Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Словарь литературных терминов. Необходимый для сдачи егэ по литературе и русскому языку

Словарь литературных терминов. Необходимый для сдачи егэ по литературе и русскому языку

Словарь литературных терминов. Необходимый для сдачи егэ по литературе и русскому языку

Аллегория – троп, заключающийся в иноска­зательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Напри­мер, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, ковар­ство – в виде змеи и т. д

Аллитерация — повторение одинаковых со­гласных звуков или звукосочетаний как стилисти­ческий прием (Шипенье пенистых бокалов и пун­ша пламень голубой. Пушк. ).

Антитеза – стилистическая фигура, служа­щая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, об­разов. Антитеза часто строится на антонимах (Ты богат, я очень беден, //Ты прозаик, я поэт. Пушк. ).

Антонимы – слова, имеющие противополож­ные значения (твердый – мягкий, молодость -старость, уважать – презирать, здесь – там и т. д. ).

Анафора – стилистическая фигура, заключа­ющаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда, т. е. стиха, строфы, прозаического отрывка (Не напрасно дули ветры, I/ Не напрасно шла гроза. Есенин. ).

Архаизмы пастух и др. ).

Бессоюзие – стилистический прием, основан­ный на бессоюзном употреблении однородных чле­нов предложения или частей, сложного предложе­ния [Швед, русский колет, рубит, режет. Пушк. Волков бояться – в лес не ходить. Посл. ).

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значе­ния и т. д. какого-либо предмета, явления (В сто сорок солнц закат пылал. Маяк,).

Градация – стилистическая фигура, состоя­щая в расположении слов в порядке усиливающе­гося или уменьшающегося значения {Осенью ко­выльные степи. . . получают свой особенный, само­бытный, ни с чем не сходный вид. Акс. Не слом­люсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. Берг. ).

Диалектизмы – словаг получившие распрос­транение в определенной местности {кочет – ли­тер, петух, качка ~ литер, утка, баить, гутарить – литер, говорить, гарбуз – литер, тыква).

Именительный представления – вынесение существительного, обозначающего предмет мысли на первое место в высказывании для особенного выде­ления с последующим его дублированием личным или другим местоимением {Любовь. -. каждый представля­ет ее себе по-своему, у каждого свои воспоминания).

Инверсия - изменение обычного порядка слов в предложении с целью увеличить выразительность речи {Выхожу один я на дорогу. . . Лерм,).

Ирония — троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном букваль­ному с целью насмешки {Отколе, умная, бредешь ты , голова?-так , встретяся с ослом, лиса его спросила.

Историзмы-– устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реа­лий, которые они обозначали (боярин, дьяк, оприч­ник, коллективиза­ция, чекист).

Литота-– стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом преуменьшении (. . . А сам с ного­ток. Н/кр. ).

Метафора -– троп, заключающий скрытое сравнение, образное сближение слои на базе их переносного значения (На нити праздного веселья I'/Низал он хитрою рукой //Прозрачной лести ожерелья //И четки мудрости златой(П). ,

Метонимия – троп, основанный на обозначе­нии предмета или явления по одному из его при­знаков (Из рук моих I/ Ветхий Данте выпадает. Пушк. Янтарь в устах его дымился. Пушк. ).

Многосоюзие – стилистическая фигура, состо­ящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных чле­нов (Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

Неологизм — слово или оборот речи, создан­ный для обозначения нового предмета или для выражения нового понятия (компьютеризация, пиар, межрегиональная депутатская группа).

Обращение – то или иное называние слуша­телей, часто с последующим употреблением глаго­лов во втором лице множественного числа (в нача­ле речи и в другой ее части) (Друзья! Поймите меня: я выступаю по долгу совести).

Оксюморон – стилистическая фигура, состоя­щая в соединении двух понятий, логически исключающих одно другое (горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание).

Олицетворение – особый вид метафоры, ос­нованный на переносе признаков живых существ на неодушевленные предметы (О чем ты воешь, ветр ночной, //О чем так сетуешь безумно? Тютч. ).

Омонимы – слова, принадлежащие к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но различные по значению (брак – 'супружество' и брак – 'испорченная продукция'; заставить ме­белью и заставить работать).

Парадокс — высказывание, внешне построен­ное, на первый взгляд, как противоречащее здра­вому смыслу, ложный алогизм (Хочешь мира – готовься к войне).

Параллелизм – аналогия, сходство, общность характерных черт; в поэтике – одинаковое син­таксическое и интонационное построение следую­щих друг за другом предложений (Твой ум – глу­бок, как море, //Твой дух – высок, как горы. . . Брюс. )

Паронимы – однокоренные слова» близкие по звучанию, но разные по значению или частично со­впадающие в своем значении (невежа – невежда).

Парцелляция – расчленение предложения с выводом за его пределы членов, контактирующих с ним в качестве отдельного неполного предложе­ния и стилистически усиливающих основную часть (Я требую амнистии. Я требую, чтобы она была полной и всесторонней. Без оговорок. Без ограни­чений, Гюго).

Перифраз(а) – троп, состоящий в употреблении вместо собственного имени или названия опи­сательного оборота (царь зверей вместо лев; черное золото вместо нефть; автор «Войны и мира» вме­сто Лев Толстой).

Простой повтор – использование одного сло­ва дважды или трижды подряд (Зимы ждала, ждала природа. Пушк. ).

Профессионализм -– слово или выражение, свойственное речи той или иной профессиональ­ной группы (в речи моряков склянка – 'полчаса', в речи шахтеров выдать на-гора – "поднять из шахты на поверхность земли' и т. п. ).

Риторический вопрос – предложение, содер­жащее утверждение или отрицание в форме воп­роса, на который не ожидается ответ (На кого не действует новизна? Чех. ).

Риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адре­суется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему, тем самым уси­ливается выразительность речи (Мечты, мечты! Где ваша сладость? Пушк. ).

Синекдоха — частный случай метонимии, сти­листический оборот, состоящий в употреблении названия большего в значении меньшего, целого в значении части, и наоборот: Все флаги (вместо ко­рабли) в гости будут к нам. Пушк. Пикейный жи­лет (вместо человек в пикейном жилете)

Синтаксический параллелизм – см. параллелизм

Синонимы – слова, близкие или тождествен­ные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или тем и другим (горячий, жаркий, жгучий, знойный, об­жигающий, палящий; растратить, расточить книжн. , растранжирить прост. ).

Сравнение ~ троп, основанный на уподобле­нии одного предмета другому на основании общего у них признака (Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Лерм. Ее любовь к сыну была подобна бе­зумию. Горьк. ).

Тавтология ~ смысловая избыточность, зак­лючающаяся в употреблении в одной фразе несколь­ких однокоренных слов (проливной ливень).

Термин — слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве (префикс, позитрон, дуэт, аккумулятор).

Троп ~ оборот речи, в котором слово или вы­ражение употреблено в переносном значении в це­лях достижения большей художественной вырази­тельности. Наиболее распространенные виды тро­пов: аллегория, гипербола, ирония, литота, мета­фора, метонимия, олицетворение, перифраза, си­некдоха, сравнение, эпитет (см. эти термины в ал­фавитном порядке).

Умолчание — оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, пре­доставляя читателю или слушателю самому дога­даться, что именно осталось невысказанным (Но слушай: если я должна тебе. . . кинжалом я вла­дею, я близ Кавказа рождена. Пушк. ).

Устаревшие слова – см. архаизмы и исто­ризмы.

Фигура речи (фигура риторическая, фигура стилистическая) – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления вырази­тельности высказывания. Наиболее распространен­ные фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, ри­торический вопрос, риторическое обращение, умол­чание, эллипсис, эпифора (см. эти термины в ал­фавитном порядке).

Фразеологизм – лексически неделимое, устой­чивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание {бить баклуши, держать камень за пазухой, работать спустя рукава, ще­котливый вопрос).

Функциональные стили – стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связанными с той или иной сферой деятельности человека. Обычно выделяют разговорный, офици­ально-деловой, научный, публицистический, худо­жественный стили.

Эвфемизм – смягчающее обозначение чего-нибудь, особенно неприличного, грубого (То, что вы утверждаете, не совсем точно вместо вы лжете).

Эпитет – художественное, образное опреде­ление (веселый ветер, мертвая тишина, седая старина, черная тоска).

Эллипсис ~ пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации (Офицер ~ из пистолета, Теркин ~ в мягкое штыком, Твард. ).

Эпифора — стилистическая фигура, противопо­ложная анафоре, заключающаяся в повторении од­них и тех же элементов в конце каждого параллель­ного ряда, т. е. стиха, строфы, предложения (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? Гог. ).

Метки: Литература