Особенности календарно-тематического планирования по ФОП ДО и ФГОС в дошкольном учреждении
В ноябре 2022 года Министерством просвещения РФ была утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования. В ней раскрыты задачи и содержание работы педагога, направленные на разностороннее развитие ребёнка. Календарно-тематическое планирование по ФОП ДО и ФГОС позволит педагогу организовать работу с дошкольниками «на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций» (ФОП ДО), с учётом возрастных особенностей.
Учёт образовательных областей при планировании работы воспитателя
В федеральной программе определено содержание воспитания и обучения по таким направлениям (образовательным областям), как:
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Физическое развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
При планировании своей работы воспитатель учитывает образовательные области, строит свою работу по данным направлениям.
В области художественно-эстетического развития планируются мероприятия, направленные на приобщение детей к искусству, знакомство с творческими профессиями, формирование изобразительных и музыкальных навыков.
Мероприятия, в которых развивается активная речь дошкольника, формируется грамматический строй, разучивание стихов и знакомство с русскими детскими поэтами и писателями планируются в области речевого развития.
Решать задачи в области познавательного развития педагогу позволяют знакомство с объектами живой и неживой природы, расширение представлений о других странах и народах мира, развитие математических представлений и организация экспериментальной деятельности.
В области физического развития воспитатель не только организует подвижные игры с детьми, но и знакомит с элементарными нормами и правилами ЗОЖ, спортивной историей страны, олимпийскими чемпионами.
Детально раскрыта работа с детьми в области социально-коммуникативного развития. Педагог, опираясь на программу воспитания, планирует мероприятия, направленные на освоение правил и норм поведения, умения различать эмоции и проявлять сочувствие. Педагог знакомит детей с культурой России, расширяет знания о малой родине, обсуждает ситуации по безопасности, а также приобщает дошкольников к элементарной трудовой деятельности.
Планирование различных видов деятельности в соответствии с возрастом детей
Календарно-тематическое планирование по ФОП ДО и ФГОС учитывает разнообразные формы работы с детьми с опорой на ведущие виды деятельности.
В раннем возрасте это:
- Предметная деятельность
- Экспериментирование с материалами и веществами
- Ситуативно-деловое общение со сверстниками
- Двигательная и игровая деятельности
- Самообслуживание
Деятельность дошкольников может быть: музыкальной, игровой, речевой, познавательно-исследовательской, элементарной трудовой и т.д.
Ежедневно планируя свою работу с учётом ФОП ДО и ФГОС воспитатель сможет решить основные задачи, поставленные программой, сформировать осознанность и духовно-нравственные качества у дошкольников, воспитать инициативных и самостоятельных ребят.