Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Как ребенка научить любить читать

Как ребенка научить любить читать

Очень часто от родителей учеников слышишь: «Ребёнок не любит читать» или «Мой ребёнок читает, да ничего не понимает о чём прочитал». Как сделать так, чтобы дети полюбили читать книги, а вместе с тем и понимали прочитанное? Как пробудить ум, эмоциональную сферу, т. к. пережитые знания становятся убеждениями. Одна из первоочередных задач, стоящая перед учителем – научить ученика читать. А это значит мыслить и рассуждать, извлекать информацию ценную, полезную. Вызвать потребность выражать свои чувства, мысли, намерения. Всесторонне развивать ученика, формировать его нравственный облик – способствовать сознательной и серьёзной подготовке к его дальнейшему обучению, т. е. интеллектуально разбудить ребёнка. «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» – подчёркивал Сухомлинский В. А. К сожалению, наша жизнь состоит из противоречий и сложностей. Любой взрослый знает, что книга является важным источником получаемых знаний. Но далеко не каждый осознаёт значимость этого. Компьютеры, телевидение, видео – вот что, зачастую, заменяет нам чтение книг. И жизненные ситуации зачастую заставляет думать многих о «хлебе насущном», нежели о духовном обогащении. Нет свободных денег на художественную литературу, не хватает времени на то, чтобы почитать с детьми и обсудить с ними прочитанное. И это беда нашего времени. Самый большой дефицит, который несёт за собой непредсказуемые последствия – дефицит культуры. Показатель повышения уровня культуры, мышления, интеллекта человека – чтение книг. «Читать – воспринимать написанное» – толкует Ожегов С. И. И чем раньше ребёнком будет освоено умение читать, тем прочнее будут усваиваться приобретённые им знания. Если ребёнка научить складывать слова из слогов, предложения из слов, не осознавая смысла. То, несомненно, у него пропадёт интерес к этому занятию, пропадает познавательная активность. Итак, как увлечь детей чтением? Как заинтересовать детей 6-7 летнего возраста учебным трудом с первого дня обучения? Как научить малыша самостоятельно мыслить и действовать – вызвать потребность самостоятельно добывать знания из книги? Работу по формированию этих навыков начинаю в первом классе. Я пришла к выводу, что есть необходимость изменить стиль общения с детьми, возможно, отойдя от однообразного строго регламентированного общения. Впервые 10-20 дней периода обучения грамоте можно отойти от традиционно предметно-урочной системы, а изучать окружающий мир и приобретать умения учебной деятельности с интересом в рамках сюжетной линии школьного дня, так называемые сюжетные дни, интегрированные уроки. Например:– День знакомства и рождения класса;– Путешествие в сказку…;– День дружбы;– Мы строители;– Экскурсия в зоопарк;– Мы едем в гости;– Моя семья;– День игры и игрушки;– Кем быть? … С первых дней настольными книгами ребят были сказки. Каждый день – это путешествие в ту или иную сказку. Таким образом, помимо обучения чтению стараемся с первых дней овладеть «тайнами» понимания художественного текста. Как известно, – сказка наиболее доступный для понимания детьми литературный жанр. Каждая новая тема пополняла список книг. А литературный материал – импровизация, служит для нравственного воспитания и эстетического развития. На каждом уроке использовала различные упражнения по развитию мышления, памяти, восприятия, внимания. Например:1. Пользуясь методикой Мюнстерберга:Найди и прочитай слова, «спрятавшиеся» среди буквенного текста. Задания можно варьировать:– Начинающиеся с определённого звука;– Односложные, двусложные слова;– Имена собственные и т. д. 2. Игра «Живой алфавит». В руках у ребят буквы, меняясь местами они составляют определённые слова. 3. Анаграммы: ЕВЧХОВ – (Чехов)НИШКУП – (Пушкин)ТЛОТЙОС – (Толстой)ШКНИШИ – (Шишкин)– Найди лишнее слово! Почему так считаете?4. Исключение лишнего: КолобокЗаяцЛисаВнучкаМедведь5. Узнаем зашифрованные предложения. Поэтому Наташа в уроки ходили. Маша кино приготовили и не. 6. Палиндромы (перевёртыши)– Прочитать слова или предложения наоборот. А лес у села. А собака боса. 7. Знаем ли мы пословицы?Даю начало, найди концовку…8. Передай смысл стихотворения. 9. Игра «Сокращаем рассказ». 10. Учимся формулировать определения:Сказка это…Поэт это… и т. д. Хорошим подспорьем в подборе упражнений может служить книги: Волиной В. В. «Учимся играя»;Тихомирова Л. Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника». При изучении художественного текста считаю нужным требовать от ребят медленного чтения. Ребёнок должен:1. Продумывать в ходе чтения смысл каждого слова;2. Суметь задать вопросы и найти ответы на них, здесь же в тексте;3. Уметь поразмышлять и сопереживать;4. Научиться элементарному анализу прочитанного. Особое место в уроке уделяю развитию речевых способностей. Как известно, речь – это канал развития интеллекта. Каждый урок толкование новых слов, работа над лексическим богатством родного языка. Основной целью последующих уроков является – обучение умению извлекать и расширять познавательные возможности. Осмысление текста выступает на первый план. Один из дней обучения «День дружбы». Сказка В. Сутеевой «Под грибом». Используя методику работы над текстомН. СветловскойI. Работа до чтения. У. – Сегодня у нас День дружбы. – Как понимаете эти слова?Д. – Это когда всем хорошо, все улыбаются и не ссорятся. У. – Рассмотрите рисунки, сопровождающие сказку. – Можно ли по рисункам и названию сказки предположить, о чём пойдёт речь в тексте?Д. 1 – … о добрых, дружных животных…Д. 2 – А в жизни так не бывает, заяц с мышкой не могут дружить. Д. 3 – Так ведь это же сказка – неправда. У. – А что такое сказка? Сформулируйте!– А как об этом говорит толковый словарь?(На этом уроке ознакомились с термином сказка. )II. Работа во время чтения. Чтение сказки учителем. Цель: Пронаблюдать, как дети приучаются слушать и смотреть в текст. А те, кто умеет читать, учатся следить. Чтение прерывается для работы по осмыслению текста. III. Работа после чтения. Работа по восприятию сказки и обучение чтению слов, выделенных в сказке. Инсценировка, игра «Дружба». Ребята с увлечением включается в работу над произведением, испытывают удовольствие от самого процесса. Постепенно чтение учителем заменяется самостоятельным прочтение детьми. Во время периода обучения грамоте были прочитаны и обсуждены книги: русские народные сказки, литературные сказки, К. Чуковского, В. Бианки «Латка», Н. Садового «Про Лену», В. Тищенко «Как хлеб в поле вырос», стихи, загадки. Каждая рассматриваемая книга была соотнесена с учебным программным материалом данного периода. Сюжетный день «Экскурсия в зоопарк» совпало с посещением класса зоопарка. Перед посещением зоопарка ребята поделились друг с другом знаниями о животных. В этот день ребята читали книгу Маршака С. «Воробей в зоопарке». А уже на следующий день дети принесли в школу книги познавательного характера, справочную литературу о животных и растительном мире. С этого дня ребята очень часто стали обращаться к подобной литературе. Научно-популярные книги особенно увлекли учеников. И уже далее к урокам внеклассного чтения ребята стали получать индивидуальные задания:– Подготовить сообщения такого плана:Знаете ли вы что…Я узнал то чего, наверное, ещё не знают мои друзья…Я должен удивить ребят…Дети старались найти интересную, познавательную информацию. К таким урокам и я готовила что-то, чем могла удивить ребят. Информацию использовала из справочной литературы. Серии книг В. В. Любимцева «Что? Где? Когда?», Н. С. Трапезниковой «Знайка для любознательных», различные энциклопедии. С большим удовольствием читают ребята и программный материал. Содержание учебника вызывает у детей не только огромный интерес к чтению, но читать самостоятельно. Произведения позволяют понять, что чтение – это беседа с автором, человеком умным и интересным, которая даёт пищу для размышления, для сердца и для ума. Вопросы, сопровождающие тексты дают толчок мыслить и рассуждать:Г. Скребицкий «Заботливая мамаша»:– Что вы открыли для себя в этом произведении?– Как автор изобразил лес?– Как вы понимаете выражение «Лиса всю птицу у нас перевела»?– Подходит ли название рассказу?При работе над произведениями не отхожу от трёхступенчатого разбора по методике Н. Светловской. 1. Обсуждение до чтения. 2. Во время чтения. 3. После чтения. «Такая технология способствует формированию правильной читательской деятельности»,– подмечает Е. В. Бунеева. На мой взгляд, такой подход к пониманию прочитанного, а отсюда и интерес к чтению является обоснованным, даёт положительные результаты. Известно, что лирические произведения или тексты – описания могут не нравиться детям. Такие произведения, без особого разбора учителем не только трудны для восприятия, но и для понимания детьми, т. к. нравственный мир ребёнка ограничен. Задачи, стоящие перед учителем – способствовать воспитанию интеллигентных, тонко чувствующих людей; научить наслаждаться красотой слова, мысли, чувства. В это помогает непосредственное общение с природой – экскурсии. Такие прогулки в природу помогают лучше ознакомиться с мастерством владения образной речи выдающихся русских писателей и поэтов, описывающих родную природу, вести «диалог» с авторами, разобраться и осознатьсредства выразительности речи: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. С. Есенин «Поёт зима…» У. – Попробуем пофантазировать, предположите, о чём это стихотворение? Что нам поможет?Д. – …Имя автора, заглавие, иллюстрация. Это стихотворение о зиме, зимней природе, красоте…У. – Поэзия – это музыка слова. А какую музыку вы услышали? Какое настроение у вас возникло?Д. – Музыка плавная, медленная. Настроение задумчивое, немного грустное. У. – Пронаблюдаем, как Есенин рисует словами картины природы. Вспомните свои впечатления от увиденного во время прогулки. Д. – От мороза деревья потрескивают, звучат. Это мы слышали. Наверно, поэт слышал то же в сосновом лесу, он и придумал: «стозвон сосняка»У. – Почему Есенин сравнил метелицу с шёлковым ковром?Д. – На солнышке снег переливается и кажется воздушным, кА тонкая блестящая ткань. После таких уроков у ребят появляются свои лирические произведения, первая проба пера:Весна. Весной появятся ручьи,И солнце светит ярко. Распевайте соловьи!Вылезайте муравьи!Ах, сегодня жарко. Будут первые дожди,Прилетят к нам журавли,Разбегутся лужиПосле зимней стужи. Большую роль в осознании и получении информации полезной, ценной, несомненно, играют и уроки внеклассного чтения. В уроки включаю такие виды деятельности:1. Художественное чтение. Особенно дети любят произведения устного народного творчества: сказки, были и небылицы, загадки, потешки, былины. При изучении былин заинтересовались: «Кто – то из богатырей жил на самом деле»? Перелистав страницы исторической литературы, летописей нашли упоминание имени Алёши Поповича среди воинов Киевского полка. После изучения произведений пользующихся у детей особой популярностью В. Драгунского, Э. Успенского, С. Маршака, К. Чуковского появляется необходимость в нестандартных уроках: уроках – викторинах, уроках – играх «Брейн – ринг». 2. Чтение познавательной литературы. Здесь изучаем статьи и рассказы о необычном, загадочном, связанном с явлением природы, растительного и животного мира, о проблемах экологии и взаимоотношений людей. 3. Инсценировка, драматизация художественных произведений, выразительное чтение. Задачами таких уроков являются: развитие творческих и артистических способностей учащихся; формировать навыки диалогической речи. Первую инсценировку сказки «Репка» продемонстрировали родителям на третий день обучения детей в школе. Сюжетный день «Путешествие в сказку «Репка». Ставили экологическую сказку «Лесная прогулка», фрагмент сказки Пушкина А. С. «О царе Салтане…», «Новогодние приключения Винни Пуха и его друзей». 4. Дискуссии, спор-клубы нравятся детям и на уроках литературы и на уроках внеклассного чтения. Такие занятия закладывают основную языковую культуру – речь. Речь – это канал развития интеллекта. Например: Прочитав рассказ Д. Куприна «Слон» ребята разделились во мнениях о том, больна ли на самом деле девочка Надя или она просто избалованная и капризная. И тут же возник другой вопрос: «А какими были её родители? Почему потакали своей дочери?». Ребята пришли к единому мнению, что родители должны быть добрыми к своим детям, но строгими одновременно. 5. Один из важных видов работы по осознанию главного в тексте – это подготовка письменных работ по прочитанному, творческие работы: сообщения, рефераты, рецензии, аннотации и защита их. После изучения той или иной темы у многих ребят возникает вопрос: «Почему…?». Подметив возникший интерес, появляются домашние задания: «Найдите дополнительную информацию о том или ином предмете, явлении природы, об известных людях…». За справочной информацией необходимо обратиться к литературе домашней или школьной библиотеке, а источник информации продемонстрировать ребятам. Во многих семьях осознают значимость книги и стараются приобретать книги, стараются поддерживать интерес и любовь к книге у своих детей. Радует то, что как только в доме появляется интересная книга, стараются принести её в класс, рекламируют её. Дети обмениваются книгами, рассматривают и обсуждают их в переменах. К сожалению, есть пассивные дети. Их больше увлекают рассказы детей и учителей. Таким детям предлагаются индивидуальные задания, творческого характера:– Составь небольшой текст – описания о своей любимой игрушке;– Подобрать пословицы и поговорки к определённой сказке;– Выписать из определённого текста фрагменты описания, сравнения, олицетворения. Попробовать придумать свои. – Напиши свои самые яркие воспоминания о …6. Для формирования последовательности мыслительного процесса также можно использовать алгоритм анализа произведения. Для этого совместно с детьми была разработана памятка. 7. Для формирования самоанализа, самооценки и самовоспитания возможны приёмы «Послушай совет…» – это рецензия ответа или творческой работы самими детьми. 8. Для развития творческого воображения хороши смысловые догадки, домысливание на дочитанного произведения: – Что было бы если бы…– А как бы ты…– А что могло быть… если…9. Показать интеллектуальные возможности, проявить познавательный интерес, коммуникативные способности, сплочение и детей и родителей помогают совместные семейные интеллектуально-литературные игры: «Счастливый случай», «Папа, мама, я – читающая семья»… После таких игр, праздников не остаётся равнодушных. Родители убеждаются в том, что способности ребёнка развиваются в деятельности, для этого нужна высокая познавательная активность, а активность основывается на потребности, потребности к получению полезной, ценной, необходимой информации. А самый главный источник получения такой информации является книга. И необходимо понять, что успешность ребёнка в будущем зависит, в том числе и от того, насколько у ребёнка развита склонность к чтению и способность, и потребность к получению полезной нужной информации из книг. А для этого подчас способствует личный пример родителей. «Сложность, мучительная трудность и вместе с тем радость учения, – писал Сухомлинский, – состоит в том, чтобы каждый наш воспитанник уже в годы детства и, особенно, в годы отрочества нашёл себя в любом труде, увлёкся им и достиг совершенства». Селезнева Л. В. , учитель начальных классов ГБОУ ЦО№118,г. Москва

Метки: Работа с дошкольниками