Проблема оценки качества профессиональной деятельности воспитателя ДОУ
Проблема оценки качества профессиональной деятельности воспитателя ДОУ
На фоне обновления содержания, принципов построения образовательного процесса, внедрения различных моделей организации обучения дошкольников углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей. На практике это выражается преобладанием в работе дошкольных образовательных учреждений учебной модели, неумением педагогов организовывать продуктивную совместную деятельность с детьми, построить субъект-субъектные отношения с воспитанниками и их родителями, подобрать формы и методы воспитания, обучения, развития дошкольников в соответствии с принятыми целями образования. Важным шагом на пути устранения данного противоречия должно стать определение требований к профессиональной квалификации воспитателя и ее составляющим (профессиональный опыт, мотивация, личностные качества и другие профессиональные характеристики). Эти требования должны лечь в основу процедуры аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, первую и высшую квалификационные категории, стать основой для организации непрерывного образования воспитателей. Анализ опыта оценки профессиональной квалификации воспитателей, представленного различными регионами, позволяет говорить о неоднозначности подходов к решению данной проблемы. Показатели уровня профессионализма отличаются по содержанию, по масштабности, не для всех предлагаемых параметров оценки профессиональной квалификации можно выявить выраженную корреляцию с успешностью педагогической деятельности. На основе базовых составляющих компетентности работников образования авторским коллективом под руководством В. Д. Шадрикова были выделены компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач в следующих областях профессиональной деятельности: постановка целей и задач педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности; обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработка программ и принятие педагогических решений; организация учебной деятельности. Описание соответствующих компетенций и параметров их оценки позволило представить профессиональный стандарт педагогической деятельности, задавая тем самым «деятельностно-ориентированную критериальную основу для проведения оценки качества профессиональной деятельности и аттестации педагогических работников»[1]. Оценка каждого из параметров в баллах позволяет выявить соответствие уровня сложности и качества решения педагогом профессиональных (функциональных) задач заявленной квалификационной категории. Рассмотрим пример комплексного подхода к оценке профессиональной квалификации. В рамках данного подхода оценка складывается из совокупности параметров: личностного отношения педагога к данному направлению деятельности, уровня его общей культуры, профессиональных знаний и умений, владения определенными методиками и технологиями, способности их применять, адаптировать к имеющимся условиям, творчески преобразовывать. Комплексный подход может быть проиллюстрирован при оценке различных критериев, разработанных авторским коллективом Орловского института усовершенствования учителей. Компетентность в области личностных качеств. Показатель: «Общая культура». Оцениваемый параметр: «Грамотность и доступность для понимания высказываний педагога, культура речи». Бал-лы Критерии (описание деятельности педагога) 1 Наблюдаются многочисленные несоответствия нормам культуры речи и стилистики, высказывания не ориентированы на понимание собеседником. 2 Высказывания отличаются немногочисленными несоответствиями нормам культуры речи и стилистики, но не ориентированы на понимание собеседником. 3 Высказывания отличаются немногочисленными несоответствиями нормам культуры речи и стилистики, ориентированы на понимание собеседником. 4 Педагог демонстрирует такие показатели культуры речи как правильность, точность, логичность, чистота, ориентируется на понимание собеседником. 5 Педагог демонстрирует все основные показатели культуры речи (правильность – соответствие речи языковым нормам; точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе; логичность; чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку; выразительность; богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации; уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения). Использует средства речевой выразительности, зрительный и голосовой контакт. В заключение хотелось бы привести слова В. Д. Шадрикова «Оценка уровня квалификации педагогических работников … – это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счет получения внешней оценки и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и профессионального развития педагога». Тимофеева Л. Л. ,к. п. н. , доцент кафедрыдошкольного образования БОУ ОО ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей»Бережнова О. В. , заведующая кафедрой дошкольного образования БОУ ОО ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей» [1]См. подробнее: Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под науч. ред. В. Д. Шадрикова – М. : Логос, 2011Метки: Работа с дошкольниками