Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Детская проектная деятельность как метод обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников

Детская проектная деятельность как метод обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны». Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно – практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Самый эффективный способ обеспечения непосредственного участия детей в осуществлении экспериментов – это опыт. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Ребенок попадает в ситуацию поиска. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, устанавливают причинно – следственные связи, что является наиболее актуальным при ознакомлении дошкольников с окружающим миром. Важно, чтобы ребенок проводил собственные опыты. Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними. Поэтому во время проведения опыта важно привлекать ребенка к любой посильной ему деятельности, дать полную свободу действий, если ребенок может выполнить действие сам. Познавательная активность ребенка возрастает, его познавательные интересы распространяются на все и всех в его окружении. Ребенок все чаще задает вопросы: Почему? Где? Зачем? Кто? Как? Возникает способность обнаруживать проблему, ставить задачу, планировать свои действия, оценивать свою умелость или неумелость и находить точное, а иногда и нетривиальное решение вполне доступное детям дошкольного возраста. При этом решение задач включает в себя и детское проектирование, в котором в качестве решения выступает введение новой нормы: именно в ходе такой работы с детьми подготавливается способность ребенка оценивать результативность предпринятых действий. Самая важная особенность состоит в том, что в работе над проектом складывается иной тип взаимодействия воспитателя с ребенком. Здесь воспитатель не просто передает определенный тип информации, а формирует развивающую среду. Организация такой формы познавательной деятельности дает ребенку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе. Проект: «Как надуть воздушный шар?»Автор: Яшин Эрик, куратор Бузанова Резеда Рифкатовна Тип проекта: исследовательский, индивидуальный Возраст: 4 годаПродолжительность: краткосрочныйРаздел программы: «Ребенок и окружающий мир»Тема: «Свойства предметов»Тематическое поле: подготовка к праздникамПроблема: можно ли надуть шары разными способамиЦель проекта: найти новый необычный способ надувания шаров. Задачи: активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации ( вместе со взрослым)формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты)познакомить со свойствами и качествами предметов; Причина: сложность надувания воздушных шаров, Методы: Беседа с родственниками, собственные наблюдения, поиск информации в интернете и литературеОписание проекта: Однажды мы решили к празднику украсить группу шарами. Это было очень интересно, увлекательно, но совсем не просто. Тогда я задумался: «А можно ли надуть шары каким-нибудь другим способом?». Я обратился к родным. Папа предложил надуть насосом для надувания мячей. Этот способ показался мне легче, чем в саду. Дедушка предложил свой способ, надуть шар при помощи компрессора – это было забавно. Компрессор мы включили в сеть, шар надулся сам и очень быстро. Все предложенные способы были интересны, а мне все-таки хотелось найти способ простой, но необычный. Я попросил маму поискать в интернете, а с бабушкой мы сели просматривать детские журналы. И вот, в журнале «Мастерилка», мы нашли такой опыт, который называется «Лимон надувает воздушный шар». Для проведения опыта нам понадобилось: пищевая сода, сок лимона, уксус, стакан, бутылка, воронка и, конечно, воздушный шарик. Ход опыта:В шарик при помощи воронки насыпаем соду. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и уксус, и выливаем в колбу через воронку. Осторожно надеваем шарик на колбу, и поднимая шарик, высыпаем соду в колбу. Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик. Этот опыт наглядно показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Подготавливая и осуществляя эксперимент, ребенок узнает о существовании кислотной и щелочной среды. Этапы Деятельность ребенка Деятельность взрослого Начальный Вхождение в проблему: можно ли найти простой и доступный способ надувания шаров? Формулирует цель и задачи. Планирование Распределение ролей в команде (совместно с куратором): выяснить, какие способы надувания шаров знают члены семьи. Выбирает форму презентации результатов: изготовление букета из шаров Выработка плана действий: предлагает провести опрос родственников, как можно надуть шары; знакомит с различными формами презентации результатов. Наблюдение. Выполнение Совместная деятельность: Поиск в интернете, на сайтах способов надувания шаров Самостоятельная деятельность: Попробовать надуть шарик с помощью насоса, компрессора. Опробовать наиболее простой способ с помощью кислоты и щелочи. Надуть композицию из шаров с помощью соды и лимона. Помощь в поиске информации. Наблюдение. Консультации, советы по выполнению проекта. Подготовка видео и фотоматериалов к презентации. Оценка результатов Подвести итоги. Создание перспективы на будущее: проект с использованием свойств кислоты и щелочи «Лимон запускает ракету в космос» Подготовка к защите на конкурсе детских проектов « Радуга идей». Анализ выполнения проекта. Наблюдение, направление процесса анализа (Достижения, успехи и неудачи) Помощь в определении перспектив. Защита проекта Выступление с проектом на конкурсе, презентация композиции из шаров Участие в процессе представления проекта. На смену человеку – исполнителю должен прийти человек – творец, человек – исследователь. Путей развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, – один из самых эффективных. ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ 1. Дыбина О. В. , Рахманова Н. П. , Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : Сфера, 2002. – 111 с. 2. Куликовская И. Э. , Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М. : Пед. общество России, 20033. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М. , 1977. – 272 с. 4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М. : «Карапуз», 2001Бузанова Р. Р. , воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 7», г. Менделеевск, Республика Татарстан

Метки: Работа с дошкольниками