Компьютер на уроке
С учетом современных реалий учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно?
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Информацию по любой теме ребенок может получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью компьютера.
При проектировании урока учитель может использовать различные программные продукты. Выбор системы программирования определяется поставленной задачей и знаниями педагога. Наиболее эффективными являются языки программирования, но их применение для преподавателя- предметника затруднительно. Составление проекта при помощи языка программирования требует специальных знаний и навыков, а также больших трудозатрат. Более приемлемым для обычного учителя является пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Assecc и электронные презентации PowerPoint. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени составить урок. Именно это должно быть решающим фактором при выборе программы. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией. Эти возможности позволяют создавать уроки различной направленности и всевозможной конфигурации. Простой интерфейс программы дает возможность использовать ее для выполнения проектных заданий учениками самостоятельно.
При выполнении той или иной работы необходимо применение определенной конфигурации компьютера. Составление презентации предполагает обработку графики и видеоизображения, которое требует процессор с частотой около 2000 Мгц, оперативной памяти 512 Мб, жесткий диск емкостью 80 Гб, видеоплаты с памятью 64 Мб и пишущий CD ROM. Для эффективного ввода информации, при составлении презентации, необходима веб- камера, планшетный сканер или цифровой фотоаппарат.
Проектирование урока- это основной вид деятельности учителя в школе. На современном компьютере можно реализовать различные формы обучения и контроля. Наиболее эффективны уроки с применением видеоинформации, которая содержит моделирование природных процессов. Традиционно применяется тестирование по определенным темам. Компьютер позволяет разнообразить содержание тестов и дает возможность строго дозировать время для задания.
После определения темы урока и вида презентации учитель составляет блок- схему (Рисунок1), определяется с содержанием отдельных частей. По блок- схеме составляется шаблон презентации и каждый слайд заполняется нужным материалом, слайды соединяются по необходимости гиперссылками. После завершения работы по заполнению урока следует проверить работу презентации и при необходимости провести отладку.
В проекте (Приложение 1) представлен урок по астрономии на тему “Звездное небо, его изменение в течение года” . Целью урока было ознакомление учеников с видом звездного неба и изменением его в течение года. Задачами урока было определение созвездий, запоминание их названий и названий ярких звезд, а также их расположение в определенное время года. Презентация составлена по материалам приложения к “Первое сентября” (Физика). Графическая информация вводилась с помощью сканера и при необходимости обрабатывалась программой Paint. На составление этого урока было затрачено около 3 часов. Полная презентация представлена на сайте регионального центра Интернет образования www.mari.fio.ru.На основе этой презентации можно в дальнейшем составлять другие уроки, что займет гораздо меньше времени. Работа с презентациями предполагает минимальные знания правил алгоритмического программирования. Для увеличения эффективности работы учителя возможно составлении универсальных форматов презентаций, которые имеют определенный алгоритм и оформление. При необходимости пустой формат заполняется рабочим материалом, который может набираться в формате doc и связываться с презентацией при помощи режима “связанного объекта”. Данный режим находится в меню “вставка” на строке “объект” во вкладке “создание из файла” установить галочку на “связь с объектом” и выбрать имя файла с которым будет установлена связь. Применять методику связанного объекта позволяет оптимизировать составление однотипных уроков.
Таким образом, мы пришли к выводу, что компьютер, как инструмент, вполне доступен и даже необходим обычному учителю. Его применение достаточно эффективно при различных видах учебной деятельности. Он высвобождает время учителя, разнообразит учебный процесс.
Литература
- Сказка о четверке, Константин Кноп, 2003, “Компьютерра” ,№313
- Занимательное программирование. С. Симонович, Г. Евсеев, 2002 Москва АСТпресс.
- Компьютеризация учебного процесса. Лунин С.М., Физика в школе , 2004, №2,3.
17.02.2005