«Портрет подростка» и его значение в формировании личности ребенка
«Портрет подростка» и его значение в формировании личности ребенка
Подростковый возраст – это период развития детей от 11-12 до 14-15 лет, отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности, бурного роста и глубокой перестройкой организма.
Подростковый возраст, особенно старший подростковый возраст (13-15 лет), – это возраст формирования нравственных убеждений, нравственных принципов, которыми он начинает руководствоваться в своем поведении.
Важное значение имеет поведение подростка в коллективе, егоо общественный опыт, в процессе которого подросток убеждается в справедливости и бесспорности усваиваемых им нравственных норм и в необходимости следовать им в повседневной жизни.
В тесной связи с формированием нравственных убеждений подростков складываются их нравственные идеалы. У подростка более младшего возраста в качестве идеала выступает образ какого-либо конкретного человека, в котором подросток видит воплощение мужества, смелости, находчивости, целеустремленности и других высоко ценимых им качеств. У подростков старшего возраста (14-15 лет) в качестве идеалов начинают выступать обобщенные образы как совокупность идеальных качеств.
В подростковом возрасте начинает также формироваться и развиваться самосознание, потребность в осознании и оценке своих личных качеств и в оценке морально-психологических качеств окружающих.
Формирование самосознания – один из важнейших моментов в развитии личности подростка. Потребность самосознания возникает из потребностей жизни и деятельности. большую роль в развитии самосознания подростка играют суждения других – оценка его личности и поведения родителями, учителями, мнение о нем со стороны ученического коллектива, которое особенно высоко ценится подростком (т. к. ведущей деятельностью в подросковом возрасте является общение со сверстниками).
В подростковом возрасте начинает развиваться критическое отношение к себе, но оно носит избирательный характер (в выполнении дом. заданий по отдельным дисциплинам, в поведении на уроках, перемене, во взаимоотношениях с товарищами, членами семьи). Критическое отношение, как правило, неустойчиво и носит часто словесный, малодейственный характер при отсутствии настойчивых попыток искоренить свои ошибки и недостатки, особенно если нет поддержки со стороны учителей и родителей.
Усложнение требований, которые предъявляются подростку в процессе его деятельности, развитие его самосознания, общий рост сознательного отношения к действительности приводят к появлению и приобретению у подростка (главным образом старшего) довольно заметного значения стремления к самовоспитанию – стремлению сознательно воздействовать на себя, формировать такие качества личности, которые он рассматривает как положительные, и преодолевать у себя отрицательные черты, бороться со своими недостатками.
Отрочество – период, когда подросток заново оценивает свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальности. Идентифицируясь со сверстниками, он чаще всего становится конформистом. Подростки, открывают в отрочестве глубины всего несовершенства и уходят в состояние психологического кризиса. Это тяжелые переживания, но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами, которые помогают ему пройти трудный путь становления личности.
Психические новообразования возраста несут с собой и трудности их становления:
1. Развитие самосознания, формирование самооценки – незрелая личность.
2. Интенсивное формирование характера – акцентуации характера.
3. Чувство взрослости – реакции эмансипации.
4. Интимно-личностное общение (ведущая деятельность) – реакции группирования.
5. Потребность в самоутверждении – патологические увлечения и хобби-реакции.
6. Потребность в активации и социально значимой деятельности – реакции компенсации, гиперкомпенсации.
7. Критическое мышление – негативизм и реакции отказа.
8. Любознательность и жажда проверки себя – побеги, бродяжничество, асоциальное поведение.
9. Повышенная эмоциональность – аффективное поведение, острая чувствительность к неудачам, агрессивность.
Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей:
– физиологических потребностей, запускающих физическую активность;
– потребность в безопасности, которая обеспечивается принадлежностью к группе;
– потребности в независимости и эмансипация от семьи;
– потребности в привязанности;
– потребности в успехе, проверке своих возможностей;
– потребности в самореализации и развитии собственного «Я».
А. И. Клычкова, МБОУ "СОШ №12", г. Новомосковск, Тульская область