Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Как помочь ребенку учиться

Как помочь ребенку учиться

В школьной практике довольно часто встречаются случаи, когда дети не хотят учиться, даже уже в начальных классах. Явных и скрытых причин для этого много: ведь учеба это большой труд, и если у ребенка несформирована волевая сфера, это вызывает много проблем в учебе, а если исчезает интерес к занятиям или как говорят психологи отсутствует у ребенка мотивация к учению, то вся учеба в школе теряет смысл для него. Но это особый случай. А чаще всего приходится наблюдать такую картину, когда ребята ничего не хотят делать, учебный материал у них, как правило, запущен до такой степени, что кратковременное усилие, на которое они оказываются иногда способные в конце четверти или в конце года под нажимом учителей и родителей, не может вывести их из возникшего тупика без нужного объема знаний, без нужного умения работать и главное, без желания научиться всему этому. Вот об этой скрытой и довольно распространенной причине нежелание учиться, которая кроется в неумении учиться, я поведу разговор с родителями.

Начнем с вопроса: справедлива ли аргументация родителей, полагающих, что всю помощь ребенку в учебе должна оказывать школа?

Конечно, надо признать, что у учителя есть и специальное образование, и педагогический опыт. Но зато учитель лишен некоторых возможностей, которыми располагают родители. Прежде всего, учитель ведет фронтальное обучение. У него 30 человек в классе, волей-неволей ему приходится ориентироваться на основную массу учащихся, и нескольких человек он вполне может упустить из виду. Даже если учитель заметил, что кто-то из ребят что-то не усвоил, что у ученика есть какие-то трудности, он не может махнуть рукой на весь класс, заняться одним-двумя учащимися. Но главное, чего лишен учитель – возможности контролировать текущий процесс: процесс приобретения знаний. Контроль за усвоением знаний, который осуществляет учитель, является типичным примером контроля по результату. Имея перед собой результат выученного дома школьниками урока, учитель его и оценивает. Он снижает оценку за незнание правила, за плохо написанные буквы, за нетвердо выученное стихотворение. Но при всем своем желании он ничего не может сказать о том, как проходил процесс усвоения знаний, и ничего не может здесь посоветовать. Для этого ему пришлось бы систематически посещать на дому всех своих учеников и наблюдать приготовление ими домашних уроков. Что, конечно, невозможно.

Кроме того, даже самые доброжелательные и внимательные учителя, готовые остаться лишний раз после уроков и лишний раз провести дополнительные занятия, все-таки не решают всей проблемы. Потому что те же ученики при изучении следующего раздела вновь встретят серьезные трудности в усвоении учебного материала и самостоятельно не справятся. И так все будет повторяться, пока проблемы в знаниях возникают из-за неумения учиться. Насколько рационально работает школьник над уроками, могут видеть только родители. Поэтому главная задача родителей – учить детей учиться самостоятельно.

Что же это за парадокс, когда ребенок посещает школу и не умет учиться?

Дело в том, что неумение учиться принадлежит к числу скрытых феноменов. Судить об этих явлениях приходится обычно по каким-то косвенным признакам. Например, слышать от ребенка жалобы на то, что не удалось ответить урок, который на кануне выучил по учебнику; что, по какому-то предмету, сколько ни учи, все равно не выучишь. Жалобы на то, что не понял, как именно отвечать на вопрос учителя, а когда вызвали другого ученика, и тот ответил, оказалось, что и он это хорошо знал. Приходиться слышать просто жалобы на неопределенные трудности, которые невозможно описать. Все подобные жалобы почти всегда являются симптомами трудностей, порождаемых неумением учиться. При этом сами ребята, как правило, не в состоянии осознать, в чем состоят эти трудности, не могут рассказать о них, обратиться за помощью. А родители чаще всего обвиняют детей в лени.

Попробуем теперь выяснить, почему возникает неумение учиться и почему оно не приводит к полной неспособности приобретать знания, а проявляется в больших затратах труда и времени. Для этого нам придется остановиться на некоторых понятиях современной педагогической психологии.

Если школьник приобретает знания ценой тяжелого, нерационально построенного труда, когда не остается времени ни на прогулки, ни на игры с товарищами, ни на кино, короче ни на что, кроме учебы, это приводит к трудно изживаемым ошибкам. Бессмысленно в этом случае прибегать к наказаниям. Безнадежно и другое средство, когда родители, видя, что ребенок плохо учится, находят единственный выход: увеличивать и увеличивать время занятий. Что приведет к переутомлению и неврозу у ребенка.

Задача в этих случаях состоит в том, чтобы правильно сформировать у школьника учебную деятельность, если она еще не сложилась, или перестроить ее, если она сформировалась с какими-то грубыми дефектами. Из чего складывается учебная деятельность?

Во-первых, это учебная задача – то есть задача научиться чему-то, чего человек сейчас не знает или не умеет.

Во-вторых, это учебные действия и приемы, то есть, как выполнить эту задачу.

Наконец, в-третьих, контроль и самооценка, без них ученик не знает, усвоил ли он то, что учил или нет.

Научить выделять и отличать ее от конкретного задания – вот с чего надо начинать формирование учебной деятельности прямо в 1 классе.

Вот пример. Детям на первых парах довольно трудно дается устный счет. Считать на палочках куда легче. Однако дети, которые умеют выделять учебную задачу – научиться считать в уме, стараются всегда решить пример так, как требует учитель, выполняя все операции во внутреннем плане, про себя. Ребенок же, который не выделяет учебной задачи и в каждом случае только выполняет предложенное учителем конкретное задание (узнать, сколько будет 6+2, 5-4 и так далее). Такой ребенок плохо понимает, почему надо обязательно проделывать все операции в уме, если это так трудно. А на палочках он найдет правильный ответ и легче и быстрей всех, да еще заслужит похвалу учителя. Но рано или поздно это кончается крахом. Сложность примеров возрастает, палочек не хватает, и считать их долго. А ребята, овладевшие приемами устного счета, далеко ушли вперед. Ученик перестает понимать, что происходит в классе. У него развивается так называемая интеллектуальная пассивность, которую взрослые нередко воспринимают, как врожденную неспособность к учению.

Существует много проверенных способов научить ребенка выделять учебную задачу – это коротенькие беседы родителей со школьником с целью поинтересоваться, что делали на уроке в школе. Если ребенок суть происходившего видит в том, что «писали на доске», решали задачу в тетради, считали на счетах и не может сказать, для чего это было нужно, значит, он учебной задачи не выделяет. И взрослому с помощью умелых вопросов можно натолкнуть его задуматься, зачем все это делалось. Учителя на завершении урока практикуют такой же прием, разбирая вопрос: «Чему мы научились на уроке?»

Если вы видите, что ваш ребенок интеллектуально пассивен, то необходимо, прежде всего, ликвидировать отставание в занятиях, помочь ребенку догнать товарищей по классу. Например, в том же устном счете, поиграйте с ним дома в магазин, чтобы ребенок научился вычислять в уме, правильно расплачиваться, получить сдачу и так далее.

Неумение выделять учебную задачу и видеть весь смысл учения в необходимости выполнять конкретные домашние задание, по возможности проще и легче – это беда не только учеников 1-2 классов.

Ученик может знать конкретный материал о восстаниях рабов, захватнических войнах, развитии техники, науки и культуры в соответствующую эпоху, но не может назвать характерные черты рабовладельческого общества. При опросе на уроке это нередко приводит к следующему. Выслушав вопрос учителя, и не понимая, что надо отвечать, школьник заявляет: «Не знаю». А затем, получив двойку, слушает ответ кого-то из товарищей и убеждается, что все это он тоже знает. Наиболее обидчивые из ребят переживают это как несправедливость к ним и начинают протестовать: «Я все знаю. Я не знал только, что про это надо рассказывать». А это как раз, рассмотренный нами случай – неумение выделить в материале предмет усвоения.

Как помочь ребенку? Взрослому совсем не нужно выделять предмет усвоения самому и показать ребенку в готовом виде. Но взрослый может показать способ, как это делать. Это, значит, найти действие, с помощью которого в изучаемом объекте выделяется нужная сторона. Иногда нужные действия подскажут вопросы, которые задает ребенок; иногда – упражнения и контрольные задания в учебнике. Заставить ребенка раз – другой ответить выученный урок, в другой форме. То есть взрослый должен дать не готовый материал, а способ, с помощью которого он достигается.

Итак, умение выделять учебную задачу и постоянно руководствоваться ею – это первое, чем должен овладеть ученик, чтобы уметь учиться.

Теперь мы поговорим об учебных приемах. Только овладение многими приемами поможет школьнику хорошо учиться, и наоборот незнание их приведет к неуспехам в учебе. Вы наблюдали, как ваш первоклассник выполнял задания по письму: последние буквы в строчке были каракули, а достаточно было подсказать простейший прием работы: когда пишешь буквы, всякий раз смотри на букву, написанную учительницей, а не на свои. Некоторые дети испытывают трудности в заучивании стихотворений, всякий раз повторяя новые четверостишья с первым. Во время заучивания стихотворений нельзя делать пауз, отвлекаться на другое.

Рассмотрим некоторые, наиболее употребительные приемы активной умственной обработки материала:

1. Дословное заучивание, – то есть многократное чтение и воспроизведение материала – этот прием хорош только для точного заучивания стихотворений, таблицы умножения, теорем, формул, формулировки основных законов и так далее.

2. Смысловая группировка – умение разбить текст на отдельные смысловые части. Здесь взрослый на каждом выбранном тексте должен показывать ребенку, какая общая мысль содержится в объединенных вместе фразах, добиваясь, чтобы он увидел, что хотя в каждой их них говорится про разное, но вместе они описывают какое-то одно явление или развивают одну мысль. Так взрослый постепенно подводит его к умению расчленять текст на отдельные смысловые куски. И дети довольно рано понимают, что выучить заданный на дом материал легче, если разбить его на части и учить по частям (но не равные части, а на смысловые).

3. Обозначение смысловой группировки – закрепление выделенных смысловых частей, придумывая названия для них, научить школьника указывать в названии то общее, что характерно для всех фраз данной части. Взрослый может делать подсказки, предложив ребенку на выбор 2-3 заглавия. Пусть школьник подумает, сравнит их, и сам решит, какое одно из них лучше. А сгруппировать названия всех частей текста, школьник по сути дела составляет план для пересказа.

4. Смысловые опорные пункты – использование этого приема заключается в выделении в процессе чтения тех ключевых слов, которые сильнее врезаются в память по сравнению с другими. Закрепившись в памяти, такие слова (или отдельные фразы) делаются опорными пунктами, припомнив которые человек затем легко вспоминает все содержание соответствующего отрывка.

5. Структурная схема материала – это логическое построение схемы пересказа материала по смысловым опорам. Причем у каждого она своя, только ему понятная, в зависимости от того, каким смыслом он наделяет выделенный им опорный пункт. Ясно, что удерживать в памяти такие схемы намного проще и легче, чем весь рассказ в той последовательности, как он дается в книге. Это гарантирует школьнику, что в своем ответе он не упустит нечего существенного. И напротив, ученик, который подобными схемами не пользуется, а старается запомнить материал максимально близко к оригиналу, нередко пропускает что-то существенное. За счет легкой ориентации в структурной схеме, такой школьник свободно владеет материалом, его не собьют с толку вопросы учителя во время изложения материала, потому что не держит в голове заученные фразы, а свободно ориентируется своими словами, держа в голове схему.

6. Прием соотнесения – может использоваться для установления связи изучаемого материала с уже имеющимися знаниями и для того, чтобы установить связь между разными частями нового материала. В результате такой связи образуется структура, легко воспроизводимая как единое целое. А если у ученика небольшой запас знаний, большие пробелы, то соотносить куски информации в единое целое ему невозможно.

Всем этим рациональным приемам учения необходимо научить школьника. И тогда вся его работа по подготовки домашнего задания будет выглядеть так:

1) прочитать материал (текст) и приступить к его умственной обработке;

2) разбить на смысловые части;

3) озаглавить каждую;

4) выделить в них смысловые опорные пункты;

5) свести их вместе в логическую опорную схему материала;

6) воспроизвести в слух материал.

Когда у ребенка вырабатывается такой навык, он сможет анализировать текст одновременно с его чтением, как умеют делать многие старшеклассники, не проводя отдельно каждый этап работы.

А теперь несколько практических советов для лучшего запоминания:

1. Сколько-нибудь расчлененный материал повторять не только подряд, но и вразбивку.

2. Повторять, пытаясь вспомнить выученное, не только во время подготовки уроков, но и в других самых разнообразных ситуациях – по дороге в школу, утром во время умывания и так далее.

3. Для точного запоминания очень полезно придумывание собственных примеров на какое-то правило, на использование формулы, иностранного слова.

4. Очень эффективно использовать мнемонические приемы, – то есть ассоциации, сравнения. Например: чтобы запомнить последовательность цветов спектра по начальным буквам слов – заучивают рифмовку: "каждый охотник желает знать, где сидит фазан», или последовательность падежей: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку».

5. И, наконец, главный совет: прежде, чем учить ребенка приемам активной умственной работы над материалом – нужно добиться беглого чтения, чтобы техника чтения не вызывала у него трудностей, а было оттренировано до автоматизма, и процесс чтения не отвлекал сознание.

Учить этим приемам учения нужно уже в начальной школе, а к 5 классу школьник должен владеть ими свободно.

Для успешной учебы не менее важна и правильна организация ее.

Сюда относится и правильный режим работы:

1. Оборудование места для занятий.

2. Четкое установление времени для уроков. Специально проведенные исследования показали, что у школьников, имеющих фиксированное время для занятий, к соответствующему часу возникает состояние особой предрасположенности к умственной работе. У них появляется отчетливое ощущение: «Пора браться за уроки» и период втягивания в работу проходит быстро.

3. Не должно быть посторонних помех (предметов, звуков).

4. Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как важному и серьезному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. Правильно поступают те родители, которые дают понять ребенку, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами, которыми заняты взрослые.

Если все это соблюдать, то откуда может взяться устойчивое нежелание учиться. Для него просто не остается почвы.

Итак, мы пришли к выводу о том, как важно формировать у школьников умение учиться для того, чтобы избежать такой беды, как нежелание учиться. Психологическая природа этих явлений такова, что школа обладает довольно ограниченными возможностями для их профилактики и для борьбы с ними. И в то же время родители имеют для этого самые благоприятные возможности. Однако чтобы действовать осмысленно, родители должны быть знакомы с некоторыми азами психологической грамотности.

1. Скрытая причина нежелания учиться в неумении учиться.

2. Ограниченные возможности учителя проследить процесс приобретения знаний.

3. Парадокс неумения учиться – симптомы – жалобы учащегося «не могу ответить выученный урок, не понимаю вопроса учителя, не понятно, что трудно, долгое засиживание за уроками».

4. Задача – правильно сформировать учебную деятельность:

– выделять учебную задачу;

– владеть учебными приемами;

– контроль, самооценка.

5. Выделение учебной задачи:

– отличать ее от конкретного задания;

– беседа с ребенком, что делали на уроке, чему научились;

– взрослый помогает с помощью вопросов задуматься ребенку, для чего нужны упражнения, чтобы уметь что-то делать;

– при интеллектуальной пассивности ликвидировать пробелы в знаниях;

– взрослый показывает способ усвоения знаний, а не дает их в готовом виде.

6. Учебные приемы умственной обработки материала:

– дословное заучивание;

– смысловая группировка;

– обозначение смысловой группировки (план);

– смысловые опорные пункты;

– структурная схема материала;

– соотнесение отдельных знаний в целое.

7. Приемы запоминания:

– делить материал на части, повторять вразбивку;

– повторять выученное в разных ситуациях;

– придумывать свои примеры;

– мнемонические приемы;

– добиться беглого чтения.

8. Рациональная организация учебы:

– режим, в 15-16 часов – уроки, в одно время

– 20 минут и перерыв, начинать с легких (до 1 часа).

А. И. Клычкова, МБОУ "СОШ №12", г. Новомосковск, Тульская область