Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Формирование у детей изобразительно-выразительных умений в рисовании пейзажа и животных

Формирование у детей изобразительно-выразительных умений в рисовании пейзажа и животных

Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что важнейшее средство развития ребёнка-дошкольника, формирование его личной культуры не может быть ограничено только изобразительной деятельностью, а должно осуществляться в процессе восприятия природы, искусства. Природа, полная контрастов, красочно меняющаяся в различные времена года, несомненно, способствует тому, что педагогика всех веков и народов использует ее как важнейшее средство развития личности ребёнка. Благодаря контакту с миром эстетики значимых предметов и явлений ребёнок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках, пластических формах. Он получает информацию, которая входит в него даже через такие ощущения, как удовольствие и неудовольствие. В результате этого накапливаются впечатления – цветовые, звуковые, осязательные, которые и представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цветов и звуков, пластике предметов. На основе интереса появляются простейшая эстетическая избирательность, эстетическое чувство и эстетический вкус. А для эстетического развития крайне важно, что знания о мире существуют для ребёнка в наглядной, чувственно воспринимаемой форме. И чем богаче воспринимаемый им мир по пластике, цвету, тем лучше закладываются основы для эстетического развития. Чудесная красота природы таит в себе многообразие цветов, форм и линий. Работу можно начать с формирования у детей эстетического интереса к хорошо знакомым предметам. Например, общение с цветами – огромная радость, подаренная человеку природой. Обратите внимание ребят на форму листьев, цветков, игру красок, разнообразие ароматов. Не менее поэтичны и красивы деревья и кустарники. Одно и то же дерево каждый ребенок может увидеть по – своему и запомнить на всю жизнь. Однако без специальной работы очень многие дети не замечают красоты природы или остаются к ней безразличными. А это обедняет эмоционально и духовно маленького человека. Поэтому необходимо ставить себе задачу специально формировать у детей эстетическое отношение к природе. Восприятие у детей отличается от восприятия взрослого человека – оно нуждается во «внешних опорах». Понимание красоты приходит через оценки окружающих его взрослых. В своей работе с детьми я стараюсь целенаправленно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к красоте природы и показать разнообразие её форм и цветов. Осуществляя эстетическое развитие детей пытаюсь вызвать у них интерес к поэтическому описанию природы, произведениям народного декоративно – прикладного и изобразительного искусства. Занятия детей изобразительной деятельностью организую по трём взаимосвязанным направлениям:1. В процессе собственной изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). 2. В процессе эстетического восприятия природы. 3. В процессе восприятия произведений искусства. При этом возникает необходимость решить следующие задачи:– развивать чувство цвета, формы, композиции;воображение и творчество;-побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо; -помогать малышам осваивать цветовую палитру, учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;сохраняя непосредственность и живость восприятия, помогать детям в создании выразительных образов, деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, цветовому обогащению рисунков;постепенно, с учётом индивидуальных особенностей детей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам не делая их предметом специальных учебных заданий. Способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок – интересен другим (педагогу, детям, родителям). Вызывать интерес к коллективным работам сюжетного и декоративного характера. Подробнее хочу остановиться на рисовании пейзажа, его особенностях, чаще всего встречающихся трудностях, их преодолении, способах и средствах достижения цели. Все воспитатели, наверное, сталкивались с трудностями в изображении детьми картин природы, то есть пейзажа. Если сюжетные и предметные рисунки более конкретны, то пейзаж, обязательно, является рисунком, в котором используется несколько планов. Это значит, что в рисунке необходимо изобразить какое-то пространство. Соответственно и предметы, расположенные на разных планах, должны быть разных размеров. Это серьёзная трудность для детей. Они не всегда правильно передают соотношение предметов, находящихся рядом друг с другом. Рассмотрим типичный детский рисунок: домик, дерево, цветы. Обратите внимание на пропорции предметов. Очень часто они противоречат своим естественным размерам. Овладеть этими умениями не так просто для ребёнка. Обращаю на это внимание, как на занятиях, так и в повседневной жизни. На прогулках, в играх, других видах деятельности. При рассматривании картин или образца рисунка закрепляю с детьми пространственные отношения предметов, их пропорции по отношению друг к другу (дерево выше, чем куст, но ниже многоэтажного дома, дети ниже взрослых и так далее). Провожу дидактические игры, в которых дети учатся сравнивать предметы, соотносить их по размеру. Например: «Наоборот», «Подбери пару», «Найди предмет, похожий по форме, размеру» и многие другие. В старшем возрасте дети уже умеют сравнивать предметы и изображать их по памяти, это позволяет выполнять рисунки после экскурсий, выездов на природу. Своеобразно, творчески, передают дети пространство:1. В виде одной линии ( линии горизонта);2. Широкой полоски земли ( поле, луг );3. Двух– трёх линий ( сугробы, пригорки );4. Широкое или узкое пространство неба. Располагая отдельные предметы рядом, дети подчёркивают их величину. Как правило, размером и цветом они выделяют главный для себя образ, вокруг него строят свой рисунок. Огромную роль в рисунке играет цвет, как средство выразительности, он выполняет смысловые функции. Младшие дошкольники именно цветом выражают своё эмоциональное отношение к образу или предмету: цветок ярко­красный – красивый; медведь – большой, тёмный -грозный, сердитый и так изображаются многие другие предметы. В старшем возрасте дети с помощью цвета отражают своё настроение в рисунке. Будь то впечатления от стихов или личных наблюдений. Предметы чаще всего окрашены у них привычным, конкретным цветом: небо – синее, солнце – жёлтое, трава – зелёная и так далее. Для развития творческого отношения к рисованию стараюсь привлечь детей к использованию не только основных цветов, но и их оттенков. Это расширяет возможности передачи тонких нюансов, которыми так богата наша природа. Отдельно хочу остановиться на изображении детьми деревьев. Всем, наверное, знакома так называемая «морковка с ветками» , когда ствол нарисован слишком примитивно. В своей группе я преодолела эту трудность благодаря, как наблюдениям в повседневной жизни, так и, конкретно, рисованию. Сейчас стараюсь больше внимания уделять объёмности изображения, его естественности. Одним из способов расширения творческих способностей детей в рисовании пейзажа является использование художественных произведений, чаще всего, стихов. Это активизирует творческое воображение, умственную активность. Чаще всего в стихах художественный образ (весны, зимы, просто картин природы) даёт возможность самостоятельно, по – своему, нарисовать пейзаж. На таких занятиях я не даю детям образец в целом, а стараюсь подобрать соответствующие теме произведения – картины известных художников и делаю только наброски отдельных предметов, обычно вызывающих затруднения в изображении их детьми. Беседы о поэтических произведениях, обычно, проводятся до занятий по рисованию. В них подробно рассматриваются все слова, которыми характеризуется природа. Запоминая сравнения, эпитеты, метафоры, используемые авторами, ребята, тем самым, расширяют свой словарный запас, стараются найти соответствующие этим словам художественные образы. Например:Осень по дорожкам Ходит неспеша,Листья на дорожкиПадают, шуршат. . . Или:Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. . . Сколько простора для творчества, какие яркие, многогранные образы рисует воображение. Ещё одним средством, помогающим в работе по изображению природы, является использование иллюстраций к стихам и музыкальных произведений известных композиторов, которые создали свои шедевры под впечатлением красоты природы. Значит и дети, в силу своих способностей, могут представить себя художниками. Это тоже влияет на их рисунки. Каждый хочет создать в рисунке что-то свое, особенное, не похожее на других. Хотя в нашей группе с этим есть некоторые проблемы. 3-4 человека буквально копируют соседские работы. Это я считаю своей недоработкой, которую стараюсь исправить. В процессе рисования на занятиях, в самостоятельной художественной деятельности таким детям индивидуально предлагаю изобразить простой предмет, показываю и проговариваю способы рисования, технику его изображения и т. д. Наряду с рисованием пейзажа занимаюсь с детьми изучением изображения животных в движении. В планировании занятий я разделила работу по рисованию животных на несколько тематических блоков:1 по сложности изображения животных;2 по природным зонам их обитания. 1) холодный климат (зона льда, тундра). 2) умеренный климат (лес, тайга, степь). 3) жаркий климат (пустыня, тропики). В начале работы знакомила детей с местами обитания определённого вида животных, их особенностями, как они приспособились к данным климатическим условиям и в чём это выражено ( окрас шерсти, особенности строения тела ). Имея такие знания детям легче запомнить и нарисовать характерные особенности различных животных. Начинали рисовать с самых простых по форме и строению тела животных (цыплёнок, ёж, змейка). Постепенно расширяя и усложняя задачи рисования. В ходе занятий использовала такие приёмы работы, как: рассматривание иллюстраций, обследование формы тела животных, показ последовательности их рисования. Изготовила образцы, дающие представление о постепенном, последовательном превращении овала или круга в часть тела животного. Использовала наборы иллюстраций – раскрасок, в которых очень удачно подобраны и чётко изображены животные различных континентов. После того, как дети овладели приёмами рисования статического изображения животных, я усложнила задачу, пытаясь научить передавать в рисунке движение тела животных. Основная группа детей освоила эти приёмы, я могу сказать, что добилась положительной динамики в работах детей по изобразительному искусству. Кощеева Л. А. ,воспитатель,МАДОУ «ЦРР-детский сад № 239»,г. Пермь

Метки: Работа с дошкольниками