Родительское собрание в 6 классе на тему: «Я болею, я лежу, на уроки не хожу»
Родительское собрание в 6 классе на тему: «Я болею, я лежу, на уроки не хожу»
Пояснительная записка.
Тема собрания – отношение детей и взрослых к болезни и здоровью. В России простудные и простудно-инфекционные заболевания являются одними из самых распространенных. Сегодня мы поговорим о том, как справиться с этими недугами и предупредить их возникновение. А также попробовать проанализировать причины частых недугов у школьников. Какие психологические трудности испытывает ребенок и какие «преимущества» он хочет получить от заболевания. Следует попытаться определить те потребности, которые удовлетворяются с помощью плохого самочувствия, и постараться найти альтернативный путь решения проблемы. Кроме того, важно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он научился видеть выгоды не только от болезни, но и от здоровья. Ведь этих выгод неизмеримо больше!
Цель: объединить усилия школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников и формирование ценностного отношения к собственному здоровью.
Форма проведения: комбинированная.
Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, раздаточный материал, фломастеры, карандаши, бумага.
Ход собрания.
I. Сбор участников.
II. Вступительное слово учителя.
Все люди: и дети, и взрослые – время от времени болеют. Одни – реже, другие – чаще. Считается: этого никто не любит. Ведь болезнь ассоциируется с тревогой, печалью, страхом, страданиями, гневом. . . Это горькие лекарства и неприятные процедуры, запреты и ограничения.
В России простудные и простудно-инфекционные заболевания являются одними из самых распространенных. Сегодня мы поговорим о том, как справиться с этими недугами и предупредить их возникновение. (Слайды № 2,3)
III. Краткая характеристика простудных и простудно-инфекционных заболеваний.
Рассказ с использованием презентации (Слайды № 4 – 10)
IV. Творческое задание: попробуйте нарисовать «Древо профилактики» (10минут) (Слайд № 11).
Не забывайте, что очень часто иммунитет ослабевает из-за стресса, поэтому, как и многие другие болезни, ОРВИ и простуды очень часто поражают людей, переживших нервное потрясение. Так что, научитесь расслабляться, это поможет активизировать внутренние силы организма и иммунитет.
V. Вторичная выгода болезни. (Слайды № 12 – 15)
И, тем не менее, в психологии есть такое понятие, как вторичная выгода болезни. Неправильно было бы думать, что человек специально заболевает ради получения каких-либо «бонусов» (хотя и это тоже возможно). Речь, скорее всего, идет о том, что он сознательно или бессознательно использует те преимущества, которые может дать болезнь (или плохое самочувствие) в его конкретной ситуации.
Американский психолог Д. Липовски, исследователь отношения людей к болезни, отмечал, что состояние болезни может, например, помочь приспособиться к жизни или стать «великим разрешителем», который позволяет «жить, как захочется». По мнению ученого, важно уяснить, как человек воспринимает свой недуг, какие «привилегии» от него получает, и какие проблемы заболевание помогает ему «решить». Ведь если болеть по каким-то
причинам бывает выгодно или приятно, то человек может глубоко погружаться в болезнь, замыкаться в ней или даже делать ее смыслом своего существования. Конечно, есть и другие формы реагирования на болезнь. Она может восприниматься как препятствие, которое необходимо преодолеть, как враг, которого требуется победить, как наказание за прошлые грехи. … Эти варианты довольно разнообразны и зависят от многих факторов: характера и степени психологической зрелости личности, тяжести заболевания, возраста, социального и семейного статуса, выработанных в процессе жизни механизмов преодоления трудных ситуаций.
Какие же преимущества можно получить от болезни? Недуг может превратить человека в очень важную персону. Больной находится в центре внимания: все оставляют свои дела, подстраиваются под него, ухаживают за ним и стараются всячески облегчить его состояние. Он как будто снова превращается в маленького ребенка, которого все любят, жалеют и
исполняют его прихоти. Ему прощают капризы и освобождают от обязанностей. Для психологически незрелых людей такая ситуация может показаться весьма привлекательной. Они не торопятся выздоравливать и часто используют свою болезнь для того, чтобы и дальше получать заботу и внимание. Наверное, это самая распространенная вторичная выгода болезни, которую осознают и которой хотели бы пользоваться (хотя бы некоторое время) и дети и взрослые.
Болезнь может «помочь» человеку избежать ситуаций, снижающих его самооценку, и оказаться своеобразным «алиби». Например, наличие недуга может стать оправданием: «Если бы я хорошо себя чувствовал, то непременно достиг бы успеха в этом деле!». Так человек может снять с себя ответственность за неудачу и уйти от ситуаций, требующих
приложения усилий или связанных с принятием серьезных решений.
Не у всех людей организм реагирует на переживания появлением болезненных симптомов, иногда для достижения этой цели приходится предпринимать серьезные шаги. Чаще всего дети симулируют болезнь, порой, чтобы избежать неприятных ситуаций (обычно связанных с учебой), они готовы нанести вред своему здоровью.
Во все времена школьники обменивались между собой информацией о «проверенных» и «надежных» способах, помогающих быстро заболеть или хотя бы притвориться больным. Сегодня дети используют для этого не только личное общение, но и Интернет. Вот как они просят «помощи», делятся опытом и дают друг другу советы (увы, далеко не всегда безопасные)
– Помогите!!! Как заболеть??? Я не хочу завтра в школу! Мне нужен надежный способ!
– Надо покрошить в стакан кусочками лед и залить его холодной водой. А потом залпом выпить, пока лед не растаял! Лед будет выделять холод и простужать тебя изнутри!
– Мне тоже нужно срочно заболеть! Завтра контрольная!
−Лед я уже пил – не помогает, только горло немного красное! А температура не поднимается! Боюсь, что для врача этого мало! И т. д.
VI. Что делать родителям? (Слайд № 16)
Что же делать взрослым, которые обнаружили, что ребенок использует болезнь для приобретения «вторичных выгод»? В этом случае важно понять, какие психологические трудности испытывает ребенок и какие «преимущества» он хочет получить от заболевания.
Следует попытаться определить те потребности, которые удовлетворяются с помощью плохого самочувствия, и постараться найти альтернативный путь решения проблемы. Кроме того, важно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он научился видеть выгоды не только от болезни, но и от здоровья. Ведь этих выгод неизмеримо больше!
VII. Работа с текстом: (10минут) (Слайд № 17)
1. Выберите из доставшегося вам текста по 5 примеров, которые отвечают вашим запросам и желаниям. (Приложение № 1)
2. Обоснуйте свой вывод.
3. Изобразите свой выбор.
VIII. Обобщение: (Слайд № 18)
Выразите свое отношение к теме собрания при помощи СИНКВЕЙНА.
Спасибо всем за сотрудничество.
Список литературы.
1. Ольга Бакалова, Юлия Корчагина. Я болею, я лежу, на уроки не хожу, «Здоровье школьника», Издательский дом «Первое сентября», 2012, № 1, стр. 56
2. Светлана Смирнова. Почему он опять заболел? «Здоровье школьника» Издательский дом МЦФЭР, 2013, № 2, стр. 60
3. Эдуард Вайнер. Простудные и простудно-инфекционные заболевания. «Здоровье школьника», Издательский дом «Первое сентября», 2013, № 2, стр. 20
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Выгоды болезни 1. Можно не ходить в школу! 2. Можно не делать уроки! 3. Можно есть, лежа в кровати! 4. Не надо выполнять обязанности по дому (все делают родители, братья или сестры)! 5. Не нужно каждый день чистить и вешать школьную форму в шкаф! 6. Не надо носить тяжелый портфель! 7. Родители дают чай с лимоном! 8. Можно отдыхать в теплой, мягкой постели! 9. Можно целый день спать, а ночью смотреть телевизор! 10. Не надо рано вставать! 11. Можно долго болтать по телефону! 12. Можно пропустить контрольную! 13. Можно забыть про школьные проблемы и ссоры! 14. О тебе все заботятся! 15. Тебя все жалеют! 16. Можно слушать музыку, сколько хочется! 17. Можно долго спать! 18. Можно не ходить на курсы и в музыкальную школу! 19. Можно есть всякие вкусности! 20. Можно играть на компьютере и сидеть в Интернете! 21. После болезни можно не посещать уроки физкультуры! 22. В дневнике меньше двоек! 23. Можно играть с котом! 24. Можно просто отдохнуть! 25. Можно от души лениться и бездельничать! |
Преимущества здоровья 1. Можно гулять на улице! 2. Можно встречаться в школе с друзьями! 3. Можно бегать по лужам! 4. Можно купаться! 5. Можно играть в футбол! 6. Не нужно принимать лекарства! 7. Не надо сидеть на диете! 8. Можно ходить на уроки и становиться умнее! 9. Можно заниматься спортом! 10. Можно отмечать праздники! 11. Можно гулять под дождем и есть сосульки! 12. Можно ходить на тусовки! 13. Можно быть веселым! 14. Можно радовать родителей! 15. Можно играть в снежки! 16. Можно посещать концерты и дискотеки! 17. Можно поехать в лагерь и там найти новых друзей! 18. Можно хорошо себя чувствовать! 19. Можно легко двигаться! 20. Не надо сидеть в очередях в поликлинике! 21. У здорового человека лучше работает голова! 22. Можно получать хорошие отметки! 23. Можно дышать свежим воздухом на улице! 24. Можно ездить на экскурсии! 25. У здорового человека ничего не болит! 26. Можно делать любые дела, которые тебе интересны! 27. Можно ходить на рыбалку! 28. Можно чувствовать себя бодро и весело! 29. Можно кататься на велосипеде! 30. Можно ходить в гости! 31. Можно путешествовать! 32. Можно быть сильным и энергичным! 33. Можно выдержать все невзгоды и трудности! 34. Не надо тратить деньги на лекарства! 35. У здорового человека больше друзей! 36. У здорового человека хорошее настроение! 37. Здоровые люди дольше живут! 38. Можно быть счастливым! |
Т. В. Храброва, ГБОУ СОШ № 456, Санкт-Петербург