Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Жесткость взрослых и детский суицид

Жесткость взрослых и детский суицид

Детский суицид в нашей стране приобретает размеры национальной трагедии. Исследования показывают, что главная причина этой беды – жестокость в отношениях родителей к детям, характерная даже для внешне благополучных семей. Анализируя ее истоки и особенности поведения детей, замысливших уйти из жизни, авторы, ученные-психологи, призывают взрослых, прежде всего родителей и учителей, всячески избегать конфликтов, подталкивающих подростков к трагическим решениям.

Самоубийство – это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Уровень подросткового суицида внутри страны на третьем месте среди причин смертельных случаев. Число этих трагедий уменьшается в периоды относительной стабилизации внутри государства и растет в периоды неопределенности. Однако прямой зависимости здесь нет.

«Суицид – это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта». Иными словами, непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников или друзей. Все это страшно воздействует на детей. Сфера их общения изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как еще повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок замысливает самоубийство. Суицид бывает и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.

Нарушение привычных жизненных условий далеко не всегда приводит к намерениям уйти из жизни. Важно, как индивид интерпретирует эти нарушения: как жизненный крах, безвыходную ситуацию, катастрофу, или только как эпизод в жизни. Решение зависит от желания сделать усилия и приспособиться или что-то изменить и продолжать жить.

Многое связано с личностными качествами. Какие черты личности способствуют суицидальному поведению? К ним относятся: ранимость, инфантильность, острота переживаний, склонность к самоанализу, застенчивость, рефлексивность, недостаток самоконтроля, импульсивность, неконфортность, неуверенность в себе, зависимость от окружающих, несформированность системы ценностей, впечатлительность, возбудимость, склонность к депрессии, эти качества облегчают формирование психического состояния, предрасполагающего к самоубийству.

Осторожнее! Затянувшийся конфликт!

Подростки чаще всего прибегают к демонстративному суициду, рассчитывая что их вовремя спасут. Объясняют его несчастной любовью, но действительная причина – уязвленное самолюбие, утрата ценного внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников. А, возможно, и необходимость выпутаться из серьезной ситуации, избежать наказания, вызвать сочувствие, заполучить репутацию исключительной личности. Суицид, совершаемый перед школой, может свидетельствовать о серьезном конфликте с учителями или администрацией. Иногда «игра со смертью» является шантажом, спровоцированным наказаниями, несправедливыми, по мнению подростка, и окрашена чувством мести, желанием доставить обидчику большие неприятности. Истинное суицидальное поведение обычно возникает в тех случаях, когда жизнь ударяет подростка по «слабым местам» и порождает мысли о неполноценности. Совершается суицид под влиянием цепи неудач, разочарований; последней каплей может стать ничтожный повод. Среди целого ряда мотивов один обязательно будет ведущим.

Знание общих закономерностей суицидального поведения способствует оказанию психотерапевтической помощи подросткам. Тем более необходимой, что в этом возрасте только в 10% случаев присутствует истинное желание уйти из жизни, а 90% – это «крик о помощи». Ребенок не понимает, что смерть необратима, и считает, что какое-то время его не будет, а потом он опять вернется. Характерная для подростков общая неустойчивость, повышенная самооценка, эгоцентризм снижают ценность жизни и в конфликтной ситуации создают предпосылки для суицида. Максимализм в оценках, неумение видеть последствия своих поступков, отсутствие жизненного опыта могут породить чувство отчаяния и одиночества. Тогда и незначительный конфликт может стать суицидоопасным. Всегда ли мы, взрослые, задумываемся об этом?

Подростковый возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что его можно считать «сплошным затянувшимся конфликтом». Подросток по-своему реагирует на происходящее, что связано прежде всего с его личностным самоутверждением. Это выражается в стремлении освободиться от опеки, контроля, покровительства взрослых и распространяется на установленные ими порядки, правила, законы и ценности. Почти инстинктивно он объединяется со сверстниками, главным образом, с целью общения. Самоутверждение и общение чрезвычайно важны для подростка. Блокирование этих потребностей может вызвать тяжелый внутренний конфликт – причину суицида. Особенность реакций в данном возрасте связана также с изменениями в сексуальной сфере.

Факторы семьи

Первый среди социально-психологических факторов самоубийств – семейная дезорганизация. А именно: отсутствие отца в раннем детстве, недостаточная привязанность матери к ребенку, неавторитетность или гиперавторитарность родителей, телесные наказания, разводы, сожительство, повторные браки, конфликты родителей, болезнь и смерть близких, асоциальное поведение кого-то из семьи.

Второй важный фактор – тип семьи. В интегрированной, сплоченной семье каждый неотделим от семейной группы. В дезинтегрированной – все обособлены. Суицидальное воздействие способна оказывать любая семья. Интегрированная может лишить ребенка чувства автономности, и потеря близкого человека или боязнь этой потери сделает жизнь ребенка невыносимой. В дезинтегрированной семье он может оказаться в одиночестве, поскольку у каждого родителя своя жизнь, свои проблемы. Дезинтегрированные семьи чаще выступают суицидальным фактором.

Гармоничные и дисгармоничные семьи различаются по психологическому и ценностному соответствию между членами. Если ценности не совпадают, а один навязывает всей семье свои нормы и стиль поведения, то возникают суицидоопасные ситуации. Возможны они и при появлении второго ребенка, первый тогда испытывает недостаток родительской любви.

Семьи корпоративные и альтруистические. В первых общение строится на договорных началах, на выполнении каждым своих функций. Суицид подростка здесь более возможен. В альтруистических семьях каждый считает себя ответственным за благополучие остальных, и суицид в них менее вероятен, а если встречается, то только жертвенный, во имя семьи.

Семьи открытые и закрытые. У первых связи с внешним миром многообразны и все время расширяются. В закрытых, напротив, ограничены, что суицидально более опасно.

Гибкие и консервативные семьи. Гибкие быстро адаптируются к внешним переменам, у консервативных такой способности нет. В них чаще всего случаются суициды. Подросток, вступая в конфликт с учителем, ждет помощи от родителей. Но консервативная семья обычно поддерживает не своего ребенка, а учителя. Оказавшись в изоляции, школьник может совершить самоубийство.

В авторитарной семье грубый нажим со стороны властного родителя может вызвать у подростка протест и привести к трагедии. В демократической семье решения принимаются сообща, и попытки суицида там редки. В «проблемных» семьях дети «заражаются» девиантным поведением, и опасность суицида в них выше. Но, конечно, семьи бывают обычно смешанного типа.

Ребенок может выступать в семье в роли «опекаемого» или «отвергаемого». У опекаемых обычно завышена самооценка, они считают себя очень значимыми. Такие дети беспомощны в любой психотравмирующей ситуации, она всегда кажется им безвыходной. Отвергаемые постоянно испытывают эмоциональное отталкивание со стороны взрослых и нередко страдают от одиночества. У наиболее ранимых складывается суицидальное поведение как способ обратить на себя внимание, отомстить обидчикам. Фактором такого поведения выступает и школьная дезадаптация – неуспешность в учебе, труде, в отношениях со сверстниками и учителями, особенно в средних классах. И чаще всего у подростков с низким интеллектом и выраженной сензитивностью. Однако школьные проблемы не являются основными причинами суицида. Все перечисленные проблемы часто обуславливают истинные суициды. В книге «»как быть родителями: о психологии родительской любви» А. С. Спиваковская выделила типы семей в зависимости от необдуманного воспитательного воздействия на детей. «Санаторий»: мелочная опека, жесткий контроль, защита от мнимых опасностей. В результате – чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, нервные срывы. Формируется повышенная чувствительность и раздражительность, усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность, появляется желание решительно изменить ситуацию.

«Крепость»: родители поступают подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это повышает неуверенность ребенка в себе, рождает безынициативность. Концентрируясь на своих внутренних переживаниях, он приходит к психологической самоизоляции, к трудностям в общении со сверстниками, постоянно живет в конфликте с собой. Нервная система перенапрягается, повышается риск невротических заболеваний.

«Третий лишний»: родители эмоционально преувеличивают значимость своих супружеских отношений, чем внушают ребенку чувство его неполноценности. Ребенок становится неуверенным в себе, безынициативным, мучительно переживает свою неполноценность, попадает в сильную зависимость от родителей и подчиненность. Опасается за их жизнь и здоровье, едва переносит разлуку с ними, с трудом контактирует с окружающими.

Анатомия жестокости

Для решения ребенка уйти из жизни немаловажны жестокость и пренебрежение родителей. Психологическая сущность жестокости состоит в насилии над потребностями, намерениями, чувствами, установками человека, в унижении его или в принуждении к действиям, противоречащим его устремлениям. Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место чуть ли не в половине семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т. д. , то практически каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости, давления и насилия со стороны родителей.

Исследования показали, что родители в основном недовольны тем, как дети учатся. За невыполнение домашнего задания 30,8% родителей ругают и даже могут избить ребенка. Половина родителей свою жестокость объясняют «стремлением воспитать», а 30% – «местью за то, что ребенок приносит огорчения, чего-то просит, требует».

У жестокости несколько истоков. Во-первых, многовековые традиции воспитания ремнем и поркой, отразившиеся даже в поговорках и пословицах: за одного битого двух небитых дают; ребенка надо сечь, пока поперек лавки лежит; больше тумаков – меньше дураков и т. д. многие родители и сейчас считают этот метод самым эффективным.

Во-вторых, культ жестокости, утвердившийся в обществе. Стрессовые состояния родителей часто превращаются во взрыв ненависти, обращенный к детям. Незащищенность ребенка от негативных социальных воздействий, в том числе от родительских, порождает в нем мысль о своей ненужности, препятствует адекватной самооценке, искажает его представления о поступках. Часто агрессия взрослых объясняется их невключенностью в круг интересов ребенка, внешним созерцанием его личности. Отсутствие желания понять, познать ребенка разделяет взрослых и детей. Подрастая, ребенок, как правило, все более отдаляется и теряет с ними эмоциональную связь. Четвертая причина – низкий уровень общественно-правовой культуры общества. Обычно ребенок у нас не субъект взаимодействия, а объект воздействия. Отсюда и бессилие родителей, неумение добиться позитивных воспитательных целей гуманными средствами.

Жестокость родителей простирается от безответственного отношения к безопасности детей, приводящего к случайным травмам и потере физического здоровья, до детоубийства. Типичными способами воспитания являются крик, подзатыльники; 45% родителей могут избить ребенка. Более трети отрицательно характеризуют его: плохой, неуспевающий, неаккуратный, приносит много забот и т. д. На вопрос, почему так оценивают, единодушно отвечают: мы воспитываем, пусть знает свои недостатки и стремится быть лучше. Около четверти детей были хоть однажды заперты в чулан, в темную комнату. «Ставили в угол» – это отмечают 46,8% детей и 13,3% родителей. По словам 22,3% детей, их «лишают еды, питья», «пугают, что выгонят из дома или отправят в детский дом».

Чаще всего дети страдают от родительских обид и оскорблений (43,9%). Они сыплются на них из-за неуспеваемости; из-за того, что задержались с друзьями; позже легли спать; из-за того, что родители ссорятся или пьяные. Здесь приведены лишь некоторые цифры исследования, но и они ярко свидетельствуют о множестве проблем во взаимоотношениях детей и их родителей. Жестоким отношением к детям отличаются и учителя: «меня учитель бил по рукам проволокой», «учительница больно схватила меня за ухо», «учитель физкультуры пнул меня в больное место», «учительница ткнула меня в бок указкой». Вследствие такого поведения взрослых ребенок становится трусливым, лживым, у него возникают комплексы вины и страхи, немотивированная агрессия. Его личность деформируется, он не может адекватно себя оценивать.

И. Ю. Шенцова, МОБУ СОШ №1 г. Лабинск, Краснодарский край