Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Публикация статей в журналах ВАК

Уважаемые авторы!

Идет прием статей для бесплатной публикации в журнале из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура.

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены
в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

В мультидисциплинарных журналах возможна бесплатная публикация по всем другим направлениям.

Максимально оперативно отвечаем на все возникающие вопросы. Гарантируем индивидуальный подход к каждому.

Тема: Право и личность. Открытое мероприятие для обучающихся и родителей

Тема: Право и личность. Открытое мероприятие для обучающихся и родителей

Учебно-методическое обеспечение:

1. Ведущая технология: игровая.

2. Методы организации образовательного процесса, используемые на уроке:

§ организация занятия: наглядный, практический;

§ уровень развития обучающихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;

§ форма организации деятельности обучающихся: коллективно-групповая.

3. Приемы организации образовательного процесса, используемые на уроке:

§ игра;

§ решение проблемных ситуаций;

§ устное изложение;

§ ответы на вопросы;

§ работа с таблицей;

§ наблюдение.

Цель занятия: систематизировать и проконтролировать качество знаний обучающихся о правах и обязанностях человека и гражданина.

Задачи занятия:

Образовательные:

§ закрепление и обобщение у обучающихся практико-ориентированных и актуальных правовых знаний, умений и навыков о правах, обязанностях и ответственности человека и гражданина.

Развивающие:

§ организация практической деятельности, способствующей накоплению опыта правомерного и социально активного поведения по реализации и защите своих прав;

§ организация практической деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений и навыков, актуальных в общественной жизни;

§ организация практической деятельности, способствующей развитию творческого потенциала участников, умению применять знания и решать стандартные задачи на практике;

§ организация практической деятельности, способствующей развитию умения публично выступать, высказывать и аргументировать свою позицию;

§ организация практической деятельности, способствующей развитию умения свободно оперировать понятиями и терминами темы, объяснять их значение.

Воспитательные:

§ воспитание у обучающихся гражданской позиции, уважения к закону, самостоятельности и ответственности;

§ воспитание у обучающихся уважения к правам других людей, позитивных нравственно-правовых ориентиров и установок.

Форма занятия: правовая игра.

Рекомендации по проведению занятия:

§ Обучающиеся объединяются в команды по своему выбору за неделю до проведения урока, придумывают название.

§ педагог дает опережающее творческое домашнее задание, предлагая самим обучающимся выбрать форму выполнения задания из предложенных: презентация, синквейн, стихотворение, плакат, коллаж, политическая реклама или придуманных самими обучающимися. Предлагает выбрать тему: «Защити права ребенка», «Взаимосвязь прав и обязанностей», «Нарушение прав ребенка в художественной литературе для детей», «Наши права и обязанности», своя тема, связанная с правами и обязанностями.

§ педагог готовит дидактический материал, выбирает способы оценивания работы обучающихся на занятии, оценивания обучающимися собственного участия в работе малой группы, необходимое оборудование, класс, места для команд.

Оборудование:

§ Флаг Российской Федерации;

§ компьютер;

§ медиапроектор;

§ экран;

§ ватман;

§ маркеры;

§ таблица результатов;

§ жетоны с цифрой 1 для проведения викторины;

§ секундомер.

Дидактические материалы:

§ Конституция РФ;

§ раздаточный материал;

§ данные социологического опроса;

§ лист самооценки работы в малой группе.

Оформление доски:

§ плакат «ПОПС-формула»;

§ плакат «Правила работы в малых группах»;

§ таблица результатов.

План проведения занятия:

Этапы занятия

Временная организация (мин. )

1. Организационный момент

4

2. Проверка опережающего домашнего задания

6

3. Мотивация: блиц-опрос «Какие права нарушены?»

5

4. Повторение учебного материала: викторина «Права человека и гражданина»

10

5. Обобщение полученных ранее знаний путем решения проблемных заданий: «Юридическая консультация»

18

6. Результаты социологического исследования: «Права и обязанности обучающихся в нашей школе»

12

7. Закрепление изученного материала: составление таблицы «Три поколения прав человека».

23

8. Подведение итогов занятия

12

Ход занятия:

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Проводит обсуждение цели, задач, темы урока. Обращает внимание обучающихся на «Правила работы в малой группы» (на доске). Заносит в таблицу результатов названия команд, которые они себе выбрали.

Коллективное обсуждение цели, задач и темы урока.

2. Проверка опережающего домашнего задания

Командам предлагается представить творческую работу в течение 1 минуты. От 3 до 5 баллов.

Каждая команда представляет творческую работу, выполненную по заранее выбранной теме.

3. Мотивация: блиц-опрос «Какие права нарушены?»

Каждой команде предлагается решить проблему: «Какие права и обязанности нарушили герои стихо­творения «Вредные советы» Григория Остера?» (раздаточный материал, приложение №1). На обсуждение задания отводится 30 секунд, на ответ – 1 минута. 2 балла за правильный, обоснованный ответ.

Участники команд дают развернутые ответы.

4. Повторение учебного материала: викторина «Права человека и гражданина»

Объясняет правила проведения викторины. Каждая команда путем жребия выбирает №№ вопросов. На обсуждение ответа и его представление дается 30 секунд. За правильный ответ команда получает жетон стоимостью 1 балл (максимальное количество баллов – 18). Если команда не отвечает на вопрос, или дает неправильный ответ, другая команда может дать правильный ответ и получить дополнительный балл. Результаты заносятся в итоговую таблицу.

Представители команд по жребию определяют очередность и номера вопросов. Отвечают на вопросы викторины.

5. Обобщение полученных ранее знаний путем решения проблемных заданий: «Юридическая консультация»

Командам предлагается выбрать карточку и дать правовую оценку жизненной ситуации, изложенной в ней (раздаточный материал, приложение №2). Максимальное количество баллов – 5.

Проведение анализа ситуации в команде, работа с Конституцией РФ. Один из участников представляет результат работы своей команды.

6. Результаты социологического исследования «Права и обязанности обучающихся в нашей школе»

Командами был проведен социологический опрос «Соблюдаются ли права учащихся в нашей школе?» (анкета, приложение №3). Три команды проводили опрос в своей группе респондентов (ученики, учителя, родители). Четвертая команда составила сравнительную таблицу, используя данные социологического вопроса, проведенными в 2011 году участниками объединения «Живое право» и данные опроса, проведенные командами в этом году.

Каждая команда получает 3 балла за проведение социологического опроса.

Предоставляет слово каждой команде для выступления по 3 минуты.

Напоминает об уважительном отношении к мнению друг друга.

Команды представляют и анализируют результаты сравнитель­ного социологического исследования ситуации с положением осуществления прав обучающихся в школе №580 и выполнением ими обязанностей.

7. Закрепление изученного материала: составление таблицы «Три поколения прав человека».

Каждой команде предлагается выполнить задание по составлению таблицы «Три поколения прав человека» (приложение №4), оформив ее на листе ватмана, и разместить на демонстрационной стене. После заполнения таблицы представитель команды отвечает на поставленный в задании вопрос. На работу с заданием отводится 15 минут. На представление работы – 2 минуты. Команды получают от 1 до 3 баллов.

Заполнение таблицы «Три поколения прав человека». Команды размещают таблицы на стене и отвечают на вопрос задания, выбрав группу прав по жребию (личные, политические, экономические, социальные).

8. Подведение итогов урока

Участникам команд предлагается заполнить лист самооценки (приложение №5) работы в малой группе – 3 минуты на заполнение анкеты, 10 секунд каждой команде для анализа работы команды на уроке. Родителям предлагается заполнить листы оценивания работы команд.

Вручение дипломов командам и сертификатов участника открытого урока каждому обучающемуся.

Команды заполняют лист оценивания и анализируют работу на уроке.

Родители представляют результаты оценивания работы команд.

Представитель команды получает Диплом и сертификаты для всех участников.

Приложение №1

1 команда

Блиц-опрос «Какое право нарушено?»

Ответить на вопрос: «Какие права и обязанности нарушил герой стихотворения «Вредные советы» Григория Остера?»

Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса,

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

А могучими руками,

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.

2 команда

Блиц-опрос «Какое право нарушено?»

Ответить на вопрос: «Какие права и обязанности нарушил герой стихотворения «Вредные советы» Григория Остера?»

Если вы собрались другу

Рассказать свою беду,

Брать за пуговицу друга

Бесполезно – убежит,

И на память вам оставит

Эту пуговицу друг.

Лучше дать ему подножку,

На пол бросить, сверху сесть

И тогда уже подробно

Рассказать свою беду.

3 команда

Блиц-опрос «Какое право нарушено?»

Ответить на вопрос: «Какие права и обязанности нарушил герой стихотворения «Вредные советы» Григория Остера?»

Если вы еще не твердо

В жизни выбрали дорогу

И не знаете, с чего бы

Трудовой свой путь начать,

Бейте лампочки в подъездах –

Люди скажут вам "спасибо".

Вы поможете народу

Электричество беречь.

4 команда

Блиц-опрос «Какое право нарушено?»

Ответить на вопрос: «Какие права и обязанности нарушил герой стихотворения «Вредные советы» Григория Остера?»

Не бери чужое, если

На тебя глядят чужие.

Пусть они глаза закроют

Или выйдут на часок.

А своих чего бояться!

Про своих свои не скажут.

Пусть глядят. Хватай чужое

И тащи его к своим.

Приложение №2

Проблемные задания «Юридическая консультация»[[1]]

Юридическая задача№1

Старшеклассник пропускает уроки по некоторым предметам, которые, как он считает, не пригодятся ему в жизни. Родители наказывают его за это, учителя ссылаются на необходимость выполнения государственного стандарта по всем предметам.

Вопросы:

1. Кто участники этой ситуации? О каких фактах нам известно из описания ситуации (т. е. что произошло)?

2. Каковы права участников этой ситуации? Каковы их обязанности? Кто нарушает права? Кто не выполняет обязанности?

3. Найдите в Конституции РФ описание соответствующих прав и обязанностей. Какие конституционные права используют или нарушают участники ситуации? Какие конституционные обязанности исполняют или не исполняют участники ситуации?

4. Подготовьте выступление на 2 минуты со ссылкой на Конституцию РФ: нарушение каких прав и обязанностей выявлено в ситуации.

Ответ аргументируйте.

Юридическая задача №2

Один школьник постоянно дразнил и обзывал одноклассницу, в конце концов, она ударила его по голове толстым учебником.

Вопросы:

1. Кто участники этой ситуации? О каких фактах нам известно из описания ситуации (т. е. что произошло)?

2. Каковы права участников этой ситуации? Каковы их обязанности? Кто нарушает права? Кто не выполняет обязанности?

3. Найдите в Конституции РФ описание соответствующих прав и обязанностей. Какие конституционные права используют или нарушают участники ситуации? Какие конституционные обязанности исполняют или не исполняют участники ситуации?

4. Подготовьте выступление на 2 минуты со ссылкой на Конституцию РФ: нарушение каких прав и обязанностей выявлено в ситуации.

Ответ аргументируйте.

Юридическая задача №3

В ответ на полученную двойку ученик нагрубил учителю, обвинил его в пристрастности и пригрозил ему неприятностями со стороны влиятельных родителей.

Вопросы:

1. Кто участники этой ситуации? О каких фактах нам известно из описания ситуации (т. е. что произошло)?

2. Каковы права участников этой ситуации? Каковы их обязанности? Кто нарушает права? Кто не выполняет обязанности?

3. Найдите в Конституции РФ описание соответствующих прав и обязанностей. Какие конституционные права используют или нарушают участники ситуации? Какие конституционные обязанности исполняют или не исполняют участники ситуации?

4. Подготовьте выступление на 2 минуты со ссылкой на Конституцию РФ: нарушение каких прав и обязанностей выявлено в ситуации.

Ответ аргументируйте.

Юридическая задача №4

Учитель отобрал и прочитал вслух записку, переданную одним школьником другому на уроке.

Вопросы:

1. Кто участники этой ситуации? О каких фактах нам известно из описания ситуации (т. е. что произошло)?

2. Каковы права участников этой ситуации? Каковы их обязанности? Кто нарушает права? Кто не выполняет обязанности?

3. Найдите в Конституции РФ описание соответствующих прав и обязанностей. Какие конституционные права используют или нарушают участники ситуации? Какие конституционные обязанности исполняют или не исполняют участники ситуации?

4. Подготовьте выступление на 2 минуты со ссылкой на Конституцию РФ: нарушение каких прав и обязанностей выявлено в ситуации.

Ответ аргументируйте.

Приложение №3

Анкета социологического опроса[[2]] «Права и обязанности обучающихся в нашей школе»

1. Как Вы считаете, что важнее – исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?

1. Исполнять свои обязанности

2. Требовать исполнения своих прав.

3. И то и другое одинаково важно.

4. Другое (впишите, что именно) ____________________________

2. Как Вы считаете, исполняются ли обязанности обучающимися в нашей школе?

1. Исполняются всегда или почти всегда.

2. Чаще всего исполняются

3. Редко исполняются.

4. Не исполняются никогда или почти никогда

5. Затрудняюсь ответить.

3. Соблюдаются ли права подростков в нашей школе?

1. Соблюдаются всегда или почти всегда.

2. Чаще всего соблюдаются.

3. Редко соблюдаются.

4. Не соблюдаются почти никогда.

5. Затрудняюсь ответить.

Приложение №4

Таблица «Три поколения прав человека»

Задание: Заполнить таблицу.

Ответить на вопрос: «В чем на ваш взгляд состоит главная проблема с осуществлением прав человека в России?». Ответ аргументируйте и приведите примеры. Каждая команда выбирает проблему по одной из групп прав (личных, политических, экономических, социальных, культурных).

1 поколение

2 поколение

3 поколение

Приложение №5

Самооценка работы в малой группе обучающихся[[3]]

Поставить значок (например, крестик) в соответствующей графе, отмечая, как работала команда

Показатели

Всегда

Обычно

Иногда

Никогда

1. Мы проверяли, все ли участники команды понимают, что нужно сделать.

2. Мы отвечали на вопросы, давая объяснения, когда это было необходимо.

3. Мы выясняли то, что было нам непонятно.

4. Мы помогали друг другу, с тем, чтобы все могли понять и применить на практике ту информацию, которую мы получили.

Подписи членов группы: ____________________________________________

Приложение №6

Оценка работы малой группы родителями[[4]]

Родители (законные представители) объединяются в команды по 3-4 человека. Им раздаются листы оценивая команд и предлагается оценить работу каждой группы.

Поставить значок (например, крестик) в соответствующей графе, отмечая, как работала команда

Показатели

Команда _______________

Всегда

Обычно

Иногда

Никогда

1. Участники команды понимали, что нужно сделать.

2. Участники отвечали на вопросы, давая объяснения, когда это было необходимо.

3. Участники выясняли то, что было им непонятно.

4. Участники помогали друг другу, с тем, чтобы все могли понять и применить на практике ту информацию, которую они получили получили.

Подписи членов группы: ____________________________________________

Список литературы

1. Гутников А. Б. , Пронькин В. Н. , Элиасберг Н. И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для преподавателя: Учебно-методическое пособие. – СПб. : Изд-во

С. -Петерб. ин-та права им. Принца П. Г. Ольденбургского, 2001.

2. Пронькин В. Н. Живое право. Интерактивный курс практического права. Книга для преподавателя к т. 1 – СПб. : Изд-во С. -Петерб. ин-та права им. Принца П. Г. Ольденбургского, 2001.

3. Пронькин В. Н. , Гутников А. Б. , Живое право. Книга для ученика. Т. 1: Учеб. пособие для 8-11 кл. – СПб. : Изд-во С. -Петерб. ин-та права им. Принца П. Г. Ольденбургского, 2001.

4. Григорий Остер. Вредные советы. Как пережить трудное детство. – Москва: Изд-во АСТ, 2009.

И. М. Копылова, ГБОУ школа №580 Приморского района Санкт-Петербурга



[1] Гутников А. Б. , Пронькин В. Н. , Элиасберг Н. И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для преподавателя: Учебно-методическое пособие. – СПб. : Изд-во С. -Петерб. ин-та права им. Принца П. Г. Ольденбургского, 2001. , стр. 190,191.

[2] Пронькин В. Н. , Гутников А. Б. , Живое право. Книга для ученика. Т. 1: Учеб. пособие для 8-11 кл. – СПб. : Изд-во С. -Петерб. ин-та права им. Принца П. Г. Ольденбургского, 2001. , стр. 459.

[3] Гутников А. Б. , Пронькин В. Н. , Элиасберг Н. И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для преподавателя: Учебно-методическое пособие. – СПб. : Изд-во С. -Петерб. ин-та права им. Принца П. Г. Ольденбургского, 2001. , стр. 102.

[4] Гутников А. Б. , Пронькин В. Н. , Элиасберг Н. И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для преподавателя: Учебно-методическое пособие. – СПб. : Изд-во С. -Петерб. ин-та права им. Принца П. Г. Ольденбургского, 2001. , стр. 102.