Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Развитие интереса к чтению

Развитие интереса к чтению

Значение хорошей книги в жизни человека вели­ко. Она помогает разбираться нам в сложных обстоя­тельствах жизни, учит нас уважать достоинство чело­века и правильней оценивать самих себя, она окрыля­ет ум и сердце чувством любви к Родине, к человеку. Являясь верным спутником в жизни человека, она учит жить и работать. Особенно велико значение лите­ратуры для детей. В книгах они найдут ответы на мно­гие интересующие их вопросы.

О значении книги для человека писал М. Горький (слова записаны на доске): «Любите книгу – источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать нас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить челове­ка, уважать его труд и сердечно любоваться прекрас­ными плодами его непрерывного великолепного тру­да».

Как организовать руководство чтением детей в се­мье, с чего начинать? В первую очередь родителям надо познакомиться с детской литературой. Ориентироваться в детской литературе родителям помогут списки книг для самостоятельного внеклассного чтения, имеющи­еся в программах для начальной школы.

Таким образом, все родители легко могут узнать, что, прежде всего, следует читать их детям, порядок, время и систему внеклассного чтения.

Родителям необходимо всячески содействовать чтению детей, контролировать своевременное прочитывание рекомендованных учителем книг. В связи с этим очень важно заботиться о том, чтобы у детей постоянно имелась литература для чтения, Полезно создавать личную библиотеку школьника, постепенно пополняя ее. Организацию таких библиотечек нужно начинать еще в дошкольный период жизни ребенка. Лучшим подарком для детей является книга.

Со второго полугодия первого класса ребенка следует записать в библиотеку, а затем время от времени заглядывать в нее, беседовать с библиотекарем о системе чтения своего ребенка, просматривать его читательский формуляр, который поможет выяснить картину чтения школьника. Однако важно не только то, что дети читают, но и то, как они читают. Полезно помнить слова великого русского педагога К. Д. Ушинского. Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело». Встречается много школьников, которые требуют «книгу потолще», читают на переменах, часто на уроках, дома за едой и в то время, когда следует готовить уроки. Они «проглатывают» десятки книг. Но когда побесе­дуешь с такими ребятами, то убеждаешься в том, что они очень мало что извлекли, поняли или запомнили из прочитанного. Такое поверхностное чтение нельзя допускать, так как оно не столько полезно, сколько вредно. Ну, а как же отцу или матери научить своих детей читать вдумчиво и внимательно?

Здесь нужно учитывать индивидуальные особенно­сти ученика. В семье следует организовать регулярное чтение вслух, беседовать о книге, как в процессе чте­ния, так и после него, рассматривать и обсуждать ил­люстрации, учить записывать краткое содержание про­читанного.

Чтение вслух

Для детей очень полезно, когда проводится систе­матическое чтение вслух, особенно, если кто-нибудь из родителей или других членов семьи может вырази­тельно читать. Такое чтение дает лучше понять содер­жание, понять красоту языка произведения. Дети об­ратят внимание не только на отдельные описания, но и с интересом прослушают описания природы, почув­ствуют ее красоту. В их поле зрения будут и характери­стики действующих лиц.

При самостоятельном же чтении многое может ос­таться незамеченным. Маленькие дети вместе с героя­ми радуются, смеются, плачут, негодуют. Они живут их жизнью. Регулярное чтение развивает речь, увели­чивает кругозор ребенка, является хорошей подготов­кой его к школе. Для чтения надо уметь отбирать по­нятные, интересные и полезные книги. Чтение вслух полезно не только дошкольникам, но и даже подрост­кам 5—7 классов. Слушая выразительное чтение, дети сами начинают читать лучше, приучаются пользовать­ся паузами, овладевают интонацией.

Многие родители придают большое значение вы­разительному чтению, считая, что именно оно пробуж­дает любовь к литературе.

Одна мама рассказывает: «Я много читала своему сыну и наблюдала, что те книги, которые ему читала вслух, он и его друзья с удовольствием потом перечи­тывали самостоятельно». Особенно нужно читать тем детям, которые мало и плохо читают, чтобы улучшить технику их чтения. В чтении вслух могут принимать участие не только свои дети, но их одноклассники, друзья.

Во многих семьях такие громкие чтения проводят­ся систематически несколько раз в неделю: по суббо­там, воскресеньям и другим свободным вечерам.

Беседа о прочитанной книге Вы прочитали книгу. Теперь очень полезно пого­ворить о ней, поделиться впечатлениями, обменяться мнениями. Коллективное обсуждение прочитанного расширяет кругозор и дает больше возможностей для самостоятельной творческой работы мысли. Характер бесед по прочитанному будет различен. С младшими школьниками – это беседа по содержанию. Хорошо будет, если чтение вслух и систематические беседы по прочитанному родители сделают семейной традицией. Одна мама рассказывает: «Если у нас дома новая интересная книга, сыновья готовят уроки по-деловому, не растягивая. Они знают – вечером будем читать вслух. После чая, когда вся семья в сборе, начинается чтение. Первым читает обычно тот, кто принес книгу, а потом продолжают все по очереди. Часто возникают споры, связанные с содержанием книги. И не всегда сразу можно найти на них ответы. Такие вопросы отклады­ваются до следующего чтения, причем отвечаем на них не только мы с мужем, но и сыновья».

Некоторые родители в своих беседах, там, где это уместно, используют живопись. В настоящее время издаются массовыми тиражами репродукции с картин классиков русской живописи. Рассматривание в семье картины в дополнение к прочитанному, еще более уси­ливает впечатление и расширяет кругозор детей.

Необходимо также поощрять и развивать у детей индивидуальные беседы о прочитанных книгах.

Читательский дневник (записи о прочитанном)

После беседы родителям надо приучать детей де­лать записи о прочитанном. Они способствуют созна­тельному чтению, развивают критическое мышление и самостоятельность: что нравится и что не нравится, и почему?

Для записей прочитанного надо вести читательс­кий дневник: название книги, фамилия автора, год и место издания. Ученик отмечает основную идею про­изведения и то, что ему понравилось или не понрави­лось. Записи ведутся свободно. Название книг и фа­милии авторов следует подчеркивать.

Читательский дневник время от времени следует перечитывать, вспоминая старое и внося новое. Что самое важное в записях в читательском дневнике? Са­мое важное – это мысли и чувства ученика, ведущего такой дневник. По такому дневнику можно просле­дить, как шло развитие школьника в умственном, нрав­ственном и эстетическом отношении, как формиро­вался его моральный облик, характер. Это интересно знать и самому ученику. Полученные из книг знания дети используют на уроках при ответах. Рассказы этих учеников более яркие, содержательные, интересные.

Выбор книг Родителям необходимо учить детей умению выби­рать книгу: обращать внимание на заглавие, на фами­лию автора, место и год издания, для кого написана, обращать внимание на предисловие. Кроме заглавия иногда бывает подзаголовок, который помогает понять содержание.

Интерес к сказкам Большое место во внеклассном чтении младших школьников занимают детские сказки. В сказках мно­го поучительного и познавательного материала. Слу­шая и читая их, дети усваивают, что такое добро и что такое зло, что такое хорошо и что такое плохо, они начинают больше любить правду и ненавидеть ложь и зло. Например, первоклассник, прослушав «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина сказал: «Старик мне больше понравился, старуха – совсем не понравилась, потому что все время старику не давала покоя». Семи­летняя Ира, после прочтения этой сказки, вся была во власти своего негодования против старухи (ей все мало) и решительно одобрила Пушкина за то, что поэт нака­зал ее за вздорность и привел снова к разбитому коры­ту, «чтобы она больше никого не выгоняла».

О гигиене чтения Если школьник читает запоем, забывает об уроках и отдыхе, то тут отцу или матери надо твердо настоять на ограничении чтения, ввести его в определенное русло так, чтобы оно не мешало приготовлению уроков, а также не отнимало время, отведенное на сон и развле­чения. Но запретить совсем читать или просить биб­лиотекаря не выдавать ему книги не следует – это бес­полезно. Встречаются семьи, когда дети привыкли чи­тать в постели, перед сном, иногда до 2—3 часов ночи. Нередко дети читают лежа и днем, валяясь на постели или диване. Это недопустимо, т. к. ухудшается зрение, нарушается нормальная продолжительность сна, пор­тится и книга, которую перегибают, мнут. Нельзя позволять детям читать во время еды. Ученик должен твер­до помнить, что читать можно в свободное время, сидя за чистым столом, предварительно вымыв руки. Си­деть надо в таком месте, где достаточно светло, чтобы тень от головы не ложилась на страницы, чтобы школь­ник не горбился и не наваливался грудью на стол, а сидел бы прямо, не подносил слишком близко текст к глазам (расстояние от текста книги до глаз для детей должно равняться 35—40 см).

О бережном отношении к книге Книги надо хранить на полках, а не бросать их куда попало. Бережное отношение надо развивать как к сво­ей, так и библиотечной книге. Книга ведь не только моя, она и наша. Полезно чаще подчеркивать школь­никам то, что мало кому приятно читать книгу рваную и грязную с недостающими страницами, вырванными иллюстрациями.

Необходимо добиться, чтобы дети ясно усвоили, что нельзя брать книгу грязными руками, загибать угол­ки страниц, нельзя класть в книгу ручку, карандаш или что-либо другое вместо закладки, т. к. от этого она рвет­ся. Во время чтения следует ее обертывать в бумагу, чтобы не пачкалась, недопустимо рисовать или писать не ней, класть на нее продукты во время еды.

Правильному обращению с книгами дети должны учиться у родителей. Дома дети не должны видеть раз­бросанных или растрепанных книг.

Учебному труду детей помогает также регулярное чтение детьми газет, журналов, слушание радио. По­этому и здесь необходимо вдумчивое руководство со стороны родителей. Регулярные занятия внеклассным чтением обеспечат успех в воспитании у детей ответ­ственного отношения к учению, которое является их первым общественным долгом перед родиной, будут способствовать развитию познавательных способнос­тей детей, формированию морально волевых качеств, необходимых российским детям.

Советы родителям

Пока ребенок мал, его нужно не только научить читать, но, главное, понимать прочитанное, использо­вать добытое в книгах для познания окружающей нас действительности.

Много надо приложить усилий, чтобы заставить ре­бенка полюбить книгу, но сделать это необходимо.

Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте детям вслух хорошую книгу. Это сильно обогатит ваше духовное общение.

А. И. Клычкова, МБОУ "СОШ №12", г. Новомосковск, Тульская область

Много надо приложить усилий, чтобы заставить ре­бенка полюбить книгу, но сделать это необходимо.

Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте детям вслух хорошую книгу. Это сильно обогатит ваше духовное общение.

А. И. Клычкова, МБОУ "СОШ №12", г. Новомосковск, Тульская область