Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Влияние занимательных задач математического содержания на развитие мышления у детей дошкольного возраста

Влияние занимательных задач математического содержания на развитие мышления у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребёнка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех познавательных психических процессов. Дошкольный период – это пора интенсивного накопления физических, духовных и умственных сил, когда создаётся фундамент для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе будущей учебной деятельности в школьном возрасте. К началу дошкольного возраста у детей сформировались такие познавательные процессы, как ощущение, произвольное внимание, активная речь, предметное восприятие, накопился словарный запас, дети понимают обращённую к ним речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения развивается мышление. Мышление – это познавательный психический процесс, заключенный в отвлечённом, обобщённом и опосредованном отражении окружающей действительности. Мышление – есть решение определённой задачи, сформулированной в вопросе, оно порождает такой результат, которого прежде у человека не было. Мышление можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений, оно расширяет границы сознания, развивает интеллект. Мышление является стержнем любой умственной деятельности. Существует несколько видов мышления: 1. Наглядно-действенное – это мышление с помощью внешних ориентировочных действий с предметами. 2. Наглядно-образное – это мышление с помощью внутренних ориентировочных действий, то есть опирается на представления и образы. 3. Словесно-логическое – это мышление, осуществляемое с помощью логических операций с понятиями. 4. Абстрактно-логическое – это мышление, основанное на выделении существенных свойств и связей предметов при отвлечении от несущественных. Мышление бывает творческое и репродуктивно. Творческое – это мышление, направленное на самостоятельное открытие новых связей, отношений и знаний. Репродуктивное – это мышление, направленное на понимание и усвоение готовых связей, отношений и знаний, применяя их в современных условиях. Мыслительный процесс включает различные операции: сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и др. Каждая из этих операций есть своеобразное сопоставление основных процессов анализа и синтеза. Ребёнок должен владеть различными способами и приёмами умственной деятельности. Умение использовать разные операции и приёмы мышления в каждой конкретной случае свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне развития ребёнка. Основой любого полноценного мыслительного процесса, направленного на понимание усваиваемого материала и творческое его преобразование, является наличие как минимум трёх универсальных составляющих: 1. высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций; 2. высокий уровень активности, рискованности и плюралистичности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез; 3. высокий уровень организованности и целенаправленности мышления. Развитие мышления у ребёнка начинается со второго года жизни. Оно связанно с освоением ходьбы, совершенствованием движений, расширением кругозора и овладение речью. В данном возрасте закладываются основы развития наглядно-действенного мышление, оно возникает на основе чувственного опыта обращения с вещами. Ребёнок начинает успешно применять рациональные способы действия с предметами на основе подражания взрослым. У детей дошкольного возраста всё ещё значительную роль играет наглядно действенная форма мышления, однако в мыслительном процессе происходят значительные изменения. Круг мыслительных задач расширяется в этом возрасте особенно быстро. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление всё шире используется дошкольником для познания окружающего мира, который выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Ребёнок начинает ставить перед собой познавательные задачи, самостоятельно ищет объяснение замеченным явлениям. От решения наиболее простых, лежащих на поверхности связей и отношений вещей, ребёнок постепенно переходит к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Один из важных видов таких зависимостей – отношения причины и следствия. Мышление переходит во «внутренний план» и становится наглядно – образным, когда ребёнок оперирует образами, представляет себе реальное действие с предметом и его решение в уме, и таким путём решает стоящую перед ним задачу. В данном случае ребёнок использует слова и числа как заместители предметов, то есть мышление осуществляется при помощи знаков, становится отвлечённым. Отвлечённое мышление подчиняется правилам логики, формируется знаковая функция сознания, и возникают предпосылки для развития словесно-логического мышления. Для того, что бы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решить умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человечеством понятия, закреплённые в словах. Имеющиеся у детей представления не могут стихийно превратиться в понятия, их надо использовать при формировании понятий. Сами понятия, и основанные на их применении логические формы мышления, ребёнок усваивает в ходе приобретения основ научных знаний. За весь период дошкольного возраста, мышление притерпивает значительные изменения переходя из внешнего во внутренний план. У младших дошкольников хотя и ведущим остаётся наглядно-действенное мышление, но активно развивается образное. Ребёнок в этом возрасте встречается с двумя типами задач:1. с прямым практическим результатом; 2. с косвенным результатом. И все эти задачи он решает пробовательными действиями, и только потом осмысливает полученный результат. У среднего дошкольника осмысливание задачи и способа её решения совершается в самом процессе действия, как такового ведущего мышления нет, он на равных пользуется как действенным, так и образным мышлением. Задачи первого типа средний дошкольник решает, с помощью действенного мышления, а второго типа уже с помощью образного, используя наглядные модели. У старшего дошкольника изменяется отношение чувственного восприятия, практического действия и речи, и ведущим мышлением становится образное, когда лишь взглянув на картинки, ребёнок мысленно начинает их комбинировать, а только потом действует. В данном периоде у ребёнка начинает активно развиваться словесно – логическое мышление, когда он начинает здраво рассуждать и оперировать понятиями. Таким образом, основным ведущим видом мышления дошкольников является наглядно – образное мышление, которое в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним во время игр, занятий, в момент общения с окружающими. Именно по этому дошкольный возраст сенситивен ( чувствителен) к обучению, опирающемуся на образы. Получение знаний является обязательным условием развития мышления у дошкольников. Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников – одна из сложных в психолого-педагогической практике. Главное для её решения – рациональная организация всего учебного процесса: создание проблемных ситуаций в обучающем процессе, которые в эмоциональном плане порождают интерес, мотивацию к решению, выдвижению собственных идей; соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий, дать возможность каждому высказать свою точку зрения, а так же привлекать к обсуждению тех детей, которые предпочитают отмалчиваться. Я считаю, что занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием занимательных игр, задач, упражнений и развлечений способствуют развитию мышления детей. Роль занимательного материала велика, они делают занятия более интересными, разнообразными, вносят оживление на занятиях, дети лучше усваивают материал и занимаются с удовольствием. Занимательный материал активизирует умственную деятельность, развивает самостоятельность мышления, творческое отношение к учебному материалу, инициативу, расширяет и углубляет математические представления детей. В играх и упражнениях закрепляются полученные знания и умения. Занимательный материал подбирается с учётом возрастных особенностей детей и их способностей. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений, когда решение не лежит на поверхности. Они настойчиво ищут решение, которое приведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность, и желание заниматься. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в результате к решению. Ребёнку интереснее конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая и увлекает его. При этом он пользуется двумя видами поисковых проб: практическими и мыслительными. В ходе поиска, выдвижения гипотез, идей дети проявляют догадку, как бы внезапно приходят к правильному решению. Занимательный материал рассматривается и как одно из средств обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и во время игр. Такой материал, возможно, включать как в основную часть занятия по математике, так и в конце, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Головоломки, например целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразование. Загадки-шутки уместны в ходе решения арифметических задач, действий с числами, при формировании представлений о времени и пространстве. Занимательный материал может использоваться и для организации самостоятельной деятельности детей– игры. Ведь игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Именно во время игры ребёнок познаёт мир, и развивается. Поэтому необходимо организовать игру так, что бы в ней синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения. Воспитатель должен создать проблемно-практическую ситуацию в игре, опосредованно направляя поисковую деятельность детей. Использование занимательного игрового материала не должно быть случайным, непременным условием является применение системы игр и упражнений. Игры должны даваться в порядке возрастания их сложности и тематически связанные друг с другом. Общее количество проводимых в неделю игр зависит от уровня сформированности мыслительных процессов у детей и темпов их продвижения. Воспитателю необходимо соблюдать несколько правил при использовании занимательного материала: – ни в коем случае не пресекать шутливых ответов, так как именно они зачастую являются наиболее яркими проявлениями нестандартного мышления. – важно установить «золотую середину» между количеством и качеством ответов: с одной стороны стимулировать как можно большее число разнообразных ответов, с другой поощрять оригинальные творческие решения. – обязательным условием является обсуждение всех предложенных решений и развёрнутое обоснование, почему какое-то решение им понравилось больше, а какое нет. Таким образом, анализируя выше сказанное можно сделать вывод, что занимательный математический материал является хорошим средством формирования у детей дошкольного возраста интереса к математике, логике, вызывает желание проявлять умственное напряжение, сосредотачиваться на проблеме и поиске рационального решения, тем самым способствует развитию мышления. Следует, как можно чаще использовать занимательный материал, как во время занятий, так и во время игр. Исмоилова О. С. ,ГБДОУ детский сад № 74,г. Санкт-Петербург

Метки: Работа с дошкольниками