Раннее творчество М. Горького. Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш»
Раннее творчество М. Горького. Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш»
Цель: на анализе прочитанных произведений показать особенности романтизма Горького.
Ход урока.
I. Вводное слово.
М. Горький – выразитель духа времени. Он предстает перед читателями в 90-е годы XIX в. как писатель-романтик, вдохновенный певец революционного подвига.
Для романтических произведений Горького характерны яркие краски, острые идейные конфликты. Герои рассказов – бесстрашные и мужественные. Их красота необычна: они наделены всеми качествами в превосходной степени. Пейзажи в романтических рассказах Горького величественны и прекрасны.
II. Беседа
– В чем особенности композиции рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»?
( Рассказ в рассказе. Рассказывая легенды своего народа, герои рассказов выражают свои представления о людях, о том, что считают ценным и важным в жизни)
– Какую роль играют портретные характеристики героев?
( Портрет Радды дается опосредованно. О ее красоте узнаем по реакции людей, которых она поражала. Гордость и красота равновелики в героине. Портрет Лойко нарисован подробно (найти в тексте).
– В чем конфликт произведения «М. Чудра» и как он разрешается?
( Рассказывая о любви Радды и Лойко, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно было сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих – покориться любимому человеку ни один не захотел. )
– Какова реализация автором конфликта в «Старухе Изергиль»?
( Автор сталкивает в легендах идеал, выражающий любовь к людям и самопожертвование, и атиидеал – доведенный до крайности индивидуализм. Эти две легенды как бы обрамляют повествование жизни самой старухи. Осуждая Лару. Героиня думает, что ее судьба ближе к полюсу Данко – она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе самой героиня предстает, скорее, жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает. )
– С помощью каких художественных приемов создается картина места действия в рассказе « Челкаш»?
( Рассказ состоит из пролога и трех частей. В прологе обрисовано место действия – порт. (найти в тексте). Прием звукописи (ассонансы и аллитерация) и бессоюзие, придающие динамизм описанию. )
– Какова роль портрета героев в рассказе?
(Портрет героя в первой части раскрывает его характер (найти в тексте). Автор пишет о его сходстве с ястребом, хищником (найти в тексте).
– Какова роль Гаврилы в рассказе?
(Образ Гаврилы служит антитезой образу Челкаша. Челкаш чувствует себя хозяином жизни Гаврилы. Глядя на Гаврилу, Челкаш вспоминает свое деревенское прошлое (найти в тексте))
– Как проясняется авторская позиция в развязке рассказа «Челкаш»?
(В третьей части, в диалоге Челкаша и Гаврилы окончательно проясняется, насколько это разные люди. Ради наживы Гаврила готов на унижение, на преступление, на убийство. Гаврила вызывает презрение, отвращение у Челкаша. Автор явно на стороне Челкаша. Образ Челкаша романтический: это вор, но яркий, отважный, смелый человек. Трусливого и жадного Гаврилу Горький даже человеком не называет – он находит ему определение «гнус»)
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание.
1. Письменно ответить на вопрос: Как вы понимаете слова героини рассказа «Старуха Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»?
2. Читать пьесу «На дне»
М. А. Бороздунова, ГБОУ средняя школа №339, Санкт-Петербург
Метки: Литература