Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок чтения 2 класс. Тема:Ф. Тютчев. "Зима не даром злится"

Урок чтения 2 класс. Тема:Ф. Тютчев. "Зима не даром злится" Цели урока: формировать навыки выразительного чтения стихов, способствовать развитию умения словесного рисования к стихотворению; продолжить работу по эстетическому воспитанию учащихся, отрабатывать навыки выразительного , правильного,беглого чтения.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись "Весна" Ц. А. Кюи, портрет Ф. Тютчева.

ХОД УРОКА.

– Организационный момент

(Звучит музыка. Она настраивает учащихся на восприятие учебного материала. )

– Какое время года о себе может сказать следующие слова?

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора. (Зима).

– По каким признакам вы определили , что говорится о зиме?

– А какое сейчас время года?

– К встрече с каким временем года готовится природа?

2. Актуализация знаний.

– Сегодня на уроке у нас пойдет речь о природе.

– Прочитайте девиз нашего урока:

Пойми живой язык природы

И скажешь ты :"Прекрасен мир!"

– "Люблю природу русскую"– так называется тема нашего раздела. Человек и природа неразделимы. Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без шелеста листьев,без журчания ручьев, без ярких красок полей, лесов и цветов. Но природа не всегда одинакова. Она меняется по временам года.

– Сколько времен года вы знаете?

Назовите признаки зимы.

– Посмотрите за окно,что вы там видите?

Какой основной звук зимней природы мы слышим чаще всего?

(Завывание ветра)

– Какие основные признаки весны вы бы назвали?

– Итак,природа изменяется по временам года. Попробуйте угадать, о каких временах говорится в следующих загадках, написанных О. Дружковой.

Все кругом бело и снежно,

И узор на окнах нежный,

Иней на ветвях, как в сказке,

И мороз лишь для острастки-

Никого он не пугает,

Дети весело играют. (Зима)

Растопило солнце снег,

Радость на сердце у всех,

Птицы весело запели

Слышен звонкий стук капели,

И ручьи бурлят, и птички

В гнезда сели на яички.

Небо чисто-голубое.

Что с природою такое?

– Какие отличительные признаки времен года вы можете назвать?

3. Постановка темы урока.

– После нашей предварительной беседы как бы вы определили тему урока?

– Сегодня на уроке, говоря о природе, мы будем говорить об одном из времен года.

Наши художники,композиторы,поэты разными средствами могут нарисовать одну

картину, вызвать в душе человека одинаковые чувства. Только поэт это делает словом,стихотворной строкой,художник-кистью и красками, а композитор– музыкой. Сегодня мы будем говорить о природе и словом, и звучанием музыки.

4. Работа по теме урока.

а) Прослушать музыкальный фрагмент. (Георгий Свиридов. Метель-Тройка). Беседа.

О каком времени года идет речь в этом фрагменте. ?

– Какое настроение навевает эта музыка. ?Что вы почувствовали,слушая её?

– У кого зима любимое время года?

– За что вы любите зиму?

– Какое время года сменяет зиму?

– Сегодня мы читаем стихотворение Федора Ивановича Тютчева "Зима не даром злится".

Портрет поэта на доске,ниже слова:"Чувство природы в нем необыкновенно тонко,живо и верно. "(И Тургенев))

б)Ф. И. Тютчев– известный русский поэт.

Он написал много стихов о природе. Многие из них музыкальные, напевные ,поэтому музыкантами к ним написана музыка, и они превратились в песни. Ещё мальчиком он полюбил литературу,поэзию и сам начал писать стихи. Став взрослым, он продолжал заниматься любимым делом. Но он писал стихи не для печати, а для своих друзей и близких ему людей. Ф. Тютчев был почти ровесником А. С. Пушкина. Но тогда, когда А. Пушкин был во главе русской литературы,Тютчев был многим неизвестен. Первый сборник его стихов вышел ,когда ему исполнилось 50 лет. Тургенев в предисловии к сборнику его стихов написал:"Чувство природы в нем необыкновенно тонко, живо и верно". Мы видим,что эти слова Тургенева отражают содержание стихов Ф. И. Тютчева.

в)Стихотворение Федора Ивановича Тютчева " Зима недаром злится".

– В природе весной нередко случаются резкие перепады погоды. То после прохладных дней наступят такие теплые дни, что природа оживает и кажется, что это начало лета. А то вдруг подует холодный ветер, по небу вновь понесутся низкие тучи и даже пойдет снег. Зима как будто борется с Весной. Кто кого победит.

– Сейчас вы послушаете музыкальный фрагмент. Вы должны определить, о каком времени года идет речь в этом фрагменте.

Представьте вы вышли из дома и вдруг, что вы слышите? (Кап,кап. . . Это раздается звон капель).

– Давайте их прохлопаем. ( Хлопки – ритмично).

– Ребята, а что еще мы можем увидеть в этот момент?

(Журчание ручейка, пение птичек,яркое солнышко).

– Вот об этом и рассказал нам Ф. И. Тютчев в своем стихотворении " Зима недаром злится". Послушайте это стихотворение и постарайтесь увидеть , как удивительно ярко нарисовал поэт в этом стихотворении борьбу Зимы и Весны.

(Чтение стихотворения учителем наизусть).

– Понравилось ли вам это стихотворение?

– Какое настроение оно у вас вызывает?

– Какой вы увидели в своем воображении картину борьбы Весны и Зимы.

5. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися. (Жужжащее чтение)

– А сейчас мы будем читать это стихотворение по четверостишьям и отвечать на вопросы.

– Почему Зима злится?

– Как вы себе представляете, что Весна "стучится и гонит со двора"?(Теплом,капелью,ручьями, пением птиц).

Зачитайте каким образом Весна гонит Зиму прочь.

_Сразу ли Зима ушла, завидев Весну? Что она делала?

– Что делает Весна?

– Какой вы представили Весну?(Молодой,веселой,шаловливой,звонкой,доброй).

– Обратите внимание, что поэт использует интересный прием, чтобы лучше показать борьбу между Весной и Зимой. Он изображает их, как живых людей. И вы это почувствовали и отметили в своих высказываниях. Вот почему слова Зима и Весна написаны с заглавной буквы. И действия, которые они совершают, это действия,которые совершают люди.

6. Работа по содержанию.

– Чтобы лучше представить характер наших героев перечитайте текст и найдите действия, которые совершает Зима и Весна. Подчеркните их.

– Зачитывают выбранные слова.

Зима :

злится-1

хлопочет-3

ворчит-3

взбесилась-4

пустила-4

(снегом) .

Весна:

стучится-1

гонит (Зиму)-1

хохочет-1

шумит-3

умылась-5

стала (румяной) .

– Открывается запись этих слов на доске.

– Похожи ли действия наших героев?

– Как поэт называет Зиму?(Злой ведьмой)

– А Весну?(Прекрасное дитя).

Почему?(Потому что весна только нарождается,а зима уже отжила свое время).

– Кто вам больше понравился?

– Словесное рисование.

Какие вы бы взяли краски?

– Как изобразили бы Весну и Зиму?

Работа над выразительным чтением стихотворения. Слушая аудиозапись этого стихотворения,обратите внимание на паузы при чтении, логические ударения, на то как читаются действия, которые совершают Зима и Весна.

– Прослушивание аудиозаписи.

– Понравилось ли вам чтение стихотворения?

– Как же его надо читать?( Бодро,весело, но не очень быстро).

– Чтение стихотворения по абзацам. Постановка логического ударения.

– Чтение каждого четверостишия несколько раз, и при этом логическое ударение в каждой строке ставить на другие слова. Проследить, изменится ли при этом тон.

7. Ребята! Вы прочитали стихотворение " Зима недаром злится" Федора Ивановича Тютчева. А русский композитор Цезарь Антонович Кюи написал музыку к этим стихам. Получилось целое произведение и назвал он его " Весна".

– Слушание музыки. Понравилась ли вам это музыкальное произведение?

– Как развивалась музыка?

Музыка Зимы затемненная, звучит тихо, словно хочет навредит Весне. Она ей посылает зло,холод, вьюгу.

– Музыка Весны-ясная, светлая, исполняется немного громче, чем музыка Зимы.

– Поэт подчеркнул уходящую Зиму как уходящее от людей зло. Композитор сразу обратился к красавице -Весне. Что для вас Весна?Для человека весна-это обновление жизни, это вечная молодость, обновление природы.

ИТОГ УРОКА

– Что каждый из вас открыл новое для себя на уроке?

– Что больше всего запомнилось на уроке?

– Какое у вас настроение . Покажите мимикой.

Метки: Литература