Тема: Право и личность. Открытое мероприятие для обучающихся и родителей
Тема: Право и личность. Открытое мероприятие для обучающихся и родителей
Учебно-методическое обеспечение:
1. Ведущая технология: игровая.
2. Методы организации образовательного процесса, используемые на уроке:
§ организация занятия: наглядный, практический;
§ уровень развития обучающихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;
§ форма организации деятельности обучающихся: коллективно-групповая.
3. Приемы организации образовательного процесса, используемые на уроке:
§ игра;
§ решение проблемных ситуаций;
§ устное изложение;
§ ответы на вопросы;
§ работа с таблицей;
§ наблюдение.
Цель занятия: систематизировать и проконтролировать качество знаний обучающихся о правах и обязанностях человека и гражданина.
Задачи занятия:
Образовательные:
§ закрепление и обобщение у обучающихся практико-ориентированных и актуальных правовых знаний, умений и навыков о правах, обязанностях и ответственности человека и гражданина.
Развивающие:
§ организация практической деятельности, способствующей накоплению опыта правомерного и социально активного поведения по реализации и защите своих прав;
§ организация практической деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений и навыков, актуальных в общественной жизни;
§ организация практической деятельности, способствующей развитию творческого потенциала участников, умению применять знания и решать стандартные задачи на практике;
§ организация практической деятельности, способствующей развитию умения публично выступать, высказывать и аргументировать свою позицию;
§ организация практической деятельности, способствующей развитию умения свободно оперировать понятиями и терминами темы, объяснять их значение.
Воспитательные:
§ воспитание у обучающихся гражданской позиции, уважения к закону, самостоятельности и ответственности;
§ воспитание у обучающихся уважения к правам других людей, позитивных нравственно-правовых ориентиров и установок.
Форма занятия: правовая игра.
Рекомендации по проведению занятия:
§ Обучающиеся объединяются в команды по своему выбору за неделю до проведения урока, придумывают название.
§ педагог дает опережающее творческое домашнее задание, предлагая самим обучающимся выбрать форму выполнения задания из предложенных: презентация, синквейн, стихотворение, плакат, коллаж, политическая реклама или придуманных самими обучающимися. Предлагает выбрать тему: «Защити права ребенка», «Взаимосвязь прав и обязанностей», «Нарушение прав ребенка в художественной литературе для детей», «Наши права и обязанности», своя тема, связанная с правами и обязанностями.
§ педагог готовит дидактический материал, выбирает способы оценивания работы обучающихся на занятии, оценивания обучающимися собственного участия в работе малой группы, необходимое оборудование, класс, места для команд.
Оборудование:
§ Флаг Российской Федерации;
§ компьютер;
§ медиапроектор;
§ экран;
§ ватман;
§ маркеры;
§ таблица результатов;
§ жетоны с цифрой 1 для проведения викторины;
§ секундомер.
Дидактические материалы:
§ Конституция РФ;
§ раздаточный материал;
§ данные социологического опроса;
§ лист самооценки работы в малой группе.
Оформление доски:
§ плакат «ПОПС-формула»;
§ плакат «Правила работы в малых группах»;
§ таблица результатов.
План проведения занятия:
Этапы занятия | Временная организация (мин. ) |
1. Организационный момент | 4 |
2. Проверка опережающего домашнего задания | 6 |
3. Мотивация: блиц-опрос «Какие права нарушены?» | 5 |
4. Повторение учебного материала: викторина «Права человека и гражданина» | 10 |
5. Обобщение полученных ранее знаний путем решения проблемных заданий: «Юридическая консультация» | 18 |
6. Результаты социологического исследования: «Права и обязанности обучающихся в нашей школе» | 12 |
7. Закрепление изученного материала: составление таблицы «Три поколения прав человека». | 23 |
8. Подведение итогов занятия | 12 |
Ход занятия:
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент | |
Проводит обсуждение цели, задач, темы урока. Обращает внимание обучающихся на «Правила работы в малой группы» (на доске). Заносит в таблицу результатов названия команд, которые они себе выбрали. | Коллективное обсуждение цели, задач и темы урока. |
2. Проверка опережающего домашнего задания | |
Командам предлагается представить творческую работу в течение 1 минуты. От 3 до 5 баллов. | Каждая команда представляет творческую работу, выполненную по заранее выбранной теме. |
3. Мотивация: блиц-опрос «Какие права нарушены?» | |
Каждой команде предлагается решить проблему: «Какие права и обязанности нарушили герои стихотворения «Вредные советы» Григория Остера?» (раздаточный материал, приложение №1). На обсуждение задания отводится 30 секунд, на ответ – 1 минута. 2 балла за правильный, обоснованный ответ. | Участники команд дают развернутые ответы. |
4. Повторение учебного материала: викторина «Права человека и гражданина» | |
Объясняет правила проведения викторины. Каждая команда путем жребия выбирает №№ вопросов. На обсуждение ответа и его представление дается 30 секунд. За правильный ответ команда получает жетон стоимостью 1 балл (максимальное количество баллов – 18). Если команда не отвечает на вопрос, или дает неправильный ответ, другая команда может дать правильный ответ и получить дополнительный балл. Результаты заносятся в итоговую таблицу. | Представители команд по жребию определяют очередность и номера вопросов. Отвечают на вопросы викторины. |
5. Обобщение полученных ранее знаний путем решения проблемных заданий: «Юридическая консультация» | |
Командам предлагается выбрать карточку и дать правовую оценку жизненной ситуации, изложенной в ней (раздаточный материал, приложение №2). Максимальное количество баллов – 5. | Проведение анализа ситуации в команде, работа с Конституцией РФ. Один из участников представляет результат работы своей команды. |
6. Результаты социологического исследования «Права и обязанности обучающихся в нашей школе» | |
Командами был проведен социологический опрос «Соблюдаются ли права учащихся в нашей школе?» (анкета, приложение №3). Три команды проводили опрос в своей группе респондентов (ученики, учителя, родители). Четвертая команда составила сравнительную таблицу, используя данные социологического вопроса, проведенными в 2011 году участниками объединения «Живое право» и данные опроса, проведенные командами в этом году. Каждая команда получает 3 балла за проведение социологического опроса. Предоставляет слово каждой команде для выступления по 3 минуты. Напоминает об уважительном отношении к мнению друг друга. |
Команды представляют и анализируют результаты сравнительного социологического исследования ситуации с положением осуществления прав обучающихся в школе №580 и выполнением ими обязанностей. |
7. Закрепление изученного материала: составление таблицы «Три поколения прав человека». | |
Каждой команде предлагается выполнить задание по составлению таблицы «Три поколения прав человека» (приложение №4), оформив ее на листе ватмана, и разместить на демонстрационной стене. После заполнения таблицы представитель команды отвечает на поставленный в задании вопрос. На работу с заданием отводится 15 минут. На представление работы – 2 минуты. Команды получают от 1 до 3 баллов. | Заполнение таблицы «Три поколения прав человека». Команды размещают таблицы на стене и отвечают на вопрос задания, выбрав группу прав по жребию (личные, политические, экономические, социальные). |
8. Подведение итогов урока | |
Участникам команд предлагается заполнить лист самооценки (приложение №5) работы в малой группе – 3 минуты на заполнение анкеты, 10 секунд каждой команде для анализа работы команды на уроке. Родителям предлагается заполнить листы оценивания работы команд. Вручение дипломов командам и сертификатов участника открытого урока каждому обучающемуся. |
Команды заполняют лист оценивания и анализируют работу на уроке. Родители представляют результаты оценивания работы команд. Представитель команды получает Диплом и сертификаты для всех участников. |
Приложение №1
1 команда Блиц-опрос «Какое право нарушено?» Ответить на вопрос: «Какие права и обязанности нарушил герой стихотворения «Вредные советы» Григория Остера?» Бей друзей без передышки Каждый день по полчаса, И твоя мускулатура Станет крепче кирпича. А могучими руками, Ты, когда придут враги, Сможешь в трудную минуту Защитить своих друзей. |
2 команда Блиц-опрос «Какое право нарушено?» Ответить на вопрос: «Какие права и обязанности нарушил герой стихотворения «Вредные советы» Григория Остера?» Если вы собрались другу Рассказать свою беду, Брать за пуговицу друга Бесполезно – убежит, И на память вам оставит Эту пуговицу друг. Лучше дать ему подножку, На пол бросить, сверху сесть И тогда уже подробно Рассказать свою беду. |
3 команда Блиц-опрос «Какое право нарушено?» Ответить на вопрос: «Какие права и обязанности нарушил герой стихотворения «Вредные советы» Григория Остера?» Если вы еще не твердо В жизни выбрали дорогу И не знаете, с чего бы Трудовой свой путь начать, Бейте лампочки в подъездах – Люди скажут вам "спасибо". Вы поможете народу Электричество беречь. |
4 команда Блиц-опрос «Какое право нарушено?» Ответить на вопрос: «Какие права и обязанности нарушил герой стихотворения «Вредные советы» Григория Остера?» Не бери чужое, если На тебя глядят чужие. Пусть они глаза закроют Или выйдут на часок. А своих чего бояться! Про своих свои не скажут. Пусть глядят. Хватай чужое И тащи его к своим. |
Приложение №2
Проблемные задания «Юридическая консультация»[[1]]
Юридическая задача№1 Старшеклассник пропускает уроки по некоторым предметам, которые, как он считает, не пригодятся ему в жизни. Родители наказывают его за это, учителя ссылаются на необходимость выполнения государственного стандарта по всем предметам. Вопросы: 1. Кто участники этой ситуации? О каких фактах нам известно из описания ситуации (т. е. что произошло)? 2. Каковы права участников этой ситуации? Каковы их обязанности? Кто нарушает права? Кто не выполняет обязанности? 3. Найдите в Конституции РФ описание соответствующих прав и обязанностей. Какие конституционные права используют или нарушают участники ситуации? Какие конституционные обязанности исполняют или не исполняют участники ситуации? 4. Подготовьте выступление на 2 минуты со ссылкой на Конституцию РФ: нарушение каких прав и обязанностей выявлено в ситуации. Ответ аргументируйте. |
Юридическая задача №2 Один школьник постоянно дразнил и обзывал одноклассницу, в конце концов, она ударила его по голове толстым учебником. Вопросы: 1. Кто участники этой ситуации? О каких фактах нам известно из описания ситуации (т. е. что произошло)? 2. Каковы права участников этой ситуации? Каковы их обязанности? Кто нарушает права? Кто не выполняет обязанности? 3. Найдите в Конституции РФ описание соответствующих прав и обязанностей. Какие конституционные права используют или нарушают участники ситуации? Какие конституционные обязанности исполняют или не исполняют участники ситуации? 4. Подготовьте выступление на 2 минуты со ссылкой на Конституцию РФ: нарушение каких прав и обязанностей выявлено в ситуации. Ответ аргументируйте. |
Юридическая задача №3 В ответ на полученную двойку ученик нагрубил учителю, обвинил его в пристрастности и пригрозил ему неприятностями со стороны влиятельных родителей.
Вопросы: 1. Кто участники этой ситуации? О каких фактах нам известно из описания ситуации (т. е. что произошло)? 2. Каковы права участников этой ситуации? Каковы их обязанности? Кто нарушает права? Кто не выполняет обязанности? 3. Найдите в Конституции РФ описание соответствующих прав и обязанностей. Какие конституционные права используют или нарушают участники ситуации? Какие конституционные обязанности исполняют или не исполняют участники ситуации? 4. Подготовьте выступление на 2 минуты со ссылкой на Конституцию РФ: нарушение каких прав и обязанностей выявлено в ситуации. Ответ аргументируйте. |
Юридическая задача №4 Учитель отобрал и прочитал вслух записку, переданную одним школьником другому на уроке. Вопросы: 1. Кто участники этой ситуации? О каких фактах нам известно из описания ситуации (т. е. что произошло)? 2. Каковы права участников этой ситуации? Каковы их обязанности? Кто нарушает права? Кто не выполняет обязанности? 3. Найдите в Конституции РФ описание соответствующих прав и обязанностей. Какие конституционные права используют или нарушают участники ситуации? Какие конституционные обязанности исполняют или не исполняют участники ситуации? 4. Подготовьте выступление на 2 минуты со ссылкой на Конституцию РФ: нарушение каких прав и обязанностей выявлено в ситуации. Ответ аргументируйте. |
Приложение №3
Анкета социологического опроса[[2]] «Права и обязанности обучающихся в нашей школе»
1. Как Вы считаете, что важнее – исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав? 1. Исполнять свои обязанности 2. Требовать исполнения своих прав. 3. И то и другое одинаково важно. 4. Другое (впишите, что именно) ____________________________ 2. Как Вы считаете, исполняются ли обязанности обучающимися в нашей школе? 1. Исполняются всегда или почти всегда. 2. Чаще всего исполняются 3. Редко исполняются. 4. Не исполняются никогда или почти никогда 5. Затрудняюсь ответить. 3. Соблюдаются ли права подростков в нашей школе? 1. Соблюдаются всегда или почти всегда. 2. Чаще всего соблюдаются. 3. Редко соблюдаются. 4. Не соблюдаются почти никогда. 5. Затрудняюсь ответить.
|
Приложение №4
Таблица «Три поколения прав человека»
Задание: Заполнить таблицу.
Ответить на вопрос: «В чем на ваш взгляд состоит главная проблема с осуществлением прав человека в России?». Ответ аргументируйте и приведите примеры. Каждая команда выбирает проблему по одной из групп прав (личных, политических, экономических, социальных, культурных).
1 поколение | 2 поколение | 3 поколение |
Приложение №5
Самооценка работы в малой группе обучающихся[[3]]
Поставить значок (например, крестик) в соответствующей графе, отмечая, как работала команда
Показатели | Всегда | Обычно | Иногда | Никогда |
1. Мы проверяли, все ли участники команды понимают, что нужно сделать. | ||||
2. Мы отвечали на вопросы, давая объяснения, когда это было необходимо. | ||||
3. Мы выясняли то, что было нам непонятно. | ||||
4. Мы помогали друг другу, с тем, чтобы все могли понять и применить на практике ту информацию, которую мы получили. |
Подписи членов группы: ____________________________________________
Приложение №6
Оценка работы малой группы родителями[[4]]
Родители (законные представители) объединяются в команды по 3-4 человека. Им раздаются листы оценивая команд и предлагается оценить работу каждой группы.
Поставить значок (например, крестик) в соответствующей графе, отмечая, как работала команда
Показатели Команда _______________ |
Всегда | Обычно | Иногда | Никогда |
1. Участники команды понимали, что нужно сделать. | ||||
2. Участники отвечали на вопросы, давая объяснения, когда это было необходимо. | ||||
3. Участники выясняли то, что было им непонятно. | ||||
4. Участники помогали друг другу, с тем, чтобы все могли понять и применить на практике ту информацию, которую они получили получили. |
Подписи членов группы: ____________________________________________
Список литературы
1. Гутников А. Б. , Пронькин В. Н. , Элиасберг Н. И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для преподавателя: Учебно-методическое пособие. – СПб. : Изд-во
С. -Петерб. ин-та права им. Принца П. Г. Ольденбургского, 2001.
2. Пронькин В. Н. Живое право. Интерактивный курс практического права. Книга для преподавателя к т. 1 – СПб. : Изд-во С. -Петерб. ин-та права им. Принца П. Г. Ольденбургского, 2001.
3. Пронькин В. Н. , Гутников А. Б. , Живое право. Книга для ученика. Т. 1: Учеб. пособие для 8-11 кл. – СПб. : Изд-во С. -Петерб. ин-та права им. Принца П. Г. Ольденбургского, 2001.
4. Григорий Остер. Вредные советы. Как пережить трудное детство. – Москва: Изд-во АСТ, 2009.
И. М. Копылова, ГБОУ школа №580 Приморского района Санкт-Петербурга
[1] Гутников А. Б. , Пронькин В. Н. , Элиасберг Н. И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для преподавателя: Учебно-методическое пособие. – СПб. : Изд-во С. -Петерб. ин-та права им. Принца П. Г. Ольденбургского, 2001. , стр. 190,191.
[2] Пронькин В. Н. , Гутников А. Б. , Живое право. Книга для ученика. Т. 1: Учеб. пособие для 8-11 кл. – СПб. : Изд-во С. -Петерб. ин-та права им. Принца П. Г. Ольденбургского, 2001. , стр. 459.
[3] Гутников А. Б. , Пронькин В. Н. , Элиасберг Н. И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для преподавателя: Учебно-методическое пособие. – СПб. : Изд-во С. -Петерб. ин-та права им. Принца П. Г. Ольденбургского, 2001. , стр. 102.
[4] Гутников А. Б. , Пронькин В. Н. , Элиасберг Н. И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для преподавателя: Учебно-методическое пособие. – СПб. : Изд-во С. -Петерб. ин-та права им. Принца П. Г. Ольденбургского, 2001. , стр. 102.