Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Опыт проведения родительских конференций. Связь семьи и школы

Педагог-психолог Яснова Александра Геннадьевна
Социальный педагог Дмитренко Лолита Ивановна
Лицей № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга

В ГОУ "Лицей № 395" г. Санкт-Петербурга активно ведется работа по организации мероприятий, направленных на укрепление связи между семьей и школой.

Известно, что “проблемные”, “трудные”, “непослушные” и “невозможные дети”, так же как дети “с комплексами”, “забитые” или “несчастные” всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Кроме того, существует очень важная закономерность, обнаруженная практическими психологами. Оказывается, что большинство родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Стиль родительского взаимодействия непроизвольно “записывается” в психике ребенка. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения большинство родителей воспитывает детей так, как воспитывали их.

“Со мной никто не возился, и ничего, вырос”, говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые, дружеские отношения.

Исходя из этого нами были поставлены следующие цели работы с родителями:

  • Укрепление связи между семьей и школой (привлечение родителей в школу для соотнесения приоритетов воспитания детей, поиска совместных решений в преодолении возможных трудностей).
  • Создание ситуации успешности для ребенка в школе при непосредственном внимании родителя.
  • Профилактика правонарушений среди детей и подростков.

В рамках этого направления мы проводим:

тематические активные родительские собрания (с рекомендациями психолога и социального педагога, сообщениями о психологических особенностях возраста и др.); анкетирование родителей на предмет оценки степени успешности прохождения адаптационного периода ребенка к школе, особенностей поведения дома и реакции на изменение нагрузки (при переходе из начальной школы в среднюю); анкетирование на предмет выяснения мнения родителей о качестве работы школы, уровне образования и удовлетворенности программами; а также для выяснения их пожеланий администрации, пед. коллективу и организации учебного процесса в целом; проведение традиционной игры “Дорога в 5-й класс”, в которую включены специально разработанные игры и конкурсы, направленные на активное взаимодействие “учительребенокродитель”; проведение спортивной игры “Папа, мама и я – спортивная семья”, целями которой стали не только укрепление связей между семьей и школой, но и активная пропаганда здорового стиля жизни; посвящение в “Ученики” первоклассников, в ходе которого принимаются торжественные обещания ученика, родителя, учителя. В период завершения адаптации первоклассников к школе это выполняет функции укрепления статуса ученика, активизирует активную позицию родителя, сплачивает родителей и педагогов в воспитании, обучении и развитии учащихся; проведение родительских конференций. Их девизом стали строки:

“Не осуждай, а огорчайся!
Не огорчайся, а объясняй!
Не объясняй, а покажи!
Не покажи, а сделай вместе!”

Цели конференций:

  • Просветительская работа среди родителей по воспитанию школьников;
  • Осознание необходимости постоянной работы родителей над собой в процессе воспитания и развития личности ребенка;
  • Укрепление связей “родительребенокшкола”.

Опыт проведения такой формы работы с родителями начался в нашем лицее в 1999 году в сотрудничестве с кандидатом психологических наук, докторантом РГПУ им. Герцена Л.Н.Бережновой и гимназией № 89. Тогда она была посвящена теме “Семья как фактор образовательной среды”.

Подготовка к конференции предусматривала собрание родительских активов двух параллелей и обсуждение в микрогруппах предложенных ситуаций с выделением конкретных вопросов, на которые родителям предлагалось ответить (бланки представлены в приложении № 1). Затем аналогичную работу проводили на поклассных собраниях, но в роли ведущих обсуждения выступали уже члены родительского актива.

Таким образом, каждый класс на параллели всё обсудив, принял определенное решение, с которым и вышел на конференцию. Ситуации, предложенные родителям, выступали как иллюстрация связи “родительребенокучитель”. Родители разрешали ее со своей позиции (в чем ошибка родителя и как нужно поступить ему в ней). После родительской конференции был проведен педагогический совет, где учителя в микрогруппах решали эти же ситуации с позиции учителя (в чем его возможная ошибка и как лучше поступить). Данная форма работы очень понравилась и родителям, и педагогам, было высказано много положительных откликов.

Продолжая интересный опыт, 13 апреля 2002 года была проведена следующая конференция “Поощрение и наказание как методы воспитательного воздействия” (на параллели 56-х классов).

Задачи:

  • Ознакомление с правами и обязанностями родителей по воспитанию и образованию детей (на основе Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Закона "Об образовании").
  • Ознакомление с возрастными особенностями подростков и их восприятием поощрений и наказаний.
  • Овладение новыми приемами развития самоуправления у детей и младших подростков.
  • Предупредить возможные ошибки родителей в процессе воспитания в преддверии наступления подросткового возраста.

К конференции был подготовлен выпуск школьной газеты “Вместе”, в котором представлено много полезной и интересной информации по теме. В ходе подготовки к конференции была проведена работа с родительскими активами классов, где родителям были предложены различные жизненные ситуации, с которыми им, возможно, придется или уже приходилось сталкиваться в воспитании детей, чтобы принять наиболее приемлемое решение, иметь возможность выслушать как можно больше точек зрения, посоветоваться друг с другом, обсудить. Были представлены ситуации для родителей 5-х классов, для родителей 6-х классов, один общий проблемный вопрос.

Работа велась в микроколлективах на представленных бланках по определенной схеме. В приложении № 2 представлены бланки для ответов, ситуации и обобщенные выводы, которые сделали родители, работая в микрогруппах. Затем аналогичную работу проводили на поклассных собраниях. Но в роли ведущих обсуждение выступали уже не психолог и социальный педагог, а члены родительского актива.

В ходе подготовки к конференции велась работа и с учащимися 56-х классов. На уроках социальной практики в течение нескольких недель обсуждалась тема “Моя семья”, где изучались такие вопросы, как история семьи, создание генеалогического дерева и герба своей семьи, вклад каждого члена семьи в ее духовное и материальное благополучие. Для учащихся 6-х классов предлагалось закончить следующее предложение, высказывая свое мнение (подпись была необязательна):

Какими бы ты хотел видеть своих родителей?

Примечательно и приятно, что в большинстве ответов после перечисления каких-либо положительных моментов, звучит мысль о том, что уже сейчас родители именно такие и своими отношениями с ними они довольны. Все детские работы были оформлены и представлены на конференции на больших плакатах.

На конференции выступали родители члены активов, выражая общее мнение родителей по обсуждаемым ситуациям. Для выступления с докладом “Поощрения и наказания” была приглашена преподаватель кафедры психологии Университета педагогического мастерства Клещунова Тамара Григорьевна, которая выступала перед родителями. Выступала и школьный психолог А.Г.Яснова , рассказав о возрастных особенностях подростков и их возможных реакциях в поведении. Слово было представлено и социальному педагогу Л.И.Дмитренко, которая пропагандировала учебные оздоравливающие игры, помогающие ребенку, у которого есть проблемы в обучении, общении с окружающим миром. Выступление называлось “Как помочь ребенку”, основывалось оно на материалах спецкурса кафедры соц. педагогики УПМ под руководством А.С.Валявского. В заключение учащиеся 56-х классов выступили перед родителями с номерами художественной самодеятельности.

При подведении итогов конференции родители высказывали свое мнение и отметили, что подобная работа с ними важна и необходима, т.к. многие “варятся в своем соку” и не имеют возможности столь подробно обсуждать возникающие проблемы. Так же родителями была предложена тема следующей конференции: “Воспитание волевых качеств у детей и подростков”, которую мы планировали провести в 2003 году.

Родительская конференция “Воспитание волевых качеств у школьников”
( 5 апреля 2003 года )

Задачи:

  • Овладение родителями некоторыми практическими приемами общения с ребенком.
  • Ознакомление с основными этапами формирования волевых качеств у школьников.
  • Предупредить возможные ошибки родителей в процессе воспитания в преддверии наступления подросткового возраста.

Чтобы воспитать волевые качества и сформировать самостоятельность у ребенка, необходимо создать определенные условия в непосредственном общении с ним.

При подготовке к конференции психолог и социальный педагог провели активные родительские собрания на параллели 3-х классов. На этот раз в обсуждении приняли участие не только родительские комитеты, как было в предыдущие годы, а все родители.

Выступление на собрании было составлено по книге Ю.Б.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?". М.: “ЧеРо” при участии Творческого центра “Сфера”.

Для лучшего восприятия информации в каждой микрогруппе родителей на столе был представлен Краткий конспект выступления. После каждого условия, которые мы выделили в нашем выступлении, родителям предлагалось выполнить небольшое практическое задание. Так, после обсуждения значения проявлений безусловного принятия ребенка каждому родителю было предложено вспомнить вчерашний или любой другой день и подсчитать, сколько за целый день они обратились к своему ребенку с эмоционально положительными высказываниями и сколько – с отрицательными. После выполнения сообщалось, что если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с проявлением безусловного принятия в общении у них не все так благополучно.

После обсуждения вопроса о формировании навыков самостоятельности у детей каждому родителю предлагалось сделать следующее: “Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линией пополам. Над левой частью напишите: “Сам”, над правой — “Вместе”. Перечислите в них те дела, которые ваш ребенок решает и делает сам, и те, в которых вы обычно участвуете. Затем посмотрите, что из колонки “Вместе” можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку “Сам”. Помните: каждое такое перемещение — важный шаг к взрослению вашего ребенка. Обязательно отметьте этот его успех.

Овладение навыками активного слушания происходило в форме группового обсуждения. После знакомства с примером каждая группа заполняла свои бланки с приведенными ситуациями, формулируя ответ родителей по правилам активного слушания. У нас в каждом классе было по 3 группы, в приложении № 3 представлен 1 из 3 бланков (они составлены на основе книги).

После обсуждения темы “Я-сообщений” следовало задание на том же бланке: “Выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает “Я-сообщению” (см. приложение № 3).

После завершения работы родители высказали свои впечатления, и, в большинстве своем такие техники в общении их заинтересовали. Было принято общее решение попробовать их применять.

Спустя месяц проводилась анкета среди родителей с целью выявить мнение родителей об успехах в применении предложенных форм общения. Результаты были проанализированы психологом, их обсуждение состоялось на следующем этапе работы по подготовке к конференции встрече с родительскими активами классов. После обмена мнениями о личных впечатлениях каждого и знакомства с результатами анкетирования были намечены выступления от каждого родительского актива.

В обсуждении темы воспитания волевых качеств нам показалось интересным узнать мнение самих детей о том, что они понимают под этим выражением. Третьеклассникам были заданы 4 вопроса, на которые они ответили исходя из своего собственного мнения:

  1. Что такое сила воли?
  2. Кто для тебя является образцом волевого человека (пример из жизни или литературы)?
  3. Как ты считаешь, тебя уже можно назвать человеком, у которого есть сила воли?
  4. Кто тебе может помочь в развитии воли?

Ответы ребят были самые разные, но все интересные, а порой и забавные. Часть из них мы опубликовали в выпуске школьной газеты “Вместе”, который был посвящен родительской конференции, а другая часть составила оформление большого плаката, который был представлен всем участникам конференции 5 апреля. Для участия в конференции были приглашены также и желающие родители 57 классов, данная форма работы им была знакома по прошлому году.

Программа конференции включала следующие выступления:

  • Краткое повторение основных условий для успешного общения, которые обсуждались на собрании 3-х классов (психолог А.Г.Яснова).
  • Выступление родителей по результатам применения новых методов общения с детьми.
  • Выступление социального педагога лицея Л.И.Дмитренко “Что нам мешает слушать ребенка”, об основных ошибках родителей в активном слушании ребенка.
  • Выступление педагога-психолога лицея А.Г.Ясновой "Как воспитывать волю у подростков" об основных правилах формирования волевых привычек и целеустремленности.
  • Выступление преподавателя кафедры психологии УПМ Клещуновой Тамары Григорьевны “Основные трудности в воспитании воли и как их избежать” (основные этапы воспитания воли у детей и подростков).

При подведении итогов конференции родители высказали свои мнения и подтвердили еще раз значимость подобной работы для них, а также предложили выпуск периодических печатных изданий – брошюр для большей эффективности и возможности ежедневного самосовершенствования как родителя.

Приложение 1

Бланки для коллективного обсуждения в микрогруппах

Причины возникновения конфликта: Как надо было решать педагогическую задачу необходимые действия родителей (выбор решения) Как быть? Как разрешить возникший конфликт?
1. Какова была цель родителей?    
2. Достигнута ли она?    
3. Типичные ошибки (родителей)    

Приложение 2

Ситуация, предложенная в качестве общего проблемного вопроса:

Является ли материальное вознаграждение методом воспитательного воздействия

положительное мнение

отрицательное мнение

Бланк для обсуждения ситуаций по классам:

возможные причины возникновения проблемы

возможные пути преодоления наказания (формы и методы) поощрения

   

5-е классы

Ситуация: У вас в доме пропала определенная сумма денег. Проанализировав ситуацию и поговорив со всеми взрослыми членами семьи, вы приходите к выводу, что это мог сделать только ребенок. Ваши действия по наиболее эффективному разрешению данной ситуации…

6-е классы

Ситуация: Ваш ребенок не убирает свои вещи, комнату…

Приложение 3.

Задание № 1.

Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графы “Чувства ребенка” и “Ваш ответ”. В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае, и ваш возможный ответ.

Ситуация и слова ребенка Чувства ребенка Ваш ответ
1.(Образец): “Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось.” Огорчение, обида Ты очень расстроилась, и было очень обидно
2. (Влетает в дверь): “Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!”    
3. (Старший сын маме): “Ты всегда ее защищаешь, говоришь “маленькая, маленькая”, а меня никогда не жалеешь.”    

Задание № 2.

Выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает “Я-сообщению”.

Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: “Сейчас”, и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова:

  1. Да сколько же раз тебе надо говорить!
  2. Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же!
  3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.
 

Метки: Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика