Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Работа с дошкольниками
  • Театрализованная деятельность – как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Театрализованная деятельность – как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Театрализованная деятельность – как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Актуальность темы и мотивация выбора. Проблема развития речи детей, серьёзно беспокоит всех тех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Несмотря на значительные усилия педагогов, эффективность специальных занятий в данном направлении не значительна. Не всегда в ходе занятий удается создать действенную мотивацию речи и обеспечить необходимую речевую активность. Как результат ребенок приходит в начальную школу с плохо развитой связной речью, у него начинаются проблемы в общении, в овладении школьной программой: дети не умеют интонационно оформить речь, и пересказать текст. Исследование, проведенное Г. А. Волковой по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo-peчeвyю деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание и т. д. ). Таким образом, характеристика средств формирования выразительности речи у детей имеющих нарушения развития достаточно велика. Занимаясь театральной деятельностью, дети с нарушениями речи могут самостоятельно анализировать основные характеристики звука, обеспечивать охрану голоса, улучшают звукопроизношение, учатся соотносить внутренний выбор коммуникативных воздействий с внешним выражением их в интонации, повышают эмоциональный интеллект, усиливают персональное влияние, узнают, как преодолевать волнение, убеждать и увлекать слушателей, поддерживать интерес аудитории, придавать яркость и энергичность речи, создавать индивидуальный образ выступления, контролировать поведение, стиль и тон общения в различных ситуациях. Проблемы выразительности речи ребенка являются серьезным препятствием для успешной адаптации его в обществе. Основные проблемы, противоречия, их обусловленность. В настоящее время недостаточное внимание уделяется формированию просодической стороны речи у детей с нарушениями в развитии. Проблема заключатся в необходимости определения влияния театрализованной деятельности на выразительность речи. В первую очередь это связано с общей загруженностью наших воспитателей и недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника. Театрализованная деятельность может быть своеобразным шагом интеграции в обществе и является эффективным средством развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста имеющих нарушения речи. Цель коррекционной работы заключалась в следующем: составить и апробировать комплекс упражнений, направленный на формирование навыков выразительности речи у дошкольников с нарушениями развития. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи: определить организационные формы работы, подобрать методы и приемы, специальные упражнения, с помощью которых может быть обеспечено повышение уровня сформированности навыков выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. развивать у детей речевые навыки: дикцию, эмоциональность, закреплять правильный лексический и грамматический строй речи, совершенствовать фонетические процессы. Механизм реализации идей. Для решения задач, направленных на формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, использованы театральные методики. При составлении комплекса упражнений, направленного на формирование у детей навыков выразительности речи мы использовали рекомендации Е. С. Анищенковой, Г. Г. Голубевой, И. А. Поваровой. Все отобранные упражнения предъявлялись дошкольникам с учетом выделенных нами направлений коррекционно – педагогической работы: 1. Развитие артикуляционной моторики. 2. Развитие правильного речевого дыхания. 3. Развитие темпа и ритма речи. 4. Развитие интонационной выразительности речи и эмпатии. 5. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти). Используем такие методы обучения: рассказ, этюды М. Чистяковой на выразительность жеста, выражения основных эмоций, пальчиковый тренинг, артикуляционная гимнастика, театрализованные игры, сказки и спектакли. В работе с детьми применялись следующие упражнения: «Поем песенку». На формирование длительного и плавного рече­вого выдоха. «Снежок». На формирование направленной воздушной струи. «Угадай, как надо делать». На формирование умения использовать различ­ные темповые характеристики как звуковое сред­ство выразительности собственной речи. «Сценический диалог». На развитие дифференциации различных видов интонации. «Далеко или близко?» На восприятие и определение силы голоса (ти­хий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз. «Три медведя». На восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при произнесении звуков, сло­гов, звукоподражаний, слов и фраз. Использование игровых приемов, выполнение заданий по образцу, подражанию с применением опорных картинок (иллюстраций) способствовало закреплению и совершенствованию знаний и умений, связанных с артикуляционными движениями. Кроме того, благодаря названным приемам осуществлялось формирование у дошкольников умения использовать усвоенные навыки в самостоятельной речи, пробуждает у детей любознательность и помогает вовлечь их в театрализованную игру. Диагностика. Для проведения обследования указанной категории дошкольников нами была использована диагностика уровня сформированности речевой деятельности ребенка (лингвистическое развитие ребенка) Лазаренко О. И. и Ястребовой А. В. Исследование уровня выразительности речи содержит следующие группы заданий: 1 – Обследование изменения темпа речи детей, 2 – Обследование и воспроизведение ритма речи, 3 – Обследование предпосылок использования силы голоса, 4 – Выявить умение детей, читая текст, использовать восклицательную, повествовательную, вопросительную интонацию, 5– Определить возможности ребенка изменять высоту голоса. По окончании проведения обследования детям присваивался один из 4 уровней владения выразительности речи: высокий, средний, ниже среднего, низкий. В разных заданиях эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок и использованной помощи. Результативность, перспективы развития. Благодаря разработанному и реализованному коррекционно-педагогическому подходу у детей отмечается позитивная динамика в формировании навыков выразительности речи. При установлении соответствия навыков детей тому или иному уровню мы опирались на методические рекомендации ведущих отечественных учёных в области логопедии: Лазаренко О. И. и Ястребовой А. В. Были выявлены следующее результаты. Большинство детей научилось интонировать, научились использовать силу и высоту своего голоса, правильному речевому дыханию, улучшилась артикуляция. Однако, у некоторых детей при воспроизведении ритмических рисунков возникали затруднения. Таким образом, в театрально – игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных и речевых процессов, эмоционально – личной сферы. Театрально – игровая деятельность способствует формированию выразительности речи и быстрейшей социализации детей, активизирует и развивает слухо – речевую память ребенка. Используемая литература1. Волкова, Л. С. , Шахновский С. Н. Логопедия/ Волкова, Л. С. , Шахновский С. Н. – М. : Владос 20032. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Выготский, Л. С. // Собр. соч. М. : 1986. 3. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников – С-Пб «Союз» 2000г. 4. Кожара Е. В. Выразительная речь С-Пб 2006г. 5. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях/ Миронова, С. А. – М. : Просвещение 1991. 6. Филичева, Т. Б. , Чевелева, Н. А. , Чиркина, Г. В. Основы логопеди/ Филичева, Т. Б. , Чевелева, Н. А. , Чиркина, Г. В – М. : Просвещение, 1989. 7. Ястребова А. В. , Лазаренко О. И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи Аркти, Москва, 2001 г.

Метки: Работа с дошкольниками