Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Литературная гостиная «…И жизнь, и слезы, и любовь»

Литературная гостиная «…И жизнь, и слезы, и любовь»

Цель: на примере творчества лучших мастеров слова дать возможность старшеклассникам увидеть и осознать гармонию чувств и слов, красоту человеческих отношений; пробудить стремление познавать прекрасное.

Оформление доски: на двух сторонах разным шрифтом и в разных направлениях написаны имена, фамилии возлюбленных поэтов (Беатриче, Лаура, Н. Гончарова, А. Ахматова и др. ) и лирические героини (Прекрасная дама), а также фамилии самих поэтов. В оформление доски включены красные розы (символ любви).

Слово учителя. Человек ждет любви. . . К немногим любовь приходит, как пришла к Джульетте – под шум безумствующего маскарада в маске «Печали», как к Зо­лушке – с двенадцатым ударом дворцовых часов. . . Она, может быть, приходила и к вам. . . Только никто не пре­дупредил, в какое время и под какими парусами придет КОРАБЛЬ ВАШЕЙ ЛЮБВИ. А сами вы не почувствовали. . . И всплеск вёсел был уже слишком далеко, чтобы вернуть уплывающий корабль.

Любовь слишком хрупка! Она боится грубого слова и неверного жеста.

Любовь – это поэзия, это музыка человеческого сер­дца, мелодия удивительная, прозрачная, как слеза.

Человек ждет любви. . .

Но и любовь ждет к себе тоже особого внимания, особых поступков, тонких созвучий слов.

Любовь ждет особой музыки вашего сердца. Вслу­шайтесь в поэзию, в музыку любви. И пусть она затро­нет струны ваших сердец.

Ученик (ведущий): Я гитару настрою на лирический лад,

И знакомой тропинкой уйду в звездопад.

Быть красивой, как песня, попрошу я ее.

И гитара взорвется, как сердце мое.

Ученица (ведущая): К долгожданной гитаре я тихо прильну,

Осторожно и бережно трону струну.

И она отзовется, призывно звеня. . .

Добротою наполнит тебя и меня.

Ученица (ведущая): Человек мечтает найти свою любовь. Ведь она – источник жизни и вдохновения. Именно в состоянии влюбленности многие ученые делали открытия, художники писали картины, поэты слагали стихи…

Ученик (ведущий): Лаура, Беатриче, Анна Керн, Наталья Гончарова, Татьяна Яковлева, Лилия Брик, Айседора Дункан… Им посвящали стихи великие поэты. Как красиво нежно и восторженно писал Пушкин Наталье Гончаровой! Еще бы! Натали… Первая красавица в России, избранница поэта, его любовь, его жена, его Мадонна…

Ученик 1: Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Учитель: Но в жизни Пушкина была еще одна женщина, которая, дожив до глубокой старости, до конца дней носила в сумочке поэтический подарок великого поэта. Этой женщиной была Анна Петровна Керн.

Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с девятнадцатилетней А. Керн в доме президента Академии художеств А. Н. Оленина. Шли годы… Неожиданная, после шестилетнего перерыва, встреча с Керн произвела на поэта огромное впечатление. Сколько нежности, женственности заметил он в ней! Через несколько дней они долго гуляли, дыша прохладой и ароматом полей.

Глубокой ночью после встречи с Керн Пушкин сидел за своим столом. Он писал… Рядом с листком бумаги лежал камешек, о который Керн споткнулась во время прогулки, которого она коснулась своей ножкой.

Горела свеча. В раскрытое окно влетали ночные бабочки и, опаленные пламенем, ложились на листок. А рядом с ними ложились пушкинские строки…

Ученик 2: Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Ученица (ведущая): Великий Пушкин писал. А свеча все горела. Свеча… В ней всегда какая-то тайна, какая-то загадка, что-то величественное… и вечное… Свеча – своеобразный символ жизни. А воск, стекающий слезами, измеряет время и поэтических вдохновений, и любовных встреч… Свеча… Она горела и в летнюю ночь у Александра Пушкина, и в зимнюю ночь у Бориса Пастернака…

Ученица 1: Мело, мело по всей земле

Во все пределы,

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озарённый потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И всё терялось в снежной мгле

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Ученик(ведущий): Мы погасили свечу. И дымка таинственности рассеялась. Резкие до боли картины пусть встанут теперь перед взором. И сердца пусть наполнятся другими эмоциями. Человек умеет и восхищаться, и удивляться, и радоваться, и грустить, и страдать…

Ученик и ученица читают стихотворение А. Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне».

– Как больно, милая, как странно,

Сродняясь в земле, сплетясь ветвями, –

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

Не зарастет на сердце рана,

Прольется чистыми слезами,

Не зарастет на сердце рана –

Прольется пламенной смолой.

– Пока жива, с тобой я буду, –

Душа и кровь нераздвоимы, –

Пока жива, с тобой я буду –

Любовь и смерть всегда вдвоем,

Ты понесешь с собой повсюду –

Не забывай меня, любимый, –

Ты понесешь с собой повсюду

Родную землю, милый дом.

– Но если мне укрыться нечем

От жалости неисцелимой,

Но если мне укрыться нечем

От холода и темноты?

– За расставаньем будет встреча,

Не забывай меня, любимый,

За расставаньем будет встреча,

Вернемся оба – я и ты.

– Но если я безвестно кану –

Короткий свет луча дневного, –

Но если я безвестно кану

За звездный пояс, в млечный дым?

– Я за тебя молиться стану,

Чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану,

Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он стал бездомным и смиренным.

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он полуплакал, полуспал,

Когда состав на скользком склоне

От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,

В одной давильне всех калеча,

Нечеловеческая сила

Земное сбросила с земли.

И никого не защитила

Вдали обещанная встреча,

И никого не защитила

Рука, зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми на расставайтесь!

Всей кровью прорастайте в них –

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь,

Когда уходите на миг!. .

Учитель: Каждый поэт по-своему пишет о любви. Владимиром Маяковским в «Письме товарищу Кострову…» передано состояние любовного и творческого экстаза.

У поэта обостряется восприятие окружающего мира. Его привлекают и земные огни и небесные светила. Душу наполняет «сонм видений и идей», «Ураган, огонь, вода подступают в ропоте». И « когда докипело это», тогда рождается настоящее поэтическое слово « Из зева до звезд взвивается слово золоторожденной кометой» – этим гиперболическим образом, близким к фантастики, Маяковский подчеркивает могучую силу и масштабность настоящей любовной лирики. Охваченный высокими чувствами, поэт переживает такой душевный подъем, когда появляется необходимость творить, разговаривать со всей вселенной:

Ты посмотри, какая в мире тишь.

Ночь обложила небо звездной данью.

В такие вот часы встаешь и говоришь

векам, истории и мирозданью.

Сердце поэта объемлет весь мир, его чувства приобретают вселенские масштабы. А потому и говорить о них нужно такими значительными словами, которые сохранили бы свою силу на многие века. В любви поэта – не сплошная радость. В ней – и страдание, и боль…

Ученица(ведущая): Чтобы вам не грустить сейчас слишком, мы расскажем о другой любви. Хотя и в ней есть страдание, но, надеемся, вы, слушая это стихотворение, улыбнетесь.

Говорят, у любви нет возраста. И прийти она может очень рано…

Ученица 3: Каждый может догадаться –

Антонина влюблена!

Ну и что ж? Ей скоро двадцать,

А на улице весна.

Только звякнет телефон,

Тоня шепчет: «Это он».

Стала ласковой и кроткой,

Ходит легкою походкой,

По утрам поет, как птица.

Вдруг, и младшая сестрица

Просыпается чуть свет.

Говорит: « Пора влюбиться!

Мне почти тринадцать лет».

И Наташа на уроке

Оглядела всех ребят.

Юрка? Слишком толстощекий,

Петя – ростом маловат!

Вот Алеша – славный малый.

Я влюблюсь в него, пожалуй.

Повторяет класс по карте,

Где Иртыш, где Енисей,

А влюбленная за партой

Нежно шепчет: «Алексей…»

Алик смотрит огорченно:

« Что ей нужно от меня?»

Всем известно, что девчонок

Он боится, как огня.

Он понять ее не в силах!

То она глаза скосила,

То резинку попросила,

То она вздыхает тяжко,

То зачем-то промокашку

Подает ему любя.

Алик вышел из себя!

Поступил он с ней жестоко –

Отлупил после урока.

Так вот с первого свиданья

Начинаются страданья.

Ученик(ведущий): А когда «взрослеет любовь», она становится серьезней. Романтичней бывает она.

Ученик и ученица читают стихотворение Я. Смелякова «Хорошая девочка Лида»

Вдоль маленьких домиков белых

акация душно цветет.

Хорошая девочка Лида

На улице Южной живет.

Ее золотые косицы

затянуты, будто жгуты.

По платью, по синему ситцу,

как в поле, мелькают цветы.

И вовсе, представьте, неплохо,

что рыжий пройдоха апрель

бесшумной пыльцою веснушек

засыпал ей утром постель.

Не зря с одобреньем весёлым

соседи глядят из окна,

Когда на занятия в школу

С портфелем проходит она.

В оконном стекле отражаясь,

по миру идет не спеша

Хорошая девочка Лида.

Да чем же она хороша?

Спросите об этом мальчишку,

что в доме напротив живет.

Он с именем этим ложится

И с именем этим встает.

Недаром на каменных плитах

где милый ботинок ступал,

«Хорошая девочка Лида», –

в отчаянье он написал.

Не может людей не растрогать

мальчишки упрямого пыл.

Так Пушкин влюблялся, должно быть,

так Гейне, наверно, любил.

Он вырастет, станет известным,

покинет пенаты свои.

Окажется улица тесной

для это огромной любви.

Преграды влюбленному нету:

смущенье и робость – вранье!

На всех перекрестках планеты

напишет он имя ее.

На полюсе Южном – огнями,

пшеницей – в кубанских степях,

на русских полянах – цветами,

И пеной морской на – на морях.

Он в небо залезет ночное,

все пальцы себе обожжет,

но вскоре над тихой Землею

созвездие Лиды взойдет…

Учитель: О любви можно говорить бесконечно. Она не имеет границ во времени и пространстве. В этих, казалось бы беспорядочных, записях (указывает на доску, где имена поэтов и их возлюбленных, записанных хаотично) потерялись время и пространство. Как звезды на небе, рассыпаны эти имена. Но здесь есть особая гармония – гармония чувства, которое «движет Солнце и светило». Оно, это чувство, – источник жизни на земле. Ведь любовь есть все.

Ученик(ведущий): О любви написано великое множество стихов. Кому-то нравятся стихи Марины Цветаевой, а кому-то Бориса Пастернака. Кто-то любит стихи Анны Ахматовой, а кто-то в восторге от поэзии Петрарки, кто-то восхищается поэзией любви Пушкина, а кому-то по нраву Шекспир или Маяковский, Гумилев или Блок… Поэты всех времен и народов писали о любви.

Ученица(ведущая): Читайте стихи о любви, сами слагайте… Любите красиво, чисто и восторженно. Говорите о «чудных мгновениях» любви достойными словами. Учитесь этому у великих мастеров слова.

Ученица 4: Не отрекаются, любя.

Ведь жизнь кончается не завтра.

Я перестану ждать тебя,

а ты придешь совсем внезапно.

А ты придешь, когда темно,

когда в стекло ударит вьюга,

когда припомнишь, как давно

не согревали мы друг друга.

И так захочешь теплоты,

не полюбившийся когда-то,

что переждать не сможешь ты

трех человек у автомата.

И будет как на зло, ползти,

Трамвай, метро, не знаю что там…

И вьюга заметет пути,

на дальних подступах к воротам…

А в доме будет грусть и тишь,

хрип счетчик и шорох книжки,

когда ты в двери постучишь,

взбежав наверх без передышки.

За это можно все отдать,

и до того я в это верю,

что трудно мне тебя не ждать,

весь день не отходя от двери.

М. А. Бороздунова, ГБОУ средняя школа №339, Санкт-Петербург

Метки: Литература