ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕЖИМНЫХ И КОНСТРУКТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ РАЗРАБОТАННОГО ПОГРУЗЧИКА НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ С ЛОПАСТНЫМ ПИТАТЕЛЕМ НА СТЕПЕНЬ ТРАВМИРОВАНИЯ ЗЕРНА ПРИ ПОГРУЗКЕ
Производимые в настоящее время погрузчики зерна наряду с достаточной производительностью имеют ряд недостатков, в числе которых высокая энергоемкость процесса погрузки и значительный процент травмирования зерна. Вышеперечисленные показатели напрямую зависят от соответствия конструкции питателя погрузчика физико-механическим свойствам зерна.
В Саратовском государственном аграрном университете разработан погрузчик зерна непрерывного действия, позволяющий эффективно производить погрузочные операции с зерном [1, 2].
Отличительной особенностью разработанного погрузчика является вертикальное внедрение лопастей в груз, что позволяет снизить травмируемость зерна и энергетические затраты за счет исключения ударных воздействий.
Одной из задач при проведении лабораторно-полевых исследований являлось определение влияния конструктивных и режимных параметров питателя на повреждение зерна. Для этого ставилась дополнительная серия опытов в виде однофакторного эксперимента. Для определения влияния частоты вращения барабана на степень травмирования такие параметры, как скорость движения скребкового транспортера и форма планки, задавались оптимальными значениями. Проводились опыты с изменением частоты вращения барабана в пределах от 0,2–1,2 с–1. После каждого опыта бралась навеска по ГОСТ 12036-85, отсчитывалось 100 семян, и навеска направлялась на проращивание по ГОСТ 12038-84. Затем менялась скорость скребкового транспортера, а частота вращения барабана и форма планки фиксировались на оптимальных значениях. Результаты исследований представлены на рисунках 1–3. Последние показывают, что в целом повреждение зерна после погрузки барабанным питателем не превышает 1,5–1,7%. Зависимость травмируемости от частоты вращения барабана и скорости движения скребкового транспортера имеет линейный характер и возрастает с увеличением скоростей. При оптимальных скоростях травмируемость составляет соответственно 0,5 и 0,7%. Если рассматривать конструктивный параметр (форма планки), то травмируемость зерна возрастает с использованием планок «а» и «с», так как при входе в массив тыльная сторона этих планок оказывает ударное воздействие на зерно.
Согласно проведенным исследованиям наименьшее повреждение оказывает плоская планка «b», так как при входе в зерно в этом случае осуществляется минимальное воздействие [3, 4, 5].
ЛИТЕРАТУРА
- Пат. на полезную модель 88659. Погрузчик зерна / П. И. Павлов, Р. Р. Хакимзянов, С. С. Сизов, А. Е. Съемщиков. – Бюл. № 32.
- Хакимзянов Р. Р., Сизов С. С. Погрузчик зерна // Сельский механизатор. – 2010. – № 8. – С. 32–33
- Хакимзянов Р. Р., Сизов С. С. Погрузчик зерна // Вестник Са ратовского госагроуниверситета им. Н. И. Ва вилова. – 2010. – № 9. – С. 27–29.
- Сизов С. С. Конструктивно-технологическая схема погрузчика зерна // Молодые ученые – агропромышленному комплексу По волжского региона : сб. науч. работ Вып. 4. – Саратов, 2007. – С. 128–130.
- Хакимзянов Р. Р., Сизов С. С. Методика лабораторных исследований зернопогрузчика непрерывного действия // Вавиловские чтения – 2009 : мат. Междунар. науч.-практ. конференции. – Са ратов : Научная книга, 2009. – С. 342–345.
Метки: Сельское и лесное хозяйство