лжет, ворует, сквернословит.

– Не провоцировать.

– Вызвать чувство вины.

– Установить доверительный контакт.

– Отказаться от умышленных обвинений, подозрительности, не припирать к стенке, не ставить ловушки – это унижает и оскорбляет, при этом взрослые сами лгут.

– Показать ребенку, как вы переживаете по поводу кражи.

Литература.

1. Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить детей. М. , Знание, 1992 г.

2. М. Максимов. Не только любовь. М. , Знание, 1992 г.

3. Гарри Шенфельдер. Должны ли дети быть трудными? М. , Знание, 1982 г.

4. П. Экман. Почему дети лгут? М. , Педагогика-Пресс, 1993 г.

5. Роберт Байярд, Джин Байряд. Ваш беспокойный подросток. М. , Просвещение, 1991 г.

А. И. Клычкова, МБОУ "СОШ №12", г. Новомосковск, Тульская область