Звездное небо
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию разработку урока по астрономии «Звездное небо».Проведение подобного урока считаю необходимым, так как зачастую ребята, несмотря на прослушанный учебный курс астрономии , остаются равнодушными к звездному небу или абсолютно не ориентируются по нему , хотя у многих есть такое желание – поближе познакомиться с созвездиями. Такой урок, также, дает возможность поставить много оценок учащимся (что немаловажно ввиду ограниченного числа занятий): за поиск информации, за сделанные доклады, за оформление урока…Возможно на основе этого занятия проведение интегрированного урока «астрономия + литература», т.к. в творчестве поэтов Серебряного века (которое как раз в это время изучают одиннадцатиклассники) есть множество произведений, связанных с космосом, мирозданием, философским осмыслением места человека во Вселенной.
Звездное небо
- Длительность урока – два учебных часа, можно сделать его внеклассным мероприятием, тогда длительность – на усмотрение организаторов.
- Необходимое оборудование: карта звездного неба, два диапроектора, наборы слайдов («Созвездия» и репродукций различных художников), магнитофон и кассета с записью «космической» музыки.
Первая часть
Введение (учитель): краткие сведения о звездах (яркость, светимость, звездная величина, цвет, двойные звезды, скопления); что такое созвездие, сколько их, древнейшие названия, зодиакальные созвездия; переход к основной цели урока (познакомиться с некоторыми созвездиями, научиться находить их на звездном небе, величие которого вдохновляло поэтов и художников).
Вторая часть
Знакомство с картой небесной сферы (учитель – структура карты), затем слово ученикам:
Большая Медведица (рассказывает ученик – расположение созвездия, основные звезды, их название, интересные особенности, легенда, связанная с названием созвездия, изображение его на арте Гевелия, интересные объекты в зоне этого созвездия).
Малая Медведица (ученик – по той же схеме).
Учитель показывает созвездия Дракона и Кассиопеи.
Лира (ученик по схеме).
Лебедь (аналогично).
Учитель показывает созвездие Орла («летний треугольник»).
Возвращаемся к созвездию Большой Медведицы, и ученик рассказывает о созвездии Волопаса по той же схеме.
Рассматриваем звездную карту правее Большой Медведицы: созвездие Льва (ученик по той же схеме).
Близнецы (- // -).
Орион (- // -).
Большой Пес (- // -).
Кратко о неназванных ранее зодиакальных созвездиях (учитель или ученик).
Третья часть
Для того, чтобы ученики научились ориентироваться на звездном небе, показываю им со слайда фрагмент карты, а затем рядом с другого слайда изображение (фото) этого же района звездного неба. Пытаемся находить нужные объекты. И так далее, участок за участком рассматриваем и изучаем.
Четвертая часть
Завершаю урок параллельным показом участка звездного неба, и слайдовых репродукций картин известных художников (например, Н.Рерих, С.Рерих, К.Васильев, С.Дали…). Сопровождается показ чтением «Звездного венка» сонетов М.Волошина и тихой музыкой (например, Д.Маруани «Волшебный полет»). По окончании показа можно обсудить, что такое «венок сонетов».
P.S.: Набор обсуждаемых созвездий составляется по желанию учителя и учеников.
Список литературы
1. Дагаев М.М. «Книга для чтения по астрономии» М.: «Просвещение», 1984.
2. Максимачев Б.А., Комаров В.Н. «В звездных лабиринтах». М.: «Наука», 1978.
3. «Энциклопедия для детей. Астрономия». М.: «Аванта +», 1997.
12.11.2003